Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы "Социокультурные истоки"
Автор: Комлева Эмилия Антониевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка" Населённый пункт: город Сургут Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы "Социокультурные истоки" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№14 «Брусничка»
Круглый стол.
«Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством
реализации программы «Социокультурные истоки».
Провела: воспитатель средней группы
Комлева Э.А.
г. Сургут 2017 год
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Сегодня тема нашего мероприятия «Развитие духовно-
нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы
«Социокультурные истоки». Мероприятие будет проходить в форме
круглого стола.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать притчу.
«Давным давно в старинном городе жил Мастер, окруженный
учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть
ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он
пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и
спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его
руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к
Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет? Он крепко
держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.»
Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с
современностью и изменениями, которые происходят в дошкольном
образовании? (высказывания).
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к
духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время
наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций,
исторической преемственности поколений, развитием национальной
культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию
российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок
еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то
есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в
виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе
активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности
дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно
в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый
социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,
актуальной становится задача объединения усилий дошкольного
образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-
нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной
педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание
на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного
образования, способствующая возрождению многовековых традиций России.
Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие
ДОУ с семьей.
Человек, рожденный в семье, учится радоваться, сочувствовать, у
него формируется характер, складывается эмоционально нравственный
опыт, уровень и содержание эмоционального и социального развития
ребенка. В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности
превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Поэтому так важно нам педагогам помочь родителям воспитанников.
2 слайд. Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников
является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России, главной задачей детского сада выступает
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию
к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
3 слайд. Задачи программы «Истоки»:
- создать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и
их родителей к базисным социокультурным ценностям российской
цивилизации;
- развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного
возраста;
- обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного
развития дошкольника;
- создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ
и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
- интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок,
формировать опыт ее целостного восприятия;
- обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно
развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Основная цель заложить формирование духовно – нравственной
основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым
духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Слайд 4 . Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного
образования позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников
и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской
цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного
возраста;
- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного
развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии
ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается
ребенок, формировать опыт его целостного восприятия.
Слайд 5 Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки»
разработана для четырех возрастных групп:
Младшая группа (3-4 года)
Средняя группа (4-5 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная
группа (6-7 лет).
Слайд 6 . Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для
дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
в младшей группе (3-4 года) программа формирует понятия: Слово,
Образ, Книга (работа строится на основе русских-народных песен,
хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с
истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности
человека в ней;
В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей
внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное
ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных
ценностей российской цивилизации
Слайд 7 Задачи: Младшая группа (3-4 года) Первоначальное
прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных
категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развитие способности видеть образ,
слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе
отношение. Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование
ощущения собственной значимости. Развитие коммуникативных умений
(умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному)
Слайд 8 Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное
восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности
человека в ней. Развитие способности следовать нравственным нормам и
правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном
соответствии. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние
окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к
родителям и другим близким людям.
Слайд 9 .Старшая группа (5-6 лет) Первоначальное прочувствованное
восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда,
Любовь, Мудрость). Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. Развитие способности сочувствовать,
сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей. Развитие
первичной рефлексии и идентификации. Создание условий для
формирования адекватной самооценки.
Слайд 10. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Первоначальное
знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма
передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей
российской цивилизации. Дальнейшее развитие умений и навыков делового,
познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных
занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться
своими знаниями, участвовать в общем деле). Создание условий для
успешной адаптации ребенка в школе. Содержание курса
система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей
целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они
живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего
мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Ведущий. Ежедневное взаимодействие с родителями - это неотъемлемая
часть деятельности педагогов ДОУ.
Давайте мы с вами попробуем дать определение слову «Взаимодействие»
(высказывания педагогов).
ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме
сотрудничества - это общение «на равных», где родители выступают в
позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников».
Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
Вывод : Таким образом, взаимодействие - это взаимопонимание,
взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения
между людьми.
Слайд 11. При организации взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьями мы пользуемся принципами.
-открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы
к развитию личности в семье и детском коллективе;
-диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Слайд 12. Главная цель педагогов дошкольного учреждения –
профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя
ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций:
-развитие интересов и потребностей ребенка;
-распределение обязанностей и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-воспитание уважения к детству и родительству;
-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
-повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-
педагогической компетентности родителей;
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников
через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и
навыков практической работы с детьми;
-использование с родителями различных форм сотрудничества и
совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного
подхода к семьям.
Слайд 13 . Формы взаимодействия ДОУ с родителями.
1. Информационно - аналитические
(выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их
педагогической грамотности)
2. Познавательные (выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности)
3 . Досуговые (выявление интересов, потребностей, запросов родителей,
уровня их педагогической грамотности)
4. Наглядные (ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,
особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о
воспитании и развитии детей).
5. Дистантные. Это дистанционные формы взаимодействия с семьями
Ведущий. Специфика программы при работе с детьми.
В содержании Образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие». В качестве основы содержания выступает общение ребенка с
взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и
сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные
формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком
культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком
нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;
национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к
своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В
результате у детей формируется готовность к совместной деятельности;
происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных
установок к различным видам труда и творчества; а также формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие». Основные цели:
развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей;
формирование средств и способов познавательных действий, способность
видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение
возникающих проблем; развитие воображения, образного мышления и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о
малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, его традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется
практической деятельности по познанию разных свойств объектов и
конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная
умственная способность по построению разных целостностей (конструкций,
текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено
практически во всех областях как одно из важнейших средств
самостоятельного познания.
Образовательная область «Речевое развитие» Содержание области
«Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и
овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с
освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной
стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи
элементарного осознания языковой действительности: работа над
многозначностью слов, синонимами, антонимами и способами их включения
в создаваемые детьми тексты, решение которых важны для освоения как
устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и
создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы, а также развития образного мышления,
творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание
уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства
(фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно -
прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой
деятельности детей
Образовательная область «Физическое развитие». О
совершенствовании функциональных возможностей детского организма; o
приобретении опыта, способствующего правильному формированию опорно-
двигательной системы организма (выполнение упражнений на развитие
координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики рук),
выполнение основных движений; o приобщении к некоторым доступным
видам спорта; o овладении подвижными играми с правилами; o становлении
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; o становлении
ценностей здорового образа жизни.
Ведущий . Содержание и предполагаемые способы взаимодействия
выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и
усложняются в соответствии с изменением основных психических
процессов, свойств и функций личности.
Слайд 14. Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в
ДОУ является:
- Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями
системы социокультурных ценностей;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать
свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор
на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и
достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема
высказываний);
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа
позитивных контактов);
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной
школе.
Спасибо, уважаемые коллеги.
Наше мероприятие подходит к концу. Участвуя в мероприятии
каждый из вас по- разному реагировал на содержание. Прошу высказать
собственные впечатления от участия (высказывают мнения). Таким образом,
надеюсь, что содержание деятельности круглого стола теперь мы можем
использовать в практической работе.