Автор: Анна Михайловна Власова
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
Раздел: среднее образование
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
(методические рекомендации)
Аннотация: Написание тематического высказывания становится одним из самых востребованных
умений в письменной речи старшеклассников. Ведь его пишут на ЕГЭ, всё чаще такой вид письма
встречается на различных конкурсах и олимпиадах (в том числе всероссийской Олимпиаде
школьников). Вашему вниманию предлагаются некоторые советы и рекомендации о том, как
нужно выполнять задание С2. На написание тематического высказывания отводится 40 минут,
требуемый объем этой части составляет 200 - 250 слов. Рассмотрим формат тематического
высказывания с элементами рассуждения. Введение: начните с общего представления темы и
раскрытия ее двойственного характера. Не повторяйте слово в слово название темы. Дайте
собственную интерпретацию предложенной темы, используя перефраз, синонимы, пословицу или
афоризм. Основная часть: в отдельных абзацах(!), высказывается собственная точка зрения и
рассматриваются другие точки зрения, а также высказываются мысли по поводу того, почему та
или иная точка зрения кажется слабой или неубедительной. Заключение: надо четко подвести
итог сказанному, но при этом найти консенсус между противоречивыми точками зрения.
Заключение должно строго соотносится с введением, но не повторять его и соответствовать теме.
Конечно, ученик выполняя работы, должен знать критерии оценки своего труда, чтобы
ориентироваться на них. Данное задание оценивается по следующим критериям: • Содержание
(необходимо отразить все аспекты, указанные в задании, правильно выбрать стиль речи
соответственно стилю высказывания). Максимальный балл 3. • Организация текста (необходимо
логично построить высказывания, правильно использовать средства логической связи,
соответственно логике разделить текст на абзацы, правильно выбрать формат высказывания).
Максимальный балл 3. • Лексика (правильно использовать лексику, соответствующую
поставленной задаче). Максимальный балл 3. Методическая копилка идей учителей английского
языка ~ 22 ~ • Грамматика (правильно использовать грамматические структуры, соответствующие
поставленной задаче). Максимальный балл 3. • Орфография и пунктуация (избегать
орфографических ошибок, делить текст на предложения с правильным пунктуационным
оформлением). Максимальный балл 2. Важно знать, что на экзамене оценивается прежде всего
содержательная часть работы. Если письменное высказывание по содержанию не соответствует
поставленной в задании задаче, то по критерию «Содержание» ставится 0 баллов, и по остальным
критериям работа не оценивается. Также необходимо обратить внимание на объем
высказывания, обозначенный в задании. Если письменная часть значительно превышает объем,
то часть, выходящая за его рамки, не проверяется. С другой стороны, если письменное
высказывание меньше половины заданного, то задание не оценивается вовсе (так называемый
«технический 0»). Следует помнить, что тематическое высказывание – это не просто набор
предложений, а связный текст. Данные ниже конструкции, слова и фразы могут помочь
представить мысли логично и упорядоченно. Для вводной части: To start (to begin) with…; I’d like to
begin by saying that …; It is well known that…; It is common knowledge that…;It is universally
acknowledged that…; One cannot deny that…; The question arises… . Для связи предложений в
цельный текст: Moreover, …; Furthermore, …; Let us know turn to…; With regard to…it should be said
that…;It is important to realize that…; It is also important to know (to remember, to state) that…; We
must not forget that…; It is worth mentioning that…; It is also important that…; It should be emphasized
that…; I’d like to point out that… . Для противопоставления/сравнения: On the one hand…; On the
other hand…; In contrast (with that),…; To compare with…; On the contrary…. Для представления
своей точки зрения: I believe that…; To my mind, ...; In my opinion,…; From my point of view… . Для
представления примеров: For example…; For instance…; A case in point is…; I’d like to illustrate this
point by describing…; I’m convinced that… . Для подведения итогов/заключения: In conclusion…; To
conclude/sum up…; All things considered…; Taking everything into account/consideration…; As a
result…; To conclude…; Thus, it becomes clear that…; I’d like to finish by saying that…; From what has
been said it follows that…. Советы выпускникам: • Планируя текст, решите, сколько должно быть
абзацев и как распределить мнения (свое и других людей) по абзацам. • В процессе написания
текста обратите особое внимание на построение каждого абзаца. Начните каждый из них
предложением, которое выражает основную мысль. • Следует обратить особое внимание на
употребление оценочной лексики и использование связующих слов между абзацами. • Помните,
что тематическое высказывание такого типа пишется неофициальным стилем. В нем необходимо
четко изложить свои суждения и выразить не столько чужое, сколько свое мнение, подкрепляя
его вескими аргументами. • Проверяя работу с точки зрения содержания, обратите особое
внимание на заключение, которое должно содержать основные выводы из всего текста.
Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 23 ~ • Проверьте, нет ли в работе
грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный
лимит слов. Итак, все эти несложные рекомендации и полезные советы помогут вам в
выполнении письменного задания на ЕГЭ. Желаем удачи! Литература: 1. Гринченко Н.А.. ЕГЭ 2009.
Английский язык. Справочник. Москва, « Эксмо», 2008