Автор: Ковалева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№5 "Аленький цветочек
Населённый пункт: города Тихорецка
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие листочка»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия для старшей группы
«Путешествие листочка»
Воспитатель Ковалева Н.Н.
Цель. Закрепить знания детей о путешествие листочка стимулировать с помощью
игры двигательную и познавательную активность детей, доставить детям радость,
положительные эмоции. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию
объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших
зависимостях; формировать представления детей о средствах познания
окружающего мира, способах их безопасного использования.
Задачи. 1. Продолжать учить обобщать и систематизировать знания детей об осени;
2. Развивать воображение, образную память.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
4.Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых,
необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Расширять представление о видах
народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с
хохломской росписью на различных предметах посуды.
Предварительная работа. Чтение стихотворений об осени; наблюдения за живой
природой на прогулке; рассматривание иллюстраций о лесе.
НОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой листочек залетела к нам в гости! Он
наверное не простой, а волшебный! Давайте-ка его рассмотрим . Какой он?
Ответы детей : ( желтый, золотой, не большой, волшебный и.т д.)
Воспитатель
А как вы думаете от куда он к нам прилетел?(Ответы детей)
Правильно нам ветерок принес его из леса
Как вы думаете, с какого дерева листочек?.
Д/игра
«Бывает- не бывает». Надо сначала рассмотреть картинку – дерево с
различными листьями. Затем дети поясняют. что необычного в этом сюжете: на
березе растут только березовые листья, а на картине и березовые, и кленовые, и
осиновые и дубовые листья. Лишние листья дети убирают с полотна, оставляет
только березовые.
Воспитатель Молодцы правильно этот листочек прилетел к нам с березового
дерева.
Воспитатель
А как называется лес где растут березы?(Ответы детей)
Правильно березовая роща.
Береза растет во многих странах. В России березовые рощи занимают третье место
по площади распространения после сосновых и лиственных лесов, растут березки и
у нас . (Рассматривание слайда.)
Воспитатель:
Хотите узнать, почему авторы в своих произведениях воспевают
березу?(Ответы детей) Умнички.
.
А ведь это дерево не только красиво, оно помогало и помогает людям: радует глаз
причудливо
изогнутыми гибкими
веточками и тонким стволом,
ласково и
загадочно шелестит листвой, пряча в своей тени от зноя.
Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется
прежде всего белым цветом своей коры. Белоствольная лесная красавица стала
своеобразным
символом
весны,
света,
любви
к
родине,
и
известна
многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом
жизни и здоровья.(Рассматривание слайдов)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины, больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете какую пользу приносят березовые листья
человеку? Ведь они меняют цвет и опадают.. А если бы листочки жили на ветках
круглый год?(Ответы детей)
Воспитатель
. Молодцы.
Продолжительность жизни
березовых листочков
на
дереве зависит от погодных условий, смены времен года и живых организмов, то
есть от среды обитания.
Так же листочки не только украшения, они панамка для дерева - помогают ему
не сгореть на солнышке. Деревце поит свои листики своим соком, питает их.
Осенью солнышко уже не светит так ярко, птички вывели птенчиков, все гусенички
стали бабочками. Деревья готовятся к зимней спячке, им не нужны больше их
украшения-панамки-листики. Листики стали старыми, они сослужили свою службу.
Деревце перестает поить соком листы и они высыхают, желтеют и опадают.
Опавшие листики тоже очень нужны природе - в них прячутся на зиму жучки,
многие листья гниют и удобряют землю.
В природе так устроено, что листочки заботятся о дереве, а дерево о листочках.
Подвижная игра «Ветер и листья».
По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая
листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» -
приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать
дорогу друг другу; действовать по сигналу.
Воспитатель
: Ребята как вы думаете ,что такое листопад.(Ответы детей)
Правильно.(Слайд)
Растения, у которых листья ежегодно сменяются почти одновременно, называют
листопадными. Если бы не было листопада, то деревья зимой погибали бы от
обезвоживания. Листья испаряют слишком много воды, а зимой почва промерзает,
корням трудно добывать воду. Поэтому листья зимой становятся "лишними".
Конечно, у каждого листика своя судьба.
Сильный ветер может унести лист и бросить на воду, может птица склевать от
голода, а некоторым повезет и они продлят свое существование. Один залетит в
старый сарай, другой - спрячется под раскидистым кустом и пролежит под снегом,
а третий окажется в березовом венике или засушенным в книге школьника, но
только оздоровить они уже никого не смогут. Ах, если бы березовые листочки
долго
зеленели.
Сколько
же
дней
прожил
на
ветке
березовый
лист?
Продолжительность жизни составляет с 25 апреля по 18 октября 176 дней.
Физкультминутка.
Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем
вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)
Советы ребятам: Будьте внимательнее к березе, она не только красива, но и
полезна. Берегите свое здоровье, обращаясь к лекарственным свойствам березовых
листьев наблюдайте за природой, она поможет стать добрее и человечнее.
А Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет, есть их… (ложка).
Ребятки, а какие ложки вам известны?(Ответы детей)
Молодцы. Металлические, серебряные, деревянные.
Воспитатель. Достаёт ложки деревянные и показывает их детям.
На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать
ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу
деревянными ложками.
Хохломские мастера решили расписать хохломским узором ложки, а вот как их
расписать что-то не придумают. Вроде и клубнички рисовали, и смородинки, и
крыжовник
и
листочки.
Может
мы
ребята
им
поможем?
Воспитатель-Ну, как ребята, поможем? (Дети отвечают).
Только
прежде
чем
ложки
свои
расписывать,
наши
мастера
рисуют
предварительный рисунок простым карандашом. Давайте, и мы ребята нарисуем
эскиз своей будущей росписи, а то вдруг некрасиво получится.
Дети расписывают ложки. Воспитатель помогает детям.
Рассматривание ложек.
Вам понравилось узнавать историю листочка
Воспитатель: Ребята что вам больше всего понравилось?
У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы
тоже пользовались бы спросом. Мы украсим наш уголок « Творчества». Спасибо
вам, ребята!