Автор: Восипенок Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 имени академика Б.Н.Петрова" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленская область,городСмоленск
Наименование материала: Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках истории в 5-х классах в условиях обновленного ФГОС
Тема: Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках истории в 5-х классах в условиях обновленного ФГОС
Раздел: среднее образование
Восипенок Елена Владимировна
учителя истории и обществознания МБОУ «Лицей №1
имени академика Б.Н. Петрова» города Смоленска
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках
истории в 5-х классах в условиях обновленного ФГОС
АННОТАЦИЯ
В статье показан опыт работы по формированию читательской
грамотности на уроках истории. Приводятся примеры составления заданий,
связанные с поиском информации в тексте учебника, с развитием устной
речи
обучающихся,
заданий,
развивающих
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ключевые слова: поиск информации в тексте, развитие устной речи,
читательская грамотность, приемы работы с текстом.
В России, так же, как и во многих странах мира, сегодня наблюдается
процесс падения уровня читательской культуры населения. Не секрет, что
современные школьники сегодня читают мало и иногда с трудом понимают
прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются одними из самых
важных в учебе и жизни. При просмотре заданий ОГЭ и ЕГЭ, становится
ясно: без навыка работы с текстом школьник не справится с ними. Многим
после экзаменов предстоит учеба в колледже, ВУЗе, да и в обычной жизни
умение работать с текстом играет важную роль. Сюда входит и оформление
различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык
понимания прочитанного.
Причин данной проблемы множество. Это и новые реалии: дети с малых
лет знакомятся с гаджетами, с социальными сетями, где коммуникация
упрощается, также люди в современном мире отдают свое предпочтение
видеоматериалу, нежели тексту. Объем информации растет, но эта не всегда
та информация, которая требует осмысления, анализа, интерпретации.
Кроме этого, на наш взгляд, в какой-то мере это связано с обучением в
начальной школе, где уделяется большое внимание скорости чтения, его
заучиванию. В связи с этим дети перестают понимать текст и осознанно
отвечать на вопросы.
Интересно, что для современных учеников, казалось бы, живущих в
интернете, иногда бывает проблематично найти необходимую информацию,
ведь даже для такого, казалось бы, простого задания нужен навык
формулирования запроса. Поэтому очень важно научить каждого ученика
находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее
и критически оценивать.
На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом,
причем с разными его видами. Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем:
-
обучающиеся
не
могут
найти
необходимую
информацию,
проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
- использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности может вызвать сложности;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
История обладает широким спектром методов работы с текстом.
Представим некоторые из них, применяемые в 5 классе.
ПО РОЛЯМ.
Обучающимся предлагается прочитать текст, самим выделить роли и
распределить их. Затем воспроизводится текст уже по ролям. В заключении
ребята оценивают, кто больше соответствовал своей роли, лучше раскрыл
образ своего героя.
Эта техника может использоваться при изучении адаптированных
текстов «Миф о Тесее и Минатавре», «Миф о Дедале и Икаре», отрывков из
поэм Гомера «Иллиада» и « Одессея». Чтение этих текстов по ролям
позволяют создать атмосферу погружения в историческую среду древнейшей
Греции, вызвать у детей эмоциональный отклик,раскрыть перед ними
значение литературных произведений как одного их видов исторического
источников.
Технология «Чтение с остановками».
Текст читается дозировано. После каждой смысловой части делается
остановка: произносится слово: «Стоп!» учителем или учеником, если ему
что-либо непонятно. Во время остановки идет обсуждение или проблемного
вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или
дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Главная сложность здесь - контролировать обсуждение, дабы оно не
превратилось в пустословие.
Много тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. Они сильно
отличались от современных людей даже внешне. Но от животных их
отличало то, что они умели ходить на двух ногах, выполнять руками
важную работу, например, копать или обрабатывать камни, а также
первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но
ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства.
Жили люди в древности в шалашах и в землянках, а иногда, и в пещерах.
Питались они корешками растений, яйцами птиц, личинками насекомых и
лишь позднее люди научились охотиться и стали питаться мясом, дичью.
СТОП (во время остановок работа может вестись или с
преподавателем, или в паре, учащиеся сами продумывают перечень вопросов
и задают друг другу)
Назовите не меньше трех отличий первобытного человека от
современного? В каких условиях жили первобытные люди? Какая связь у них
была с природой?
Первобытные люди были беззащитны перед силами природы. Много
было вокруг хищных животных, чьи зубы и когти грозили неминуемой
гибелью. Пугали древних людей наводнения, грозы, ураганы, снежные бури и
другие явления природы. Панический ужас наводил на них огонь. Но шло
время, человечество развивалось, все дальше уходило оно от существования
дикого, неразумного. Люди учились пахать землю, сеять злаки, печь хлеб.
СТОП
Какие основные занятия были у первобытных людей? Как повлияло
изменения климата на жизнь первобытных людей? И т.д.
Прием «Исследовательский фартук».
У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук.
В верхней части фартука записана тема, в средней части нарисованы
карманы: даты,
имена, карман для понятий. В нижней части карман, в
который учащиеся «складывают» все важные факты, события, явления.
На этапе изучения нового материала, учащиеся, работая с текстом
параграфа,
отдельным
пунктом,
историческим
источником
заполняют
карманы.
После
окончания
работы
нужно,
вынимая
из
карманов
информацию, восстановить содержание текста.
Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную
информацию, учит самостоятельно обрабатывать информацию, формирует
самостоятельность мышления.
Приём «Лови ошибку»
Эту работу можно проводить как индивидуально, так и попарно и в виде
групповой работы. Так как это изучение нового материала, то ошибки
должны быть не очень сложные.
Условия игры:
Учащимся предлагается внимательно изучить содержание текста. На это
отводится 7-10 минут. Затем текст забирается, и дети получают другой тест с
ошибками, которые нужно найти. Победит тот, (та команда) кто найдет
большее количество ошибок.
Возможен вариант игры, когда учащиеся сами пишут (в парах или по
одному) текст с ошибками по заданному параграфу, а потом меняются и
обнаруживают ошибки.
Можно в начале урока предложить учащимся выявить ошибочную
информацию в предложенном тексте. Учащиеся анализируют текст,
пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
После изучения материала обучающиеся возвращаются к тексту задания
и пытаются исправить ошибки, которые не смогли выявить в начале урока.
Пример текста с ошибками:
«Древний Египет»
Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую
пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он
приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила,
чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство.
Однако верховный жрец Хеопс
доложил царю, что строительство
пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.
Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию.
Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и,
конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей.
Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – «городом
крови».
Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь
повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.
Прием «Работа с таблицами».
Хорошим подспорьем в работе с текстом является графическая
организация материала. Для 5 класса наиболее удобными являются таблицы.
Так, в 5-м классе, при изучении темы «Человечество на пути к новому
обществу» изучается вопрос перехода человечества от родовой к соседской
общине. Ученикам предлагается форма для осуществления сравнения —
таблица и определённые требования к её составлению:
- у таблицы должно быть название;
- колонки таблицы должны быть озаглавлены;
- критерии должны отражать существенные различия или сходства
объектов.
Родовая и соседская общины
Критерии
Родовая община
Соседская община
Владение землёй и
угодьями
Характер труда
Основные занятия
Жилище
Учащиеся читают соответствующий параграф учебника, заполняют
таблицу. После проверки таблицы даётся определение понятия «соседская
община», выявляются её характерные признаки; формулируется вывод о
значении перехода от одного вида общины к другому для дальнейшего
развития общественных отношений.
Прием составления кластера.
Ещё один способ графической организации материала составление
кластера, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий, следующая:
1. Посередине листа в тетради нужно написать ключевое слово или
предложение, которое является темой.
2. Написать ключевые слова или предложения, выражающие идеи, факты,
которые подходят для данной темы.
3. Слова, записанные на доске, соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждой из пары устанавливаются новые логические связи. По
итогу получается структура, которая графически отображает размышления,
определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластером необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю своему
воображению.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не закончатся.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Составление кластеров позволяет охватить большой объем информации.
В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер, следует
конкретизировать направления развития темы.
Одним из таких методических приемов, который используется на уроках
истории и обществознания, является прием «Фишбоун». В чем его суть? Суть
данного методического приема — установление причинно-следственных
взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами,
совершение обоснованного выбора. Данный метод позволяет развивать
навыки работы с информацией.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма. В мире данная
диаграмма широко известна под именем Исикавы —это метод структурного
анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой
графическое изображение, которое наглядно демонстрирует определенные в
процессе анализа причины конкретных событий и выводы.
Данная схема дает возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать мышление;
находить взаимосвязи между причинами и следствиями;
находить факторы по степени их значимости;
"Как составлять схемы Фишбоун?".
Схема включает в себя основные четыре блока:
1 блок — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
2 блок — основные причины, которые привели к проблеме.
3 блок — факты, подтверждающие наличие сформулированных
причин, или суть понятий, указанных на схеме.
4 блок — ответ на поставленный вопрос и сделанный вывод.
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и
отображать всю суть понятий.
Анализ ситуаций при работе с текстами
1.
Выделить в тексте проблему
2. Определить варианты решения проблемы
3. Сделать вывод
Пример: тема «Древняя Палестина»
Текст «Суд Солона»
Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить
свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь
ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить
себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и
сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской
славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми.
Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум
добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был
мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл
несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь
мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому
ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня
родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не
было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне
в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя
её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему
рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной
женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его!
Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот
ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с
позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.
Пример последовательности анализа:
1. Какую главную проблему должны решить герои?
2. Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно
знать героям?
4. Каковы три способа решения проблемы?
5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
Прием «Кубик Блума».
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором
нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них
«Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
- «Почему»,
- «Объясни»,
- «Назови»,
- «Предложи»,
- «Придумай»,
- «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Задача состоит в том, чтобы
сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую
выпадет кубик.
Несложно заметить, что вопросы во многом соответствуют основным
идеям книг Бенджамина Блума. Автор данной техники считал, что одной из
основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми
придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на
практике.
К
примеру,
вопрос,
начинающийся
со
слова “Назови…” может
соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению
знаний.
Вопросы,
начинающиеся
со
слов
“Почему…”
соответствуют
процессуальным знаниям. В данном случае ученик должен найти причинно-
следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым
предметом, явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” школьник применяет законы, теории в
конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение
метода.
И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…»
направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он
выделяет скрытые предположения, анализирует, оценивает значимость
данных, использует знания из разных областей, сопоставляет выводы с
имеющимися данными.
Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику
результативно усвоить учебный материал.
Можно заметить, что гораздо легче не только ответить на вопросы
репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Более сложной
задачей
является
формулирование
вопросов,
направленных
на
поиск
причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-
задания,
начинающиеся
со
слов «Предложи…»,
«Придумай…»,
«Поделись…». И, конечно, учитель должен по-разному оценивать работу
учеников по составлению вопросов-заданий.
Результат использования приёмов работы с текстом
Работа с документом приближает обучающихся к изучаемому событию,
создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет:
- повысить качество организации учебного процесса;
- увеличить объема изучаемого учебного материала;
- повысить темпа учебного занятия;
- использовать различные формы организации учебной деятельности,
- усилить мотивацию обучающихся;
- создать условия для формирования общекультурных компетенций и
собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.
Образовательный процесс приобретает исследовательский характер.
Изменяется и функциональная деятельность учителя — он выступает
преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы
обучающихся.
Список литературы
1.
Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с
2.
Г. А. Цукерман. Оценка читательской грамотности/ Материалы к
обсуждению. - М., 2010;
3.
Елохина,
Ю.
Е.
Формирование
навыков
смыслового
чтения
у
школьников среднего звена: магистерская диссертация по направлению
подготовки: 45.04.01 - Филология / Елохина, Юлия Евгеньевна - Томск:
[б.и.], 2017
4.
Мосунова, Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и
структура [Текст] / Л. А. Мосунова // Вестник Вятского государственного
гуманитарного университета. – 2011. – № 2-1. – С. 151–157.
5.
Хуснутдинова, Л. Г. Организация смыслового чтения на уроках
истории // Отечественная и зарубежная педагогика. –2017. – №2 (38).
6.
Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы): книга для
учителя. Под редакцией И.Н. Добротиной. – М.: Российский учебник:
Вентана – Граф, 2018.