Автор: Мишина Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области
Населённый пункт: Самарская область, Безенчукский район, с. Васильевка
Наименование материала: Статья
Тема: Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на
уроках литературного чтения
Мишина Г.П. - учитель ГБОУ ООШ с.Васильевка
м.р.Безенчукский Самарской области
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами
должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3.
Способность
строить
отношения
в малой
социальной
группе,
в частности —
в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить
свою работу.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская
грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности
являются
уроки
литературного
чтения,
на
которых
можно
решать
не
только
узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего
школьника.
Важной частью нашей работы учителя по данному направлению является
определение
результативности
деятельности
и
выявление
уровня
читательской
грамотности.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя
три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Рассмотрим несколько приёмов, которые я использую на уроках литературного
чтения для формирования читательской грамотности.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель:
- вызвать желание у ученика прочитать текст;
- развивать умение по заголовку текста предполагать, предвосхищать содержание;
- уметь определять характер текста;
- уметь делать предположение о цели написания текста, т.е. замысел автора.
Наиболее распространенные приемы:
«Глоссарий»
Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть
связаны с текстом.
«Ориентиры предвосхищения»
Предлагаю учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. А после
чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему
это произошло.
«Рассечение вопроса»
Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в
тексте (например, русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Верите ли вы, что…»
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения
текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1.
Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2.
Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.
К приёмам текстовой деятельности относятся:
«Чтение про себя с вопросами»
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работаем в парах. Один задаёт вопросы, другой -
отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы.
«Чтение про себя с пометками»
Этот приём использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при
чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова»
Это наиболее важные слова в тексте.
«Дерево предсказаний»
Использую при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос,
адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не
домыслами.
– Попробуем с вами применить этот прием на примере нашей сказки «Пузырь,
Соломинка и Лапоть»
Прочитайте текст и докажите, что это сказка.
-Что может сказать лапоть пузырю? (Версии)
- (Что сделал лапоть?)
- Кто предлагает выход из сложившейся ситуации?
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент?
- Почему Соломинка согласилась?
- Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке
(работа в парах)
Общее дело героев___________
Препятствие на пути_________
Разногласие_________________
Беда________________________
«Мозговой штурм»
Предлагаю детям прочитать пословицы и выбрать ту, которая подходит к нашей сказке и
почему?
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Друзья познаются в беде»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Использование этих и других приёмов во время чтения помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла.
Приёмы послетекстовой деятельности:
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
Вернёмся к нашей сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
- Давайте попробуем расставить всё по своим местам:
Первый персонаж – Лапоть. Лапоть – предмет незатейливый, повидавший многое, не зря
именно он сразу предложил относительно верный путь переплыть на Пузыре, ведь
Пузырь в воде не тонет. Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться
на другой берег.
Второй персонаж – Соломинка. Соломинка слишком тонка и силы свои не рассчитала.
Совет – трудись, но умей заранее прикинуть, справишься с работой или нет.
Третий персонаж – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в беду.
И спрашиваю ребят - Чему учит эта сказка? В чём заключается мудрость?
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных,
рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Предлагаю пройти тест.
Прочитай сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и выбери верное утверждение.
1.Главные герои сказки:
А) пузырь, лапоть и колосок
Б) соломинка, башмак и помидор
В) лапоть, соломинка и пузырь
2.Куда пошли главные герои:
А) в лес Б) в поле В) на рыбалку
3. Зачем они пошли?
А) за водой Б) рубить дрова В) за ёлкой на праздник
4. Кто первым упал в воду:
А) пузырь Б) соломинка В) лапоть
Приём «Написание творческих работ» использую на этапе закрепления изученной
темы.
- Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему?
- Какой конец сказки?
- Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?
- Предлагаю помечтать и придумаем к сказке счастливый конец.
Задание: придумай свою сказку.
Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного
чтения в течении двух лет. Результаты
диагностики
демонстрируют следующие
показатели сформированности читательской грамотности.
Таблица
Группа умений
1 класс
2 класс
Речевая и читательская
деятельность
47%
58%
Творческая деятельность
56%
62%
Литературоведческая
пропедевтика
63%
68%
Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную динамику
развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов в учебной
деятельности.
Рефлексия
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь
обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как
следствие, читательской грамотности.