Напоминание

Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы "Социокультурные истоки"


Автор: Комлева Эмилия Антониевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: город Сургут Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы "Социокультурные истоки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№14 «Брусничка»

Круглый стол.
«Развитие духовно-нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы «Социокультурные истоки». Провела: воспитатель средней группы Комлева Э.А. г. Сургут 2017 год
- Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 1. Сегодня тема нашего мероприятия «Развитие духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством реализации программы «Социокультурные истоки». Мероприятие будет проходить в форме круглого стола. Уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать притчу. «Давным давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках.» Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с современностью и изменениями, которые происходят в дошкольном образовании? (высказывания). Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно- нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Человек, рожденный в семье, учится радоваться, сочувствовать, у него формируется характер, складывается эмоционально нравственный опыт, уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому так важно нам педагогам помочь родителям воспитанников. 2 слайд.
Целью
духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми. 3 слайд. Задачи программы «Истоки»: - создать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации; - развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; - обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; - создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей; - интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия; - обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка. Основная цель заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Слайд 4 . Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет: - Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; - Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; - Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей; - Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия. Слайд 5 Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:  Младшая группа (3-4 года)  Средняя группа (4-5 лет)  Старшая группа (5-6 лет)  Подготовительная группа (6-7 лет). Слайд 6 . Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:  в младшей группе (3-4 года) программа формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строится на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).  В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;  В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);  В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации Слайд 7 Задачи: Младшая группа (3-4 года) Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение. Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному) Слайд 8 Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям.
Слайд 9 .Старшая группа (5-6 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей. Развитие первичной рефлексии и идентификации. Создание условий для формирования адекватной самооценки. Слайд 10. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле). Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе. Содержание курса система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Ведущий.
Ежедневное взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть деятельности педагогов ДОУ. Давайте мы с вами попробуем дать определение слову «Взаимодействие» (высказывания педагогов). ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничества - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
Вывод
: Таким образом, взаимодействие - это взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми. Слайд 11. При организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями мы пользуемся принципами. -открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); -сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; -создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; -диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка. Слайд 12. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя
ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: -развитие интересов и потребностей ребенка; -распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; -поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; -выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; Данная цель реализуется через следующие задачи: -воспитание уважения к детству и родительству; -взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; -повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей; -оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми; -использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям. Слайд 13 .
Формы взаимодействия ДОУ с родителями.

1. Информационно - аналитические
(выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) 2.
Познавательные
(выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) 3
. Досуговые
(выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) 4.
Наглядные
(ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей). 5.
Дистантные.
Это дистанционные формы взаимодействия с семьями
Ведущий.
Специфика программы при работе с детьми. В содержании Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В качестве основы содержания выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к
своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Образовательная область «Познавательное развитие». Основные цели: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, его традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов и конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из важнейших средств самостоятельного познания. Образовательная область «Речевое развитие» Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности: работа над многозначностью слов, синонимами, антонимами и способами их включения в создаваемые детьми тексты, решение которых важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно - прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой деятельности детей
Образовательная область «Физическое развитие». О совершенствовании функциональных возможностей детского организма; o приобретении опыта, способствующего правильному формированию опорно- двигательной системы организма (выполнение упражнений на развитие координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики рук), выполнение основных движений; o приобщении к некоторым доступным видам спорта; o овладении подвижными играми с правилами; o становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; o становлении ценностей здорового образа жизни.
Ведущий
. Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Слайд 14. Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является: - Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей; - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.) - Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов). - Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний); - Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов); - Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе. Спасибо, уважаемые коллеги. Наше мероприятие подходит к концу. Участвуя в мероприятии каждый из вас по- разному реагировал на содержание. Прошу высказать собственные впечатления от участия (высказывают мнения). Таким образом, надеюсь, что содержание деятельности круглого стола теперь мы можем использовать в практической работе.


В раздел образования