Напоминание

Как обучать детей звуковому анализу слов.


Автор: Чухланцева Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №43
Населённый пункт: г.Воткинск, Удмуртская республика
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: Как обучать детей звуковому анализу слов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей.

Как обучать детей звуковому анализу слов.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-

синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со

звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является

звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на

составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает

слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не

воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность

составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки

в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих

порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,

"живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение

фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа

и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка

отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа

подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества

звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение

дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и

мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не

встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к.

воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре

йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без

участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит

(Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие

звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик.

Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять

синий квадратик, если мягкий – зелёный. (Снег, зима, лыжи и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука.)

- Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [К].)

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, глухой, твёрдый.)

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком.)

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О].)

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный.)

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком.)

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т].)

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой.)

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком.)

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ.)

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К.)

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О.)

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т.)

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ.)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать

звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда

овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с

тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят

её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это

создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние

букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает

детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил

графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе

(дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие

задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,

вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное

ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного

выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или

иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста

спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать

специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем

обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало,

середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом.

Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их

следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании

звуковой структуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую

последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение

звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало,

середина, конец слова), полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных

действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные

обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие

согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,

предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в

предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет

произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными

Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом

случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово

трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения

элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в

слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения

первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения

последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр,

зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Дидактические игры

«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком

придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний

звук предыдущего слова.

«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или

другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало,

середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т,

ребенок должен догадаться, какое это слово.



В раздел образования