Автор: Брызгалова Надежда Ивановна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ СОШ 143
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: презентация к проекту "Приемы устного счета на уроках математики"
Тема: "Приемы устного счета на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Приёмы устного счёта
Актуальность
Счёт в уме является самым древним и простым способом
вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает
память и помогает усваивать предметы естественно-
математического цикла.
Знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся
необходимым даже при полной механизации всех наиболее
трудоёмких вычислительных процессов. Устные вычисления
дают возможность не только быстро производить расчёты в
уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять
ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью
калькулятора. Кроме того, освоение вычислительных навыков
развивает память.
Мы хотим остановиться на способах
сложения, вычитания, умножения, деления,
для производства которых достаточно
устного счета или применения ручки и
бумаги.
Мотивацией для выбора темы послужило
желание продолжения формирования
вычислительных навыков, умения быстро и
чётко находить результат математических
действий.
Цель проекта
Изучить и научиться применять
некоторые способы быстрого счета,
для производства которых достаточно
устного счета или применения ручки и
бумаги.
Умножение на 9
Чтобы умножить на 9 нужно
умножить число на 10 и вычесть
исходное число.
23×9=23×10-23=230-23=207
14×9=14×10-14=140-14=126
42×9=42×10-42=420-42=378
Пример:
Умножение двузначного
числа на 11
Для того чтобы умножить
двузначное число на 11 нужно
сложить эти две цифры вместе и
поместить сумму посередине.
12×11=132
24×11=264
83×11=913
49×11=539
Пример:
Быстрое возведение в
квадрат чисел,
заканчивающихся на
пять
Для этого надо отбросить от числа
эту пятёрку и умножить на
следующее число, а потом
приписать 25.
25×25=625
(2×3=6,приписать25)
35×35=1225
75×75=5625
Пример:
Деление на 5 чисел
оканчивающихся на 0
Чтобы разделить число на 5 надо
умножить на 2 и убрать 0 в конце.
480:5=96
(480×2=960
и убрать 0)
70:5=14
590:5=118
Пример:
Умножение на 5 чисел
оканчивающихся на 0
При умножении на 5 делим на 2 и
приписываем 0.
480×5=2400
(480:2=240 и
приписать 0)
590×5=2950
610×5=3050
Пример:
Умножение на 22,33, …,
99
Чтобы двузначное число умножить
на 22, 33, …, 99, надо этот,
множитель представить в виде
произведения однозначного числа
(от 2 до 9) на 11, то есть 44=4×11.
Затем произведение первых чисел
умножить на 11.
24×22=24×2×11=48×11=528
37×66=37×6×11=222×11=2442
45×77=45×7×11=315×11=3465
Пример:
Умножение на 25
Чтобы умножить число на 25, надо
это число разделить на 4 и
умножить на 100.
484×25=(484:4)×100=
=12100
312×25=312:4×100=78×
×100=7800
Пример:
Деление на 25
Чтобы число разделить на 25, это
надо число разделить на 100 и
умножить на 4.
12100:25=12100:100×4=
=484
567:25=567:100×4=5,67×
×4=22,68
827:25=827:100×4=8,27×4=
=33,08
Пример:
Умножение на 75
Чтобы число умножить на 75, надо
это число разделить на 4 и
умножить на 300.
32×75=(32:4)×300=
=8×300==2400
245×75=245:4×300=
=61,25×300=18375
Пример:
Деление на 75
Чтобы число разделить на 75, надо
это число разделить на 300 и
умножить на 4.
2400:75=300×4=32
762:75=762:300×4=
=2,54×4=10,16
36:75=36:300×4=
=0,12×4=0,48
Пример:
Умножение на 125
Чтобы умножить число на 125, надо
это число разделить на 8 и
умножить на 1000.
32×125=(32:8)×1000==
4000
57×125=57:8×1000=
=7,125×1000=7125
Пример:
Деление на 125
Чтобы разделить число на125, надо
это число разделить на 1000 и
умножить на 8.
4000:125=4000:1000×8=
=32
73:125=73:1000×8=
=0,073×8=0,584
Пример:
Умножение на 37
Чтобы устно умножить число на 37,
надо это число разделить на 3 и
умножить на 111.
24×37=(24:3)×111=8×111=
=888
720×37=720:3×111=240×111=
=26640
Пример:
Деление на 37
Чтобы устно разделить число на 37,
надо это число разделить на 111 и
умножить на 3.
999:37=999:111×3=9×3=
=27
222:37=222:111×3=2×3=6
444:37=444:111×3=4×3=
=12
Пример:
Умножение на 111, 1111 и
т.д.
Чтобы двузначное число умножить
на 111, 1111 и т.д., надо мысленно
цифры этого числа раздвинуть на
два, три и т.д. шага, сложить цифры
и записать соответствующее
количество раз их сумму между
раздвинутыми цифрами.
Пример:
72×111111==7999992
19×111=2109
Умножение чётных
чисел на 15
Делим число на 2 и прибавляем к
искомому числу, затем всё
умножаем на 10.
14×15=(14:2+14)×10=
21×10=210
56×15=(56:2+56)×10=
=(28+56)×10=84×10=840
Пример:
Умножение чётных
чисел на 15
Делим число на 2 и прибавляем к
искомому числу, затем всё
умножаем на 10.
14×15=(14:2+14)×10=
21×10=210
56×15=(56:2+56)×10=
=(28+56)×10=84×10=840
Пример:
Умножение на 101
Для того чтобы умножить число на
101, надо приписать число к
самому себе.
45×101=4545
13×101=
=1313
78×101=7878
Пример:
Перемножение
двузначных чисел,
меньших, чем 20
Чтобы перемножить двузначные
числа, меньшие, 20, надо к одному
из чисел прибавить число единиц
второго множителя, сумму
увеличить в 10 раз и сложить с
произведением цифр разряда
единиц обоих чисел.
18×13=234
15×19=285
Пример:
Как вычитать от 100,
1000, 10000 и т.д.
Примеры: 100-58=42
1000000-795238=204762
1000-546=454
Умножение на 15, на
125, на 75
15
Примеры:
18×15=18×11/2×10=27×10=270
45×15=45×11/2×10=67,5×10=675
24×15=24×11/2×10=36×10=360
125
Примеры: 26×125 = 26×11/4 ×100=
32,5×100= 3250
47×125 = 47×11/4×100
=58,75×100=5875
24×125=24×11/4×10=30×100=3000
75
Примеры: 18×75= 18×3/4×100
=13,5×100=1350
25×75=25×3/4×100=18,75×100=1875
44×75=44×3/4×100=33×100=3300
Заключение
Освоение описанных выше приёмов
устного счёта поможет школьникам
быстро выполнять арифметические
действия, что будет способствовать
развитию памяти и повышению
математической культуры мышления.