Напоминание

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения


Автор: Мишина Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области
Населённый пункт: Самарская область, Безенчукский район, с. Васильевка
Наименование материала: Статья
Тема: Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на

уроках литературного чтения

Мишина Г.П. - учитель ГБОУ ООШ с.Васильевка

м.р.Безенчукский Самарской области

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с

внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами

должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3.

Способность

строить

отношения

в малой

социальной

группе,

в частности —

в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить

свою работу.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская

грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности

являются

уроки

литературного

чтения,

на

которых

можно

решать

не

только

узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего

школьника.

Важной частью нашей работы учителя по данному направлению является

определение

результативности

деятельности

и

выявление

уровня

читательской

грамотности.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя

три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, которые я использую на уроках литературного

чтения для формирования читательской грамотности.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель:

- вызвать желание у ученика прочитать текст;

- развивать умение по заголовку текста предполагать, предвосхищать содержание;

- уметь определять характер текста;

- уметь делать предположение о цели написания текста, т.е. замысел автора.

Наиболее распространенные приемы:

«Глоссарий»

Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть

связаны с текстом.

«Ориентиры предвосхищения»

Предлагаю учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. А после

чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему

это произошло.

«Рассечение вопроса»

Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в

тексте (например, русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

«Верите ли вы, что…»

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения

текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1.

Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

2.

Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

К приёмам текстовой деятельности относятся:

«Чтение про себя с вопросами»

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работаем в парах. Один задаёт вопросы, другой -

отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы.

«Чтение про себя с пометками»

Этот приём использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при

чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова»

Это наиболее важные слова в тексте.

«Дерево предсказаний»

Использую при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос,

адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не

домыслами.

– Попробуем с вами применить этот прием на примере нашей сказки «Пузырь,

Соломинка и Лапоть»

Прочитайте текст и докажите, что это сказка.

-Что может сказать лапоть пузырю? (Версии)

- (Что сделал лапоть?)

- Кто предлагает выход из сложившейся ситуации?

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент?

- Почему Соломинка согласилась?

- Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке

(работа в парах)

Общее дело героев___________

Препятствие на пути_________

Разногласие_________________

Беда________________________

«Мозговой штурм»

Предлагаю детям прочитать пословицы и выбрать ту, которая подходит к нашей сказке и

почему?

«Под лежачий камень вода не течёт»

«Друзья познаются в беде»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Использование этих и других приёмов во время чтения помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла.

Приёмы послетекстовой деятельности:

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

Вернёмся к нашей сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Давайте попробуем расставить всё по своим местам:

Первый персонаж – Лапоть. Лапоть – предмет незатейливый, повидавший многое, не зря

именно он сразу предложил относительно верный путь переплыть на Пузыре, ведь

Пузырь в воде не тонет. Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться

на другой берег.

Второй персонаж – Соломинка. Соломинка слишком тонка и силы свои не рассчитала.

Совет – трудись, но умей заранее прикинуть, справишься с работой или нет.

Третий персонаж – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в беду.

И спрашиваю ребят - Чему учит эта сказка? В чём заключается мудрость?

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных,

рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Предлагаю пройти тест.

Прочитай сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и выбери верное утверждение.

1.Главные герои сказки:

А) пузырь, лапоть и колосок

Б) соломинка, башмак и помидор

В) лапоть, соломинка и пузырь

2.Куда пошли главные герои:

А) в лес Б) в поле В) на рыбалку

3. Зачем они пошли?

А) за водой Б) рубить дрова В) за ёлкой на праздник

4. Кто первым упал в воду:

А) пузырь Б) соломинка В) лапоть

Приём «Написание творческих работ» использую на этапе закрепления изученной

темы.

- Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему?

- Какой конец сказки?

- Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?

- Предлагаю помечтать и придумаем к сказке счастливый конец.

Задание: придумай свою сказку.

Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного

чтения в течении двух лет. Результаты

диагностики

демонстрируют следующие

показатели сформированности читательской грамотности.

Таблица

Группа умений

1 класс

2 класс

Речевая и читательская

деятельность

47%

58%

Творческая деятельность

56%

62%

Литературоведческая

пропедевтика

63%

68%

Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную динамику

развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов в учебной

деятельности.

Рефлексия

Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь

обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как

следствие, читательской грамотности.



В раздел образования