Автор: Ерина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 77
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: учебно-методическая разработка урока
Тема: Методическая разработка урока алгебры по теме: "Взаимообратные числа"
Раздел: полное образование
Тема «Взаимообратные числа»
Учитель математики: Ерина Наталья Евгеньевна.
Г.Саратов МОУ «СОШ №77»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и навыков. Задачи:
Развивающие: обеспечить усвоение учащимися понятия взаимообратных
чисел для натуральных чисел, неправильных дробей и десятичных
дробей. Развивать у учащихся навыки применения аналогии, обобщения,
памяти, мышления.
Образовательные: изучить понятие взаимообратных чисел.
Воспитательные: чувство ответственности, собранности, внимательности.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация:
Разминка:
43
42
;
19
19
;
5
6
;
18
4
;
7
8
;
14
2
a)
Скажите, какая дробь называется правильной?
b)
Скажите, какая дробь называется неправильной?
1.
Представить в виде неправильной дроби:
1
1
4
=
5
4
; 1
5
7
=
12
7
; 2
1
9
=
19
9
; 5
2
11
=
57
11
; 3
=
3
1
1
¿
3
1
3
∙
3
10
=
1; 2
¿
45
49
∙
49
45
=
1
3
¿
0 ,2 ∙5
=
1; 4
¿
2 ∙
1
2
=
1
Произведение равно 1 => выразить закономерность:
a
b
∙
b
a
=
1 , где a ≠ 0 и b≠ 0 .
a
b
=
1
=¿
a и b взаимообратные числа
Формулировка темы и целей урока.
Реализация задач и целей.
1.
Будут ли взаимообратными числа:
3
2
и
2
3
; 3
1
2
и 2
1
3
; 1
2
7
и
7
9
2.
Найдите числа обратные данным:
3
5
;
10
11
;
13
7
;
1
3
; 10 ; 19
Подумай: 1)Как найти число, обратное обыкновенной дроби? (поменять
местами числитель и знаменатель). 2) Обратное натуральному числу? (это
дробь, числитель которой 1, а знаменатель – само натуральное число)
Самостоятельная работа
1.
Какое число взаимообратное числу:
1 Вариант:
a
¿
2
3
; b
¿
7 ; c
¿
0 ,7
2 Вариант:
a
¿
6
7
; b
¿
9 ; c
¿
0 ,3
2.
Является ли взаимообратными числа:
1 Вариант:
6
8
и
3
4
2 Вариант:
5
2
и
4
10
3.
Чему равен x в уравнении:
1 Вариант:
5
9
∙ x
=
1
2 Вариант:
6
7
∙ x
=
1
4.
Вычислить:
1 Вариант:
3
5
∙
5
3
∙
7
11
∙
11
7
∙ 50
2 Вариант:
4
9
∙
9
4
∙ 40 ∙
5
8
∙
8
5
5.
Вычислить:
1 Вариант:
3 ,8 ∙
a
b
∙
b
a
2 Вариант:
x
y
∙
y
x
∙ 6 ,8
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Всё ли правильно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку….(пять)
Какое число надо записать вместо?
Кот-ток; 367-? (763)
(Сон) ? – Нос
(647) ? – 746
Задача №1
В 6 классе учится 28 человек, девочки составляют 25% от всех учащихся.
Сколько девочек? (7 человек)
Задача №2
За 2 дня продали 40кг овощей. В первый день продали
3
8
всех овощей.
Сколько овощей было продано? (15кг)
Игра по цепочке: учитель говорит число – 1 группа ему обратное, затем 1
группа говорит число 2 группе и т.д.
Задача №3
В Нью-Йоркском музее современного искусства в 1961 году была
выставлена картина французского художника Анри Матисса «Лодка».
Только через 47 дней кто-то обратил внимание, что картина висит вверх
ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и 2 голубых паруса
на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй
парус – это отражение первого на глади воды. Чтобы не ошибиться, как
должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший
парус должен быть верхом картины, а пик паруса направлен в правый
верхний угол.
Логическая задача
Три курицы снесли за 3 дня 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?
(Ответ 48)
12:3=4; 4*3=12; 12*4=48
Задача
1 день - ? км, 40% от
2 день - ? км, 30% от
3 день - ? км
Решение: 100-(30+40)=30%=0,3
40*0,3=121 км
Подведение итогов
1.
Какие числа называют взаимообратными?
2.
Как записать обратное число дроби
a
b
?
3.
Как записать число, обратное натуральному?
4.
Как записать число, обратное смешанному?
5.
Найдите значение выражений. На чем основано решение?
А)
5
6
∙
8
3
∙
3
8
; Б)
4 ,9 ∙
5
7
∙
7
5
; В)
1
6
∙ 6 ∙ 9
5
6