Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.


Автор: Степанян Кристинэ Саргисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ

ДЕТСКОГО САДА.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период

психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё

только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые

представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и

фундаментальные человеческие способности познавательная

активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к

другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение,

творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не

возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но

требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту

форм деятельности.

Детский сад для ребенка – это новое окружение, новая обстановка, еще

неизвестное пространство, новые люди. Процесс вхождения ребенка в эту

новую для него среду и привыкание к ее условиям называется адаптацией.

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку

именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от

родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому

учреждению проходит дольше и труднее.

Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково.

Особенности их поведения в значительной мере определяются теми

потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Одна из

них – потребностей в общении и сегодня мы поговорим об этом

поподробнее.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в

детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского

сада. Поэтому именно значение содержания потребности ребенка в

общении является тем ключиком, с помощью которого можно

определить характер педагогических воздействий на него в

адаптационный период.

Итак, по присущим различиям в поведении и потребности в общении

выделяют три группы детей:

Первая группа (тяж.степень)- это дети, у которых преобладает

потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них

внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая — это дети, у которых уже сформировалась потребность в

общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с

ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

третья группа — дети, испытывающие потребность в активных

самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания

протекает в рамках трех этапов

Первый этап- характеризуется потребностью в общении с близкими

взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания, сведений об

окружающем

Второй этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в

сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем

Третий этап - Потребность в общении со взрослыми на познавательные

темы и в активных самостоятельных действиях.

Для того, чтобы определить на каком уровне у ребенка

сформированна потребность в общении, воспитатель и родитель должен

обратить особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное

состояние, т. е. спокойствие сменяется слезами, и наоборот);

б) характер деятельности (отсутствие действий наблюдения,

подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые

действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,

положительное или вообще отсутствует);

г) высказывания о желаемом

Дети первой группы (тяж.степ.адаптации) должны пройти все три

этапа.

Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, ■внимании, просьбу

взять на руки ит. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому

адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до

2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того,

чтобы подвести ребенка ко II этапу привыкания.

С переходом на II этап для ребенка более характерной станет

потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об

окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько

полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность. Дети второй

группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней).

III этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что

общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается

к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с 'ними. Длиться о 2

до 10 дней. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного

воспитания заканчивается.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит

расширение содержания и навыков общения. Поэтому воспитателю

необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе

привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно

относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро

достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей

группы, и т. Д.

Поэтому воспитателемродителем должны быть выбраны соответствующие

средства общения: улыбка ласка, внимание , жест, мимика – на первом

этапе., показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком,

поручение – на 2 этапе.

От того, насколько правильно воспитатель определит потребность,

обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия,

способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и

продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во

внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические

воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.



В раздел образования