Напоминание

"Возможность выявления уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей воспитанников, способствующих формированию максимально полной реализации способностей в различных видах деятельности"


Автор: Княжева Валентина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Березка"
Населённый пункт: РС(Я), п.Усть-Нера
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Возможность выявления уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей воспитанников, способствующих формированию максимально полной реализации способностей в различных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Нерский

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

физическому развитию №36 «Березка» МР «Оймяконский улус»

.

Методические рекомендации

«Возможность выявления уровня творческих и

индивидуальных возможностей, личностных

качеств, а также интересов и способностей

воспитанников, способствующих формированию

максимально полной реализации творческих

способностей в различных видах деятельности»

Разработала:

Княжева В.В.

Старший воспитатель

П. Усть-Нера

2024 год

Методические рекомендации

«Возможность выявления уровня творческих и индивидуальных возможностей,

личностных качеств, а также интересов и способностей обучающихся,

способствующих формированию максимально полной реализации творческих

способностей в различных видах деятельности»

«Если влечение к творчеству

не получает реального выхода,

возникает тяготение к разрушению»

Э.Фром

Развитие творческой активности детей в процессе любых занятий повышает

мотивацию к ним, дает дополнительный ресурс для работы, активизирует познавательные

способности. Творческой может быть любая деятельность, если человек относится к ней

нестандартно, с вдохновением.

Творческим потенциалом обладает каждый ребенок, но способность к его развитию и

реализации зависит от того, как воспитывающий взрослый реагирует на проявление

спонтанной активности ребенка.

. Развитие и поддержка творческой активности ребенка как одного из факторов одаренности

должна осуществляться как родителями, так и педагогами.

Наиболее эффективной сферой творческого развития детей

являются учреждения

дополнительного

образования

и

дошкольного

восптания, главные приоритеты отражаются в принципах:

Свобода выбора.

Развитие индивидуально.

Раскрытие личных интересов и склонностей.

Построение пространства саморазвития.

Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.

Развитие собственной творческой практики.

Первое, что необходимо для развития творческой инициативы ребенка, - ранее

распознавание. Поддержка и поощрение родителями его стремлений к творческой и

познавательной деятельности. Поэтому очень важна диалогичность взаимоотношения

взрослого

и

ребенка,

ведь

развитие

личности

ребенка

осуществляется

через

взаимодействие

его

собственной

спонтанной

активности

и

внешней

регуляции

(воспитания).

Педагог может развивать творческое мышление у всех обучающихся. Даже у детей,

отстающих в развитии. При выполнении творческих заданий не бывает неправильных

ответов. Каждый ребенок

способен справиться с заданием на своем уровне и

свойственном ему темпе. Каждый ребенок может творить, используя имеющиеся у него

знания и опыт, личные переживания, - а это вместе с основными формами деятельности

является главным фактором развития.

Основной механизм развития творческого потенциала – не обучение какому – либо

ремеслу (хотя и это важно), а осознание ребенком себя творцом – с помощью взрослого,

поддержка его инициатив и их направление в рамки продуктивной деятельности.

Первоначальная подготовка ребенка не столь важна, так как умственные способности

можно развивать через творческое использование предыдущего опыта по отношению к

новым проблемам и ситуациям. Вопреки сложившемуся мнению часто бывает так, что

ребенок, не справляющийся с простыми задачами, выполняет заинтересовавшую его

более сложную, творческую задачу.

Воспитатель всегда готовится к занятию и имеет план работы. Если же он нацелен

на развитие творческой активности ребенка помимо усвоения готовых знаний, то должен

быть готов изменить свой план в зависимости от состояния. Настроения и познавательных

интересов ребенка, а так же реагировать на его спонтанную активность, а не игнорировать

ее как мешающую осуществлению плана. Это не значит, что нужно делать только то, чего

хочет ребенок, но важно признать ценность инициативы и выдумки ребенка

.

Важно предоставлять ребенку

право выбора.

Это способствует его

познавательной активности, мотивации, делает его субъектом учебного процесса. Можно

предложить ребенку выбрать материал того или иного цвета; задания, которые он будет

выполнять; сложность заданий и прочее, например: «Про что ты хочешь придумать

предложение?»

Важным аспектом личности ребенка является его самооценка. Формируется она

главным образом из отношения взрослых. К сожалению, часто дают действиям ребенка

неадекватную оценку, формируя у него негативную самооценку. Особенно это выражено

у проблемных детей.

Навешанные ярлыки «больной», «ненормальный» несут в себе негативное

отношение.

Их

надо

заменить

более

мягкими

формами:

«имеющий

некоторые

особенности, с которыми можно справится таким-то образом», «имеющий особенности,

которые мы не игнорируем, а учим справляться с ними».

Как правило, у таких детей негативная или неадекватная самооценка. Для них

особенно важно позитивное отношение педагога: «Молодец! Получилось!» (общая

оценка) и «Сегодня ты быстрее справился с этим заданием» (дифференцированная

оценка). При этом важно выразить личное отношение: «Знаешь, что мне сегодня

понравилось?», «Мне очень нравится, как ты улыбаешься».

Позитивных оценок должно быть как минимум в два раза больше, чем негативных,

а в некоторых случаях (когда еще не установилось доверие ребенка к педагогу, в случае

сильной реакции на негативные оценки) негативных оценок вообще нужно избегать.

Конечно, в процессе обучения негативная информация также важна (отрицательный

результат есть тоже результат), но она должна высказываться конструктивно, например:

«У тебя получилась некрасивая поделка , еще». Нужно, чтобы у ребенка не сложилось

ощущение, что это навсегда. Он должен понимать и верить, что есть возможность как-то

изменить ситуацию.

Педагог должен показать ребенку динамику его изменений, причем не обязательно

позитивную, ведь есть взлеты и падения, и это нормально: «ТЫ сегодня работаешь хуже

(лучше), чем обычно». При этом важно направить внимание ребенка на анализ своей

деятельности: «Как ты думаешь, почему у тебя так получилось?»

В работе с проблемными детьми

педагог должен учитывать их низкую

работоспособность, повышенную возбудимость, пассивность, апатию, депрессивные

состояния, смены настроения, невнимательность, соматические нарушения и прочие

проявления. Важно менять виды деятельности, позы, расположения в пространстве,

делать перерывы, разминки, дозировать нагрузку.

В работе с детьми очень важен юмор. Он не только способствует установлению

контакта, созданию доброжелательной обстановки, снятию эмоционального напряжения,

но и повышает мотивацию, интерес, отношению к педагогу, развивает творческое

мышление, снимает психологические и познавательные барьеры, разрушает стереотипы,

исключает страх ошибки. Если вы спросите у детей, какие педагоги им нравятся и почему,

то наверняка многие ответят: «Веселы е, потому что они все время шутят». Не надо

бояться иногда, выглядеть смешным, нужно уметь посмеяться над собой.

Для развития личности и познавательной активности ребенка важна позиция

партнерского общения, на уровне «взрослый – взрослый», на равных, как с коллегой.

Интонация при этом бывает ровной, спокойной, деловой.

Следует избегать категоричных суждений, а высказывать свое мнение следующим

образом: «Мне кажется, что это так» или «Я думаю так. А ты как думаешь?» При таком

стиле

общения

у

ребенка

развивается

способность

выбирать

вариант

ответа,

вырабатываются ответственность за свое решение, осознанность, саморегуляция.

Не менее важной для общения с ребенком является способность педагога самому

стать на какое - то время ребенком, поиграть, пошутить. Например, если вдруг заговорить

шепотом, это привлечет внимание и создаст атмосферу таинственности.

Роль ребенка, которую временно разыгрывает педагог, способствует повышению

мотивации обучающегося, вызывает у него интерес, побуждает к творчеству.

Рекомендации для стимуляции творческой активности детей. Создание

благоприятных условий для творчества:

обеспечение доброжелательной благоприятной атмосферы;

обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для

него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

поощрение высказывания оригинальных идей;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

обеспечение возможностей для упражнения и практики;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

планомерное обогащение жизненного опыта детей;

-совместные (обучающие) игры с детьми, направленные на передачу им

игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение

их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения

игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с

другом.

В каждое упражнение на занятиях можно внести творческий элемент. Занятия строятся

так, чтобы у детей была возможность осмыслить, прочувствовать предлагаемый материал,

сформировать и выразить свое отношение, поделиться впечатлениями, внести свои

предложения.

Важно, чтобы сам педагог горел интересом к происходящему, мог быстро перестроить

намеченную программу в зависимости от настроения, интересов, индивидуальных проявлений

детей, то есть творчески относился к работе, создать ситуацию сотворчества взрослого и

ребенка.

Основным условием развития творческого потенциала ребенка является поддерживающая

реакция педагога на спонтанные высказывания и действия ребенка, направление их в

русло продуктивной деятельности.

Поэтому во взаимодействии с детьми педагог использует такие приемы:

активное слушание (парафраз)

повторение за ребенком его слов также способствует его развитию.

Развивать творчество ребенка способен только педагог, сам не чуждый творчеству.

Поэтому необходимо самому самосовершенствоваться, творить, развивать креативность и

быть тому примером.

Воображение и творческий потенциал – великие дары, которым мы можем доверять

и которые можем использовать с большой пользой и огромным наслаждением. И эти дары

мы должны открыть для себя вновь, вновь осознать их силу и использовать их

эффективно.

Существуют некоторые способы для нахождения стимула для воображения и

творческого потенциала:

Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день.

Практикуйте навыки наблюдения, которые питают ваше воображение. Уделяя

внимание деталям, вы учитесь замечать мир вокруг себя, а заметить его – значит

сделать первый шаг во взаимодействии с миром через свои образные и творческие

способности.

Работайте над развитием всех своих чувств.

Задавайте себе вопрос: «А что, если?». Ответы укажут вам на новые направления.

«Что будет, если ….» (что будет если я мог сделать невиданный космический

корабль), «Как будет выглядеть, если я…». Позвольте себе поэкспериментировать,

творчески выполнить задачу.

Просто делайте то, что считаете творчеством! Творческий потенциал – как мышца:

не используя, вы его теряете, но чем чаще вы его используете, тем сильнее он

становится. Танцуйте, рисуйте, пойте, пишите, сочиняйте, изобретайте – все это

меняет вашу жизнь.

Сотрудничайте с творческими людьми, общайтесь с ними, делайте что-то с ними

вместе: пишите рассказы, ставьте танцы, путешествуйте и др.

Привнесите красок в вашу жизнь. Основными цветами, вдохновляющими нас

проявить креативность, считаются оранжевый и желтый.

Позитивный настрой – это самый главный ключ к успеху в любом деле!

Создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности

детей мы способствуем реализации задачи – воспитание детей творческого, умного

поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных

новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.

Каждый из нас имеет свой жизненный путь развития.

У каждого из нас есть яркие индивидуальные качества.

Каждый из нас вносит свою лепту в окружающий мир.

Каждый из нас талантлив по-своему.

Помогите своим детям найти свой талант и стать творческим!

В заключении хочется отметить, что одно из обязательных условий работы

это сотрудничество и сотворчество педагога с ребенком, создание теплой атмосферы

психологической безопасности, в которой безусловно принимается ценность каждого

человека. Все это сопутствует развитию ребенка, формирует у него такие личностные

качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно. При

этом реализуется задача воспитания творческих, умных детей. Способность не только

усваивать знания, но и применять их в нестандартных ситуациях.

Реализации творческих способностей в различных видах деятельности:

Развитие творческих способностей у детей:

Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и

бисероплетением – замечательные способы повлиять на развитие творческих

способностей детей.

Всем этим видам творчества обучаются дети на занятиях и в кружках

дополнительного образования.

театральная деятельность- является уникальным средством развития творческих

способностей.

Театральная деятельность -

это

самый

распространённый

вид

детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через

музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы

заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Изобразительная

деятельность

- важнейшее средство художественно-

эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная

на эстетическое освоение мира посредством изобразительного

искусства,

наиболее

доступный вид познания мира ребенком

.

Художественно-речевая дает большие возможности для развития творческих

способностей детей. Под художественно-речевой деятельностью понимается

деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или

фольклорного произведения. Произведения детской художественной

литературы,

способствуют расширению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию

положительных моральных и волевых качеств, закладывают основы мировоззрения,

учат понимать и любить прекрасное, обогащают их словарный запас, способствуют

формированию выразительного, образного, литературного языка.

Музыкальная деятельность- строится в соответствие с принципом «для

ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих

в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь

то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).

Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие

воображения, которое лежит в основе любого вида творчества.

Творческий процесс- это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные

способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они

начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к

достижению цели, а не препятствие, как в

творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей

почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому

процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог

выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать

на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу

обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.



В раздел образования