Напоминание

Развитие творческих способностей на уроках немецкого языка.


Автор: Елена Ивановна Чивикова
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Дубровская №2 СОШ
Населённый пункт: Брянская область,п.Дубровка
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Развитие творческих способностей на уроках немецкого языка.
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Дубровская №2 СОШ

Обобщение педагогического

опыта

учителя немецкого языка , Чивиковой Елены Ивановны

Тема: «Развитие творческих

способностей на уроках

иностранного языка»

Дубровка

2024 г.

Содержание.

Введение. Актуальность выбранной темы.

1.

Условия возникновения познавательного интереса к учебе.

2.

Способы развития познавательного интереса у учащихся.

3.

Ролевая игра – неотъемлемая часть формирования познавательного интереса и

творческой активности детей на уроке.

4.

Роль современных компьютерных технологий для повышения интереса на

уроках иностранного языка

5. Проектная методика – эффективное средство для формирования творческой

активности учащихся.

6. Заключение.

Введение.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной

познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с

высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности

общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке,

иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления,

способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного

обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение,

которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует

формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной

деятельности.

Основной целью

обучения иностранного языка в средней школе является развитие

личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной

коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой

им иноязычной речевой деятельности.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на

свойственной человека врожденной познавательной потребности. Познавательный

интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие

интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и

свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является

показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в

организации обучения. Эта проблема очень актуальна на сегодняшний день.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на

уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым

грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями

доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и

прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса.

В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес

является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как

знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным

фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на

развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А.Н.Леонтьев,

подтверждая свою мысль словами Л.Фейербаха: "То, для чего открыто сердце, не может

составить тайны для разума".

Скука на уроке - один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего

учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за

это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету

падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но

и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезно-

го урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога.

Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как

бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком недостаточно только

воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей

ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для

раскрытия личности учащегося.

I. Условия возникновения познавательного интереса к учебе.

Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к

учению?

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому

процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой

ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен,

однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности,

важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его

разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее

для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников

ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение

должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция,

заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на

его отношение к предмету.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Чтобы

овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизводить материал учебника.

Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся увеличивает

эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.

II. Способы развития познавательного интереса у учащихся.

Обобщая многолетний опыт преподавателей немецкого языка, я сделала вывод, что

одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической

практике способов развития познавательного интереса, является творческое задание.

В моей практике на учебных занятиях применяются различные варианты творческих

заданий:

1.

Разучивание и исполнение песен.

2.

Инсценировка диалогов.

3.

Разработка и представление мультимедиа презентаций учащимися и

преподавателем.

4.

Изготовление поделок к календарно - обрядовым праздникам

(пасхальные, рождественские сувениры).

1.

Сочинение стихов, сюжетных зарисовок, небольших рассказов.

2.

Организация праздников для учащихся младших классов с приглашением

родителей.

3.

Участие учащихся старших классов в научно-практической конференции.

4.

Сюжетно ролевые игры и т.п.

Широкое применение вышеназванных творческих заданий способствует формированию

лингвистической компетенции обучающихся.

Так, в начальной школе я использую стихи в фонетической зарядке. Они не только

развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании

навыков аудирования. Содержание текстов песен способствует расширению активного

запаса слов обучающихся. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании

грамматических явлений, механической памяти. В этом качестве я подбираю, как правило,

несложные в языковом плане песни, нередко это песни, не являющиеся аутентичным

материалом, а специально разработанные для тренировки какого-либо грамматического

правила.

Большое внимание в своей работе на уроке я отвожу инсценировке диалогов. Они

способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить

сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную

атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и

обучающемуся и являются одним из важных средств нравственного воспитания личности,

формирования познавательного интереса учащихся к иностранному языку.

Приведенному комплексу при правильной организации отвечают активные формы и

методы обучения, игровой метод в частности. Использование игр в своей работе я считаю

одним из важных методов в своей работе. В процессе игровой деятельности происходит

обучение действию посредствам самого действия. Усвоение знаний осуществляется в

контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена

деятели педагогической науки. "Игра есть высшая ступень детского развития, развития

человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир

с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее",— отмечал немецкий

педагог Ф.Фребель в начале прошлого века.

Нередко наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой служили и

призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без

исключения этапах их возрастного развития, рано угасает. Это ведь не секрет, что те

молчуны, из которых на уроке слово не вытянешь, в играх, случается, становятся такими

активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии.

Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое

психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную

возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и

уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Мышления часто смелого,

масштабного, нестандартного.

III. Ролевая игра – неотъемлемая часть формирования познавательного интереса и

творческой активности детей на уроке.

Большое значение для формирования познавательного интереса у учащихся я придаю в

своей работе ролевым играм. Их можно использовать как в начальной школе , так и в

старших классах . Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её

участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального

общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом

мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных

языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны

теории ролей, разработанной социологами и социопсихологами. Социальная среда, в

которой человек рождается, выступает по отношению к нему как первичная социализация.

В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке.

Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо

воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком.

В этой связи социологи говорят о вторичной социализации, имитирующей первую.

Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный,

условный характер. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных

людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и

перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она

предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В

ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров

переплетается теснейшим образом. Например, разыгрывается ситуация «Утро

школьника». Мать входит в комнату. Ласково касаясь спящего, она говорит: «Вставай

сынок, уже 7 часов, пора…»

Действительность – комната, в которой спит мальчик и в которую входит

мать, время и место действия составляют фон на котором совершается речевой поступок

(обращение к сыну), т. е. осуществляется функция языка как средства общения. Из этого

основного свойства ролевой игры вытекает

ряд других, делающих её эффективным средством обучения устной речи.

2) Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно –

побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных

условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей

опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла

атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю

потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако,

чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение

(словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют

саму цель – общение и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания,

вызванные к жизни директивно: «Расскажи о своём друге», «Расскажи о своей семье», так

как учителю хочется проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий

языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за

пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если учащиеся

вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают

общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до

субъективного мотива.

Например, я часто разыгрываю с учащимися сцену в каком –либо кружке. Ученик –

член этого кружка приводит сюда своего друга. Руководитель кружка сообщает ребятам,

что кружок уже полностью укомплектован. Тогда ученик рассказывает о своем друге,

убеждая руководителя кружка, что тот достоин быть принятым в этот кружок. Сама

ситуация диктует линию речевого поведения.

3) Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему

происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но

через «Я» соответствующей роли. Я, как учитель, помогаю ученику «войти» в роль. Даже

дети, которые не хотят работать на уроке, проявляют фантазию и включаются в активную

творческую работу.

4) Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении

языкового материалы. Например, реплика Hast du die Hausaufgaben gemacht?, часто

воспринимается учащимися механически, приобретает значимость в ролевой игре. Часто

на уроке я использую ситуацию матери и ребенка, отца и ребенка. Ученик, играющий

роль отца, обращается к другому ученику, выполняющему роль нерадивого сына, с

вопросом, который выражает упрек, возмущение и даже угрозу. Эмоция, сопутствующая

теперь этой реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи

с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

5) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и

партнёрства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра

строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно

взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При

распределении ролей я стараюсь учитывать как языковые, так и «актерские» возможности

учащихся, поручая одним более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же

назначая на роли «суфлеров», давая им право подсказывать на основе текста.

6) Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной

форме, знакомятся с технологией театра. Я должна побуждать детей к фантазии,

поощрять их выдумки, так как это способствует их творческому подъему в учебной

работе и побуждает познавательный интерес к предмету. Само же перевоплощение

способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих

сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто "усвоенную

информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует

формированию волевых качеств личности, а также в укреплению ее активной, творческой

жизненной позиции.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в

практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Практически всё учебное

время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и

слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику

партнера, соотнести её с ситуацией и правильно отреагировать на реплику. Игры

положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников,

способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают

своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Но ролевая игра должна отвечать определенным требованиям:

1.

Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников

интерес и желание хорошо выполнять задание, её следует проводить на основе ситуации

адекватной реальной ситуации общения.

1.

Я считаю, что ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как

содержания, так и формы, чётко организовать.

1.

Ролевая игра должна быть принята всей группой.

1.

Я стараюсь проводить её в доброжелательной, творческой атмосфере, что

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости.

1.

Я организую игры таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом

общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой

материал.

Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только

при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в

процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется.

На начальной стадии работы я активно контролирую деятельность учащихся, но

постепенно моя роль уходит на «задний план». В процессе игры я иногда беру себе

какую – либо роль, однако, не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную

форму работы под моим руководством. Обычно я беру себе роли лишь в начале, когда

школьники ещё не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом

отпадает.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Я же управляю

процессом общения: подхожу то к одному, то к другому ученику, который

нуждается в помощи, вношу необходимые коррективы в работу. В ходе игры я стараюсь

не исправлять ошибки, а лишь незаметно для учащихся записываю их, чтобы на

следующем занятии обсудить наиболее типичные. В ролевой игре всегда представлена

ситуация, которая создается как вербальными, так и не вербальными средствами:

изобразительными, графическими, монологическим (диалогическим текстом) и т. д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые

предстоит совершить, и задачу, которую следует решить.

Роли распределяю я сама, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от

особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения

ими иностранным языком. Поэтому ролевой игре следует отводить место на

завершающем этапе работы над темой.

Ролевая игра может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и

неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую.

Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые

игры, которые мы условно называем «многоактными».

Первый акт следует обеспечить опорами, последующие акты учащиеся смогут

разыгрывать самостоятельно, преобразуя языковой материал для выражения нужного

смысла и импровизируя.

Учащимся старших классов, прежде чем они станут «артистами», я

предлагаю стать «драматургами» – преобразовать повествовательный текст в пьеску.

Тексты для этой цели желательно выбирать фабульные, так как в них прослеживается

речевое / неречевое поведение действующих лиц. Особенно удобны короткие

юмористические рассказы, в которых содержится основа пьесы прямая речь, а «соль»

шутки легко превращается в кульминацию пьески. Можно также использовать фрагменты

больших по объему текстов, если они отвечают требованию фабульности.

Таким образом, ролевая игра придает учебному общению коммуникативную

направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и значительно

повышает качество овладения им, формирует большой интерес к изучению иностранного

языка и побуждает творческую активность.

Существуют разные формы ролевой игры на уроках иностранного языка с учащимися

младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Учащимся начального класса предлагается следующий сюжет. «Твой младший брат

(сестра, малыш из соседней квартиры) – дошкольник с нетерпением ждет, когда пойдет в

школу. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи

ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями». В сюжетных ролевых

играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации,

предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Учащиеся младшего

школьного возраста сохраняют некоторые особенности предшествующего возрастного

периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Они охотно

принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или

фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры

сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых

вопросов о погоде, природных явлениях, временах года я использую ролевую игру по

сюжету сказки «Теремок».

У учащихся среднего школьного возраста повышается интерес к межличностному

общению в учебно – трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение

сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни

школьника (учёбу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его жизненного опыта. В

условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается

значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем

мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников

игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения становится

имитационная ролевая игра. Имитационные игры я использую в целях формирования у

школьников социально – политической зрелости, нравственных знаний и убеждений,

воспитания идеологической стойкости.

Так, например, я часто имитирую с учащимися старшего и среднего звена дискуссию

между русскими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Учащиеся

рассказывают «зарубежным гостям» о детских и юношеских организациях нашей страны,

о своей учебе, о правах и обязанностях граждан России. В классах с высокими учебными

возможностями я провожу также игровые дискуссии, раскрывающие отношение

школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино

(способствующие формированию мировоззрения). Участие в игровой дискуссии

рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и

самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли, обмену

мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению. С учетом

выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать

имитационные деловые игры, соответствующие возрастным особенностям учащихся

старших классов, являются важным средством не только обучения иностранному языку,

но и профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего

развития.

Помимо форм игрового общения на конкретном возрастном этапе, на уроках

иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста я

организовываю ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для

формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.

Для того, чтобы вызвать больший интерес к учебе в младших классах я использую в

своей работе куклу. Идея игры с куклой, персонажем, который, воплощая определённые

человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся

на уроке. Опираясь на эту идею, кукол можно использовать для организации ролевых игр

в классе.

Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она

обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на

уроке иностранного языка. Кукла, особенно кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный

характер, подходящий, например, для обучения диалогу – волеизъявлению. Упрямый

ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или

просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое

повторение приказа. Идёт тренировка употребления модальных глаголов. Перед классом

появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу: «Как тебя зовут?

Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Что ты умеешь делать?» И т. д. За диалогом

следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.

Вот примеры игровых заданий с куклой в этой функции:

«Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу,

как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и

ветрено. «Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль

слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы – партнера увеличивается

индивидуальное

время говорения учащихся вдвое.

«Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее.

Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его

кукла. Чья кукла умеет делать больше?» Идет отработка модального глагола и активной

лексики.

IV. Роль современных компьютерных технологий для повышения интереса на

уроках иностранного языка

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе

обучения. В своей педагогической практике я рассматриваю компьютерную

технологию как «проникающую». При использовании информационных технологий в

процессе обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный

интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, тем самым

повышается уровень обученности по предмету.

В чем преимущества таких уроков:

1, Детям интересно. Они с удовольствием ходят в компьютерный класс, и даже постоянно

подходят ко мне и спрашивают, когда пойдем в следующий раз. И даже если уж один раз

пообещаем сходить в определенную дату, то они нам об этом напомнят, а если мы

забудем, то обидятся. Для них это как игра. Так как детям интересно, то естественно

восприятие у них становится более эмоциональным, и поэтому более эффективным.

1.

С помощью компьютера легко проводить тестирование. Ученики не обижаются на

оценку.

2.

Работа в диалоге с пользователем. Контроль осуществляется мгновенно. Если мы

работаем в системе тренинга, то ученик может выполнять задание до тех пор, пока

оно не будет правильным. Отсутствует страх ошибки, неправильного ответа.

3.

Возможность использования большого числа заданий. Причем их выбор может

осуществляться с помощью генератора случайных чисел. Особенно интересными

могут быть задания, в которых некоторые параметры генерируются случайным

образом. Это могут быть либо числовые данные в задаче, либо, как например, в

упражнениях по английскому языку происходить сбор фраз случайным образом

4.

Работа со структурированной и четкой информацией. Информацию можно

представить в виде таблиц, схем, рисунков. Естественно, гамма цветов больше, чем

на доске. Работа в интерактивном режиме является более эффективной т.к.

учащиеся читают не «каракули» с доски и тетради (А ведь у многих учащихся

сейчас очень плохой почерк), а с компьютера. Поэтому, например слова по

иностранному языку у них запоминаются лучше.

5.

Можно продемонстрировать множество графических иллюстраций, которые можно

либо отсканировать из книги, либо скачать из Интернета, либо с другого

электронного учебника

Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов

работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения

иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.

Наиболее действенным способом работы с компьютером я считаю использование

подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда

я задействую на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.

Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять

повтор демонстрируемого материала.

Для создания мультимедийных презентаций я использую следующие компьютерные

программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint

(делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео

файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet).

Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям,

предъявляемым к любой наглядности:

1.

простота (управления);

2.

умеренное эстетическое оформление слайда;

3.

соответствующий стиль подачи материала;

4.

отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших

классах.

На моих уроках целью презентации может быть:

актуализация знаний;

сопровождение объяснения учителем нового материала;

первичное закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой

беседы я стараюсь представить в виде слайдов, но не в виде простого текста. Вопросы

могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим

комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, я привожу 1-2 слайда из

предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление я не меняю под

новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности;

возможности использования презентации как своеобразной интерактивной,

мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый

лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также

осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала

(опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и

пр.);

возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и

гиперссылок;

возможности использовать разнообразные формы организации познавательной

деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);

активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса

обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и

запоминания нового учебного материала.

Широкое применение мультимедийных презентаций на уроках вызывает не только

большой интерес к учебе , но и порождает стремление самих учащихся к созданию их.

Это является эффективным способом обучения. В прежние времена я время от времени

давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в

учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации.

Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к

этим слайдам соответствующие комментарии.

Так в банке презентаций учащихся есть работы по таким темам как

«WieichdenSommerverbrachthabe», «DieBücherinmeinemLeben», «MeineFamilie»,

«München», «DieStädtederBRD». Как для работы на уроке, так и для внеклассных

мероприятий я готовлю и для учащихся младших классах многочисленные

мультимедийные презентации.

При работе над грамматикой я провожу уроки в компьютерном классе. Я разработала

тесты не только для проверки навыков усвоения грамматики, но и проверяю

одновременно лексику, усвоение материала в целом. Для этого я разрабатываю тесты

комбинированного характера. На уроках в компьютерном классе, как правило , нет детей ,

которым это было бы неинтересно, темп работы всегда довольно быстрый

VI. Проектная методика – эффективное средство для формирования творческой

активности учащихся.

В старшем и среднем звене дети сами, работая над проектами, прибегают к помощи

компьютерных технологий. Они сами создают презентации к урокам или внеклассным

мероприятиям. Ежегодно мои ученики принимают участие в научно-практической

конференции в школе. Защита проекта всегда сопровождается презентациями. При работе

над проектами у учащихся повышается интерес к иностранному языку, повышается

мотивация к изучению иностранного языка. Благодаря использованию новой информации

и выполнения проектной работы, повышается активность и самостоятельность в

планировании своих работ, сознательность и творчество обеспечивают прочность знаний,

навыков и умений. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в

процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная

деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Учащиеся создают один

проект на протяжении четверти, что составляет 14,2% от общего количества уроков. Темы

проектов часто носят межпредметный характер, что позволяет применять технологию

развивающего обучения.

Проектная методика является исследовательским методом, особенно в старших классах.

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует

истинное учение учеников, потому что этот метод:

• личностно ориентирован;

• использует много дидактических подходов;

• самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в

работу по мере выполнения;

• поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не в конкретном деле;

• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

В деятельности школьного НОУ я принимаю участие как научный руководитель тех

учеников, которые работают с исследовательскими проектами по немецкому языку.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику

пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство

учитель осуществляет на всех этапах выполнения работы. Исследовательские проекты

представляются учениками в разной форме в зависимости от целей их содержания: это

может быть полный текст научного исследования, тезисы, доклад с оформлением

наглядного материала, реферат проблемного характера. Исследовательские работы

сопровождаются мультимедийными презентациями.

Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр

учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и

деятельностный характер, даёт возможность использовать современные аксиологический

и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую

поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-

ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык». Таким образом,

можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей

и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер,

даёт возможность использовать современные аксиологический и культурологический

подходы к воспитанию, активизировать

При работе над грамматикой я провожу уроки в компьютерном классе. Я разработала

тесты не только для проверки навыков усвоения грамматики, но и проверяю

одновременно лексику, усвоение материала в целом. Для этого я разрабатываю тесты

комбинированного характера. На уроках в компьютерном классе, как правило , нет детей ,

которым это было бы неинтересно, темп работы всегда довольно быстрый.

Заключение.

Я работаю учителем немецкого языка .Я считаю , что тема «Развитие творческих

способностей у учащихся на уроке иностранного языка» , над которой я работаю является

очень актуальной на сегодняшний день. Наличие интереса является одним из главных

условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной ор-

ганизации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных

недостатков в организации обучения учебной деятельности.

Я, будучи учителем иностранного языка, знаю , что основной цель обучения иностранного

языка в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей

участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно

совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Обобщая

многолетний опыт преподавателей иностранного языка, я сделала вывод, что одним из

ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике

способов развития познавательного интереса и творческой активности у детей , является

творческое задание.

В своей практике на учебных занятиях я применяю различные варианты творческих

заданий.

Разучивание и исполнение песен.

Инсценировка диалогов.

Разработка и представление мультимедиа презентаций учащимися и

преподавателем.

Изготовление поделок к календарно - обрядовым праздникам

(пасхальные, рождественские сувениры).

Сочинение стихов, сюжетных зарисовок, небольших рассказов.

Большое значение для хорошего зрительного восприятия и запоминания новых слов и

выражений имеют красочный наглядно-демонстрационный материал. Тут преобладает

большое количество сказочных персонажей, героев мультфильмов, что вызывает у

учащихся активность и интерес к предмету.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка в начальной

школе является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным.

Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать

«память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения

немецкому языку.

Для поддержания интереса к учебному труду я использую игровую методику, особенно

широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация,

тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Организация праздников для учащихся младших классов с приглашением родителей

является одной из самых эффективных форм работы по развитию творческой активности

детей и поддержания интереса к предмету. Ежегодно в период проведения недели

иностранного языка я организую при поддержке родителей праздник для учащихся 2-4

классов «Мои первые шаги в немецком».

Сюжетно ролевые игры и т.п.

Широкое применение вышеназванных творческих заданий способствует

формированию лингвистической компетенции обучающихся.



В раздел образования