Автор: Ляховская Ольга Сергеевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1 г.о.г. Бор"
Населённый пункт: Город
Наименование материала: Разработка сценария тематического родительского собрания
Тема: "Раз в крещенский вечерок..."
Раздел: дополнительное образование
Тематическое родительское
собрание
«Раз в крещенский вечерок».
Работа преподавателя
МАУДО «ДМШ №1 г.о.г. Бор»
Ляховской Ольги Сергеевны
2024г.
I раздел собрания – концерт – лекция.
Раз в крещенский вечерок
. Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
( В.А. Жуковский)
Добрый вечер, уважаемые родители, гости!
Я рада видеть вас в этот крещенский вечерок на нашем праздничном
родительском собрании!
Уже многие праздники мы с вами отметили в январе: Новый год, Рождество
Христово, Старый новый год. А сегодня - праздник Крещения Господня!
А кто мне подскажет, благодаря кому мы стали праздновать Новый год 1
января? (Ответ : Петру I).
Новый год на Руси долго праздновали в марте, затем в сентябре. И наконец
«лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах»
Пётр I реформировал календарь. 31 декабря 1699 г. на Красной площади был
зачитан указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел « впредь
лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от
Рождества Христова».
Да, да, ребята, вы не ослышались, именно генваря – это древнерусское
слово, которое сейчас мы произносим января.
Ребята, скажите, без кого не обходится ни один Новый год? (Без Деда
Мороза). А вы знали, что в России, точнее, даже на Руси, существовал
языческий персонаж, отождествляемый одновременно с белобородым дедом
и с морозом – Зимник, Трескун, Снеговей, Карачун, Морозко. Как и следует
из суровых имён, он не был добрым волшебником. Он сковывал реки льдом,
усыпал землю снегом и прогонял с Руси врагов неслыханными морозами.
Главный его атрибут – волшебный «морозильный» посох. Именно с его
помощью Морозко управляет погодой. Прикосновение к посоху может
заморозить человека или зверушку, если Морозко не контролирует его силу.
Поэтому на Руси была интересная традиция – Дед Мороз не дарил подарки, а
напротив, получал их от деревенских жителей, желающих его задобрить.
Значительно позже появился в России персонаж, ныне называемый Дедом
Морозом. Ходил тогда Дед Мороз в тулупе и раздавал детям подарки,
добытые в лесу.
1).Именно о таком добром Дедушке Морозе нам расскажет стих и сыграет
песенку ученица 0 класса Христофорова Юля. (В. Витлин «Дед Мороз»).
Стих:
«Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!
Ёлку нам на праздник из лесу принёс.
Огоньки сверкают – красный, голубой.
Хорошо нам, ёлка, весело с тобой!»
2).Юля для вас подготовила ещё один музыкальный подарок: О. Геталова
«Лягушки танцуют».
Ребята, скажите, в какие игры любите играть зимой, особенно, когда много
липкого снега?
3).Тихонова Арина, ученица 0 класса, исполнит песенку «Снеговик». ( И.
Королькова «Снеговик»).
Лягушки на нашем празднике уже потанцевали, а теперь танцуют собачки.
4).Звучит «Вальс собачек» А.Артобалевской.
Стих:
«Мишка, Трезор и Полкан и Амишка
Затеяли вместе все вальс танцевать.
Но не в лад, невпопад, закружились, упали,
И начали лапы друг другу кусать».
5).А мы продолжаем тему танцев. Приглашаю на сцену ученицу 2 класса
Тюрину Сашу. Звучит «Плясовая» Н. Любарского.
А сейчас я расскажу немного о новогодней ёлке.
Впервые ёлку на площади города установили в Петербурге в 1825 году. Мода
пришла из Европы, и оттуда же явилась первая волна ёлочных игрушек,
изящных и сверкающих. Ёлки, на убранство которых тратились огромные
средства, царствовали на улицах городов вплоть до начала Первой мировой
войны, когда Император Николай II, обозвав ёлки вражеской традицией,
запретил использовать их как элемент праздничного убранства. После
революции 1917 года запрет был отменён: В. В. Ленин очень любил ёлки.
Далее, около десятилетия ( с 1926г. по 1035г.) ёлка снова была под запретом.
В конце 1935г. в газете «Правда» была опубликована небольшая заметка о
том, что украшенная ёлка могла бы порадовать детей. Сталин согласился. И в
1937г. в Колонном зале Дома союзов зажглась огромная ель с красной
звездой на макушке.
6). Муз. М. Красева «Ёлочка». Исп. ученик 0 класса Воробьёв Данил.
В зимние каникулы многие люди любят путешествовать. Давайте и мы с
вами отправимся в путешествие. Перенесёмся в эпоху Барокко.
7).А поможет нам ученик 2 класса Аноприков Саша, исполнив произведение
Анонима «В стране Барокко».
Эта пьеса основана на мотивах секвенции немецкого и английского
композитора Георга Генделя.
Сейчас отправляемся в Италию. Возвращаясь к новогодней тематике,
расскажу вам о главных новогодних героях Италии.
Главный даритель подарков в Италии – Баббо Натале, что означает Дед
Мороз, а в переводе на русский - Отец Рождества. Баббо Натале не заходит в
дом через дверь, как наш Дед Мороз, а пользуется дымоходом.
В Италии 6 января праздник Богоявления – последний праздник в череде
зимних итальянских торжеств. Именно в этот день подарки детям дарит
внешне весьма несимпатичная, но добрая фея Бефана. Честно, внешним
видом она похожа не на фею, а на ведьму. И может вредничать – если малыш
плохо себя вёл или скверно учился, ему достаётся не подарок, а чулок с
углями. Хочется отметить, что цвет Итальянского Рождества – красный. Это
и цветы и листья растения паунсетии («Рождественской звезды»), и
убранство домов, и одежда людей. Детям на праздник покупают красные
вещи, которые потом не надеваются – просто так их не носят, а к следующим
праздникам дети вырастают.
8).Приглашаю на сцену учениц 4 класса Сухорукову Диану и Низовцеву
Варю. В их исполнении прозвучит фортепианный ансамбль.
П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка».
9).Следующее путешествие в страну Германию. Ученицы 6 класса Микешина
Алиса и Фролова Ульяна исполнят в ансамбле «Немецкую песенку» П. И.
Чайковского.
Немного задержимся в Германии.
6 декабря в Германии отмечают, пожалуй, любимый детский праздник –
День святого Николауса. Это первый признак приближающегося Рождества.
Дети готовят обувь, в которую святой Николаус приносит им игрушки и
сладости. В ожидании Рождества и нового года немецкие города и деревни
преображаются в сказочные земли. Немцы любят украшать страну огнями,
гирляндами и мишурой. Пекарни дразнят ароматами миндальных и
имбирный печений и фруктовых штруделей.
Самую фантастическую новогоднюю вечеринку организуют в Берлине, где
протяжённость улицы, занятой праздничным весельем, достигают двух
километров, а фейерверки гремят больше часа.
10). Г. Гендель «Аллеманда», исп. Микешина Алиса.
Аллеманда - старинный танец эпохи Барокко.
11).В заключении нашего концерта прозвучит «Прелюдия» И.Я. Берковича.
Исп. ученица 8 класса Маша Виноградова.
II раздел концерта – святочные предсказания.
Кто мне подскажет как называется период с 7 января по 19 января?
Правильно - святки. И сейчас мы с вами немного погадаем. В крещенскую
ночь ко мне спустились с неба звёздочки с предсказаниями. Вам нужно
выбрать по одной звёздочке. На каждой написано то, что вас ожидает
впереди…
Примеры:
1).Когда станешь взрослым – будешь занимать должность директора в
музыкальной школе.
2).Скоро будешь участвовать в конкурсах и побеждать.
3).Будешь отлично учиться, если станешь к этому стремиться.
4).Будут новые друзья, смех, знакомства у тебя.
5).Когда подрастёшь, ты будешь выступать на лучших сценах.
6).В новом году будет много интересных событий.
7).Твоё предсказание в другой звезде.
8). В новом году будешь много выступать в ансамбле.
9). Цени неудачи – это возможность начать снова, но более мудро.
10). Музыка будет сопутствовать тебе всю жизнь!
III раздел – игра в музыкальные пазлы и «Угадай
мелодию».
Эта часть творческого собрания даёт возможность детям встать с места и
немного подвигаться.
Детей нужно разделить по парам. Каждой паре выдаются пазлы и картинка,
которую необходимо собрать. После того, как пазлы будут собраны –
переворачиваем их. На обороте написана новогодняя песенка, которую один
ученик из пары должен сыграть на рояле, прочитав её с листа. Родители
угадывают мелодию и все дружно поём песню. Таким образом, в процессе
игры дети развивают логическое мышление, моторику, развивают навык
чтения с листа, а родители играют в игру «Угадай мелодию».
Пример песенок:
1). «Маленькой ёлочке холодно зимой».
2). «В лесу родилась ёлочка».
3). «Джингл Белз» («Звенят колокольчики»).
4). «Как на нашей ёлке огоньки горят».
5). РНП « Как на тоненький ледок».
Заключение.
Приглушённый свет, горит ёлка, тихонько играет спокой ная музыка. В это
время говорится следующая речь:
- В зимнюю стужу, когда снежинки сверкают, а сугробы скрипят под ногами
и полозьями санок, когда день короток, как заячий хвостик, а ночь длинна,
словно Вселенная, - наступает время для подарков и огней. Для сияющих
ёлок и волшебных игрушек, для вкусного угощения и радостных вечеров в
кругу семьи…
Ребята, выходите к сцене для вручения подарков ( светящийся ёлочный
шарик и сладкий подарок каждому ученику).
Поздравление родителей и детей с зимними праздниками с пожеланиями
самого наилучшего.