Автор: Княжева Валентина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Березка"
Населённый пункт: РС(Я), п.Усть-Нера
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Возможность выявления уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей воспитанников, способствующих формированию максимально полной реализации способностей в различных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Нерский
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию №36 «Березка» МР «Оймяконский улус»
.
Методические рекомендации
«Возможность выявления уровня творческих и
индивидуальных возможностей, личностных
качеств, а также интересов и способностей
воспитанников, способствующих формированию
максимально полной реализации творческих
способностей в различных видах деятельности»
Разработала:
Княжева В.В.
Старший воспитатель
П. Усть-Нера
2024 год
Методические рекомендации
«Возможность выявления уровня творческих и индивидуальных возможностей,
личностных качеств, а также интересов и способностей обучающихся,
способствующих формированию максимально полной реализации творческих
способностей в различных видах деятельности»
«Если влечение к творчеству
не получает реального выхода,
возникает тяготение к разрушению»
Э.Фром
Развитие творческой активности детей в процессе любых занятий повышает
мотивацию к ним, дает дополнительный ресурс для работы, активизирует познавательные
способности. Творческой может быть любая деятельность, если человек относится к ней
нестандартно, с вдохновением.
Творческим потенциалом обладает каждый ребенок, но способность к его развитию и
реализации зависит от того, как воспитывающий взрослый реагирует на проявление
спонтанной активности ребенка.
. Развитие и поддержка творческой активности ребенка как одного из факторов одаренности
должна осуществляться как родителями, так и педагогами.
Наиболее эффективной сферой творческого развития детей
являются учреждения
дополнительного
образования
и
дошкольного
восптания, главные приоритеты отражаются в принципах:
Свобода выбора.
Развитие индивидуально.
Раскрытие личных интересов и склонностей.
Построение пространства саморазвития.
Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.
Развитие собственной творческой практики.
Первое, что необходимо для развития творческой инициативы ребенка, - ранее
распознавание. Поддержка и поощрение родителями его стремлений к творческой и
познавательной деятельности. Поэтому очень важна диалогичность взаимоотношения
взрослого
и
ребенка,
ведь
развитие
личности
ребенка
осуществляется
через
взаимодействие
его
собственной
спонтанной
активности
и
внешней
регуляции
(воспитания).
Педагог может развивать творческое мышление у всех обучающихся. Даже у детей,
отстающих в развитии. При выполнении творческих заданий не бывает неправильных
ответов. Каждый ребенок
способен справиться с заданием на своем уровне и
свойственном ему темпе. Каждый ребенок может творить, используя имеющиеся у него
знания и опыт, личные переживания, - а это вместе с основными формами деятельности
является главным фактором развития.
Основной механизм развития творческого потенциала – не обучение какому – либо
ремеслу (хотя и это важно), а осознание ребенком себя творцом – с помощью взрослого,
поддержка его инициатив и их направление в рамки продуктивной деятельности.
Первоначальная подготовка ребенка не столь важна, так как умственные способности
можно развивать через творческое использование предыдущего опыта по отношению к
новым проблемам и ситуациям. Вопреки сложившемуся мнению часто бывает так, что
ребенок, не справляющийся с простыми задачами, выполняет заинтересовавшую его
более сложную, творческую задачу.
Воспитатель всегда готовится к занятию и имеет план работы. Если же он нацелен
на развитие творческой активности ребенка помимо усвоения готовых знаний, то должен
быть готов изменить свой план в зависимости от состояния. Настроения и познавательных
интересов ребенка, а так же реагировать на его спонтанную активность, а не игнорировать
ее как мешающую осуществлению плана. Это не значит, что нужно делать только то, чего
хочет ребенок, но важно признать ценность инициативы и выдумки ребенка
.
Важно предоставлять ребенку
право выбора.
Это способствует его
познавательной активности, мотивации, делает его субъектом учебного процесса. Можно
предложить ребенку выбрать материал того или иного цвета; задания, которые он будет
выполнять; сложность заданий и прочее, например: «Про что ты хочешь придумать
предложение?»
Важным аспектом личности ребенка является его самооценка. Формируется она
главным образом из отношения взрослых. К сожалению, часто дают действиям ребенка
неадекватную оценку, формируя у него негативную самооценку. Особенно это выражено
у проблемных детей.
Навешанные ярлыки «больной», «ненормальный» несут в себе негативное
отношение.
Их
надо
заменить
более
мягкими
формами:
«имеющий
некоторые
особенности, с которыми можно справится таким-то образом», «имеющий особенности,
которые мы не игнорируем, а учим справляться с ними».
Как правило, у таких детей негативная или неадекватная самооценка. Для них
особенно важно позитивное отношение педагога: «Молодец! Получилось!» (общая
оценка) и «Сегодня ты быстрее справился с этим заданием» (дифференцированная
оценка). При этом важно выразить личное отношение: «Знаешь, что мне сегодня
понравилось?», «Мне очень нравится, как ты улыбаешься».
Позитивных оценок должно быть как минимум в два раза больше, чем негативных,
а в некоторых случаях (когда еще не установилось доверие ребенка к педагогу, в случае
сильной реакции на негативные оценки) негативных оценок вообще нужно избегать.
Конечно, в процессе обучения негативная информация также важна (отрицательный
результат есть тоже результат), но она должна высказываться конструктивно, например:
«У тебя получилась некрасивая поделка , еще». Нужно, чтобы у ребенка не сложилось
ощущение, что это навсегда. Он должен понимать и верить, что есть возможность как-то
изменить ситуацию.
Педагог должен показать ребенку динамику его изменений, причем не обязательно
позитивную, ведь есть взлеты и падения, и это нормально: «ТЫ сегодня работаешь хуже
(лучше), чем обычно». При этом важно направить внимание ребенка на анализ своей
деятельности: «Как ты думаешь, почему у тебя так получилось?»
В работе с проблемными детьми
педагог должен учитывать их низкую
работоспособность, повышенную возбудимость, пассивность, апатию, депрессивные
состояния, смены настроения, невнимательность, соматические нарушения и прочие
проявления. Важно менять виды деятельности, позы, расположения в пространстве,
делать перерывы, разминки, дозировать нагрузку.
В работе с детьми очень важен юмор. Он не только способствует установлению
контакта, созданию доброжелательной обстановки, снятию эмоционального напряжения,
но и повышает мотивацию, интерес, отношению к педагогу, развивает творческое
мышление, снимает психологические и познавательные барьеры, разрушает стереотипы,
исключает страх ошибки. Если вы спросите у детей, какие педагоги им нравятся и почему,
то наверняка многие ответят: «Веселы е, потому что они все время шутят». Не надо
бояться иногда, выглядеть смешным, нужно уметь посмеяться над собой.
Для развития личности и познавательной активности ребенка важна позиция
партнерского общения, на уровне «взрослый – взрослый», на равных, как с коллегой.
Интонация при этом бывает ровной, спокойной, деловой.
Следует избегать категоричных суждений, а высказывать свое мнение следующим
образом: «Мне кажется, что это так» или «Я думаю так. А ты как думаешь?» При таком
стиле
общения
у
ребенка
развивается
способность
выбирать
вариант
ответа,
вырабатываются ответственность за свое решение, осознанность, саморегуляция.
Не менее важной для общения с ребенком является способность педагога самому
стать на какое - то время ребенком, поиграть, пошутить. Например, если вдруг заговорить
шепотом, это привлечет внимание и создаст атмосферу таинственности.
Роль ребенка, которую временно разыгрывает педагог, способствует повышению
мотивации обучающегося, вызывает у него интерес, побуждает к творчеству.
Рекомендации для стимуляции творческой активности детей. Создание
благоприятных условий для творчества:
обеспечение доброжелательной благоприятной атмосферы;
обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для
него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
обеспечение возможностей для упражнения и практики;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
-совместные (обучающие) игры с детьми, направленные на передачу им
игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение
их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения
игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с
другом.
В каждое упражнение на занятиях можно внести творческий элемент. Занятия строятся
так, чтобы у детей была возможность осмыслить, прочувствовать предлагаемый материал,
сформировать и выразить свое отношение, поделиться впечатлениями, внести свои
предложения.
Важно, чтобы сам педагог горел интересом к происходящему, мог быстро перестроить
намеченную программу в зависимости от настроения, интересов, индивидуальных проявлений
детей, то есть творчески относился к работе, создать ситуацию сотворчества взрослого и
ребенка.
Основным условием развития творческого потенциала ребенка является поддерживающая
реакция педагога на спонтанные высказывания и действия ребенка, направление их в
русло продуктивной деятельности.
Поэтому во взаимодействии с детьми педагог использует такие приемы:
активное слушание (парафраз)
повторение за ребенком его слов также способствует его развитию.
Развивать творчество ребенка способен только педагог, сам не чуждый творчеству.
Поэтому необходимо самому самосовершенствоваться, творить, развивать креативность и
быть тому примером.
Воображение и творческий потенциал – великие дары, которым мы можем доверять
и которые можем использовать с большой пользой и огромным наслаждением. И эти дары
мы должны открыть для себя вновь, вновь осознать их силу и использовать их
эффективно.
Существуют некоторые способы для нахождения стимула для воображения и
творческого потенциала:
Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день.
Практикуйте навыки наблюдения, которые питают ваше воображение. Уделяя
внимание деталям, вы учитесь замечать мир вокруг себя, а заметить его – значит
сделать первый шаг во взаимодействии с миром через свои образные и творческие
способности.
Работайте над развитием всех своих чувств.
Задавайте себе вопрос: «А что, если?». Ответы укажут вам на новые направления.
«Что будет, если ….» (что будет если я мог сделать невиданный космический
корабль), «Как будет выглядеть, если я…». Позвольте себе поэкспериментировать,
творчески выполнить задачу.
Просто делайте то, что считаете творчеством! Творческий потенциал – как мышца:
не используя, вы его теряете, но чем чаще вы его используете, тем сильнее он
становится. Танцуйте, рисуйте, пойте, пишите, сочиняйте, изобретайте – все это
меняет вашу жизнь.
Сотрудничайте с творческими людьми, общайтесь с ними, делайте что-то с ними
вместе: пишите рассказы, ставьте танцы, путешествуйте и др.
Привнесите красок в вашу жизнь. Основными цветами, вдохновляющими нас
проявить креативность, считаются оранжевый и желтый.
Позитивный настрой – это самый главный ключ к успеху в любом деле!
Создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности
детей мы способствуем реализации задачи – воспитание детей творческого, умного
поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных
новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.
Каждый из нас имеет свой жизненный путь развития.
У каждого из нас есть яркие индивидуальные качества.
Каждый из нас вносит свою лепту в окружающий мир.
Каждый из нас талантлив по-своему.
Помогите своим детям найти свой талант и стать творческим!
В заключении хочется отметить, что одно из обязательных условий работы –
это сотрудничество и сотворчество педагога с ребенком, создание теплой атмосферы
психологической безопасности, в которой безусловно принимается ценность каждого
человека. Все это сопутствует развитию ребенка, формирует у него такие личностные
качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно. При
этом реализуется задача воспитания творческих, умных детей. Способность не только
усваивать знания, но и применять их в нестандартных ситуациях.
Реализации творческих способностей в различных видах деятельности:
Развитие творческих способностей у детей:
Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и
бисероплетением – замечательные способы повлиять на развитие творческих
способностей детей.
Всем этим видам творчества обучаются дети на занятиях и в кружках
дополнительного образования.
театральная деятельность- является уникальным средством развития творческих
способностей.
Театральная деятельность -
это
самый
распространённый
вид
детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через
музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы
заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Изобразительная
деятельность
- важнейшее средство художественно-
эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная
на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства,
наиболее
доступный вид познания мира ребенком
.
Художественно-речевая дает большие возможности для развития творческих
способностей детей. Под художественно-речевой деятельностью понимается
деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или
фольклорного произведения. Произведения детской художественной
литературы,
способствуют расширению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию
положительных моральных и волевых качеств, закладывают основы мировоззрения,
учат понимать и любить прекрасное, обогащают их словарный запас, способствуют
формированию выразительного, образного, литературного языка.
Музыкальная деятельность- строится в соответствие с принципом «для
ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих
в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь
то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).
Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие
воображения, которое лежит в основе любого вида творчества.
Творческий процесс- это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные
способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они
начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к
достижению цели, а не препятствие, как в
творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей
почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому
процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог
выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать
на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу
обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.