Напоминание

Эффективное обучение лексике студентов неязыковых специальностей


Автор: Джуманиязова Умит Ажбаевна
Должность: Старший преподаватель кафедры иностранных языков и переводческого дела
Учебное заведение: ЗКИТУ
Населённый пункт: город Уральск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Эффективное обучение лексике студентов неязыковых специальностей
Раздел: высшее образование





Назад




Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет

Научная статья: ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Джуманиязова У.А., ст.преподаватель

кафедры иностранных языков и переводческого дела.

г.Уральск-2024

Аннотация. В данной статье рассмотрен один из важнейших аспектов подготовки

студентов с нерусским языком обучения неязыковых специальностей по формированию у

них лексической компетенции на практических занятиях по русскому языку. Ключевая

роль в этом процессе отводится работе над словом: его значением, употреблением,

способностью вступать в синонимичные и антонимичные отношения, сочетаться с

другими словами. Повышение уровня лексической компетенции студентов

неязыковых специальностей представляет собой одну из актуальных задач современной

науки. Лексическая компетенция-это знание словарного состава

языка, который включает элементы лексики и грамматики и способствует их

использования в речи. Лексическая компетенция как языковая основа профессионально

коммуникативной компететности студентов, связанных с их будущей профессиональной

деятельностью. Актуальность данной темы обусловлена изменением

требований к будущему специалисту, который должен владеть хотя бы одним

иностранным языком для успешной коммуникации в различных сферах. Рассматриваемый

метод дает студентам возможность исследовать, понять и приобрести практические

навыки, которые могут упростить профессиональную деятельность. Таким образом, чтобы

достичь необходимого уровня владения студентами лексической компетенции

необходимо планомерно и непрерывно проводить работу в течение всего

образовательного процесса. Только в этом случае удастся проследить динамику

личностного и профессионального роста студентов неязыковых специальностей.

Введение. Обучение языку — это прежде всего обучение правильному пониманию и

употреблению его слов, лексики. Что такое лексика? Это словарный состав языка. Все в

языке начинается со слов и кончается словами, значит овладение словарным запасом

языка является центральной проблемой обучения иностранному языку. Изучение лексики

— это не просто заучивание новых слов. При этом надо осознать и усвоить связи между

словами (грамматические, семантические и другие). Коммуникативность требует

введения и закрепления нового слова в предложениях и ситуациях. Заучивание слов вне

предложения не дает никаких результатов. Лексическая работа связана с обучением

грамматики.

Слово — это основная единица языка, которая служит для выражения понятий. При

коммуникации оно является ведущим компонентом речевого общения и функционирует в

тесном взаимодействии с фонетикой и грамматикой.

Знание даже большого количества лексических единиц в изолированном положении, т.е.

вне предложения, не может обеспечить владения иноязычной речью.

Материалы и методы исследования. Успешная работа над лексикой может

осуществляться только в тесной взаимосвязи с другими аспектами языка, особенно с

грамматикой; лексика наполняет, иллюстрирует изучаемые грамматические явления.

В зависимости от характера речевой деятельности различают активную и рецептивную

лексику. Для выражения мыслей в устной и письменной речи пользуются лексикой,

которая составляет активный словарь говорящего или пишущего, т.е. словарь для

продуктивной речевой деятельности.

Рецептивный словарь складывается из слов, которые необходимы для приема информации

в устной или письменной форме, т.е. при слушании (аудировании) и чтении. В этом

случае говорят о рецептивном владении материалом.

Границы между этими двумя словарями студента подвижны и зависят от конкретных

условий речевой деятельности.

Кроме активного и пассивного словарей существует также потенциальный словарь, куда

входят слова, о значении которых студент может догадываться самостоятельно. Это

умение формируется на основе владения определенным минимумом активной и

рецептивной лексики, а также на основе знания способов словообразования, понимания

смысловой структуры слова. Существование потенциального словаря объясняется прежде

всего тем, что в языке насчитывается сравнительно небольшое количество корневых слов

по сравнению с теми словами, которые образованы от них. Например, стол — корневое

слово, а производные от него — столик, столовая, настольный, застольный и др.

Как правило, между корневым словом и производными от него словами существуют

формальные, логические и смысловые связи. Поэтому при работе над лексикой одной из

важных задач обучения является выработка у студентов умения устанавливать эти связи,

развивать их языковую подготовку и в конечном итоге «узнавать» новые слова.

Изучая грамматическую конструкцию, в упражнения мы включаем знакомую лексику и

вводим новую. Что касается дозировки новых слов на одно занятие, то рекомендуется

вводить от 7 до 20 единиц за урок в зависимости от трудности, предназначенности и

этапов обучения.

Вопрос о количестве новых слов, которые отбираются на единицу учебного времени,

относится к числу важных методических проблем. Учитывая возможности

кратковременной памяти человека, психологи, а вслед за ними и методисты, на начальном

этапе обучения рекомендуют вводить новую лексику в небольших количествах — от 5 до

10 слов за урок. При этом имеется в виду, что на этом же уроке продолжается работа по

активизации ранее введенного материала тоже в объеме от 5 до 10 слов.

Это общие установочные параметры, которые под влиянием ряда факторов (условий

обучения, степени трудности усвоения новых слов, способностей студентов и др.) могут

быть скорректированы преподавателем в условиях конкретного учебного процесса.

Овладение новым словом всегда начинается с рецептивного действия (восприятия),

проходит через репродуктивное (воспроизведение-повторение) и заканчивается

продуктивным, т.е. самостоятельным творческим использованием его в речи. Поэтому в

работе над каждой лексической единицей можно выделить несколько этапов.

Первый этап — это, как говорят методисты, показ слова, т.е. ознакомление студентов с

фонетико-орфографическим образом слова.

Лексическая единица представляется как в устной, так и в письменной форме. Иногда

можно показать, как выглядит это слово в учебнике, т.е. в печатном виде.

После этого следует второй этап — объяснение слова. Объяснению должны подлежать

форма слова и его значение. Когда мы говорим о форме слова, то имеем в виду

необходимость толкования слова с точки зрения его фонетических (например,

непроизносимые звуки) и грамматических характеристик (например, род, число,

окончание, суффиксы, особенности склонения — для существительных; вид, время,

спряжение, управление — для глагола и т.п.).

Как вводить и объяснять новые слова?

Когда речь идет об объяснении значения слов, методисты используют термин

семантизация. Это очень важный момент в работе преподавателя, так как требует от него

умения в конкретной учебной ситуации правильно выбрать наиболее рациональный

способ такого объяснения.

Можно назвать несколько основных способов семантизации лексических единиц.

1.

Использование наглядности.

Существуют три вида наглядности: предметная — демонстрация предмета и название его;

изобразительная — предъявление рисунка, схемы и т.п.; моторная — демонстрация

действий и название их. Наиболее эффективно с помощью различных видов наглядности

семантизируются слова, обозначающие: конкретные предметы, пространственные

понятия, геометрические формы. Наглядность очень нужна начальном этапе. Эти средства

называются неязыковой наглядностью.

2.

Использование синонимов — наиболее распространенный прием учебной

семантизации новых слов: печальный = грустный, огромный = очень большой.

3.

Использование антонимов — это очень эффективный метод ввода новых слов:

мне грустно ≠ мне весело, в классе тепло, а на улице холодно.

4.

С помощью словообразовательного состава:

а) стол — столик, мяч — мячик, стул — стульчик;

6) книга — книжный, класс — классный.

5.

Использование сильного семантизирующего контекста — это предъявление

нового слова в таком контексте, который позволяет студентам самим догадаться о

том, что оно значит: Это газета. Дайте, пожалуйста, газету. Передайте газету

вашему соседу.

6.

Использование перевода – т.е. с помощью словаря узнавать

Значение нового слова. Этим методом при коммуникативных целях

Пользоваться надо как можно реже.

В связи с тем, что слово живет только в окружении других слов в

речи, очень важно на стадии объяснения показать возможность слова сочетаться с

другими словами. Например, чтобы показать различные связи двух близких по значению

глаголов «встретить» и «встретиться» хорошо продемонстрировать их в системе

соответствующих вопросов, а затем и во фразах (встретить — кого? где? когда?;

встретиться — с кем? с чем? зачем? где? когда?).

Основным источником пополнения словарного запаса студентов обычно является

учебный текст. В зависимости от назначения текста и характера новых слов, степени

трудности их усвоения выбирается тот или иной прием введения лексических единиц и

время их введения относительно момента первичного знакомства с текстом. Рассмотрим

основные способы предъявления учебного текста.

Можно прочитать новый текст без объяснения незнакомых слов до чтения и по ходу

чтения. Так поступают при целевой установке на выработку у студентов способности

понимания нового текста при наличии в нем незнакомых слов.

Можно читать текст и объяснять незнакомые слова по ходу чтения. В этом случае из

контекста легче вывести значение нового слова, и учащиеся быстрее его поймут и усвоят.

Незнакомые слова объясняются до чтения нового текста, и это снимает трудности в его

понимании.

В тех случаях, когда целесообразно использовать все перечисленные выше приемы

введения новой лексики, может быть применен комбинированный вариант предъявления

текста.

Результаты и их обсуждение. Учебные тексты разнообразны по форме, структуре,

количеству новых языковых единиц и, самое главное, по целевым установкам, т.е. по

характеру тех учебных задач, для решения которых составлен и предъявляется новый

текст, то и способ введения новой

лексики избирается каждый раз с учетом этих целей и задач.

Приемы, облегчающие запоминание лексики

1.

Запоминание слова с помощью многократного повторения.

2.

Многие слова запоминаются очень трудно, даже повторяемость не помогает.

Наиболее прочно запоминается, если слово вводится в момент острой потребности

в нем. Создавая ситуации потребности в слове, преподаватель мгновенно вводит

его в память студентов. Небходимо, чтобы потребность возникла естественным

образом.

3.

Хороший результат дает введение новых слов в эмоционально окрашенной

ситуации.

4.

Наличие познавательного интереса к вводимому материалу. Известно, чем выше

мотивация, тем лучше результат обучения, и наоборот.

Закрепление нового лексического материала и контроль усвоения.

Этот этап работы осуществляется в системе упражнений и в ходе комплексного обучения

всем видам речевой деятельности. Цель упражнений — формировать умение и навыки

использования введенного лексического материала (путем действий и операций с ним, что

и обеспечивает его окончательное усвоение и запоминание). Рассматривая проблему

усвоения новой лексики, перед нами сразу же встает два вопроса: соотношение во

времени процесса введения слов и упражнений и форма первого блока упражнений.

Рекомендуется первые упражнения выполнять сразу же после введения новой лексики и в

устной форме, так как необходимо формировать слухо-моторные образы новых слов и

конструкций, независимо от того, предназначаются ли они для продуктивного или

рецептивного владения. Упомянутые слуховые и моторные (артикуляция)

Образы необходимо, не откладывая, дополнить зрительными и моторными (письмо).

Поэтому в качестве домашнего задания нужно дать, как устные, так и письменные

упражнения.

Подготовительные упражнения продуктивного типа:

1)

заполнение пропусков в минимальном контексте;

2)

дополнение предложения по смыслу;

3)

вопросно-ответные предложения;

4)

упражнения на сочетаемость слов (например, из двух колонок слов составить все

возможные сочетания или самостоятельно подобрать слова, сочетающиеся с

заданным списком);

5)

упражнения на синонимию;

6)

упражнения на группировку слов по тематическому или оперативному признаку,

которые очень живо выполняются в форме и заданий. Форма игры-соревнования

дает еще две возможности: темы, ограничив время, и организовать

самостоятельное повторение, предупредив об игре заранее.

Некоторые типы лексических упражнений

. Упражнения, способствующие опознанию лексической единицы на слух и

визуально.

1.

Показать называемые преподавателем предметы.

2.

Выполнить единичные действия, называемые преподавателем.

3.

Определить количество слов в прослушанном предложении

4.

Вставить пропущенные в слове буквы или буквосочетания (с опорой на картинку

или без нее).

5.

Определить значение слова на основе известных элементов

(корня, приставки, суффикса).

6.

Выбрать из ряда слов слова, относящиеся к указанной теме, и многие другие.

. Упражнения, способствующие формированию рецептивно-продуктивных

речевых умений студентов.

1.

Пересказать прочитанный текст (по плану, по вопросам, по ключевым словам, по

картинкам).

2.

Пересказать диалог в монологической форме, употребив названные лексические

единицы.

3.

Составить диалог на основе монолога с использованием данных выражений.

4.

Составить план прослушанного рассказа.

5.

Придумать концовку рассказа, употребляя определенные слова.

. Упражнения, способствующие формированию продуктивных речевых умений

студентов.

1.

Назвать предметы, которые находятся на столе.

2.

Подобрать слова к картинке.

3.

Подобрать слова к предложенной ситуации.

4.

Описать картинку сначала с использованием данных слов, затем самостоятельно.

5.

Составить описание (комнаты, времен года, внешности человека и т.п.).

6.

Составить рассказ по ключевым словам на основе учебного материала.

7.

Составить рассказ на определенную тему.

8.

Написать сочинение на заданную тему и другие.

Выводы. У студентов обязательно должна быть словарная тетрадь для записи новых слов.

Она показывает, какие слова студент должен знать обязательно. Выработка правильного

метода записи слов — очень важный фактор в общей работе над лексикой. Сам процесс

выписывания слов и переписывания словаря уже помогает их запомнить. Запись новых

слов — это не только введение, но уже и начало) лексики.

Итак, были рассмотрены основные принципы, связанные с методикой работы над

лексическим материалом на начальном этапе обучения.

Литература:

1.Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка. [Текст]/Т.М.Балыхина.М. 2010.-

С.145.

2.Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку.

[Текст]Л.С.Л.С.Крючкова.М.2005.-С.120

3.Щукин А.Н. Словарь методических терминов.А.Н.Щукин. М.2005.

4.Чесноков М.П. Методика преподавания русского языка, как иностранного.[Текст] /

М.П.Чесноков.М.2000.-С.256



В раздел образования