Автор: Степанян Кристинэ Саргисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ
ДЕТСКОГО САДА.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период
психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё
только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые
представления о себе, о других, о мире.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и
фундаментальные человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к
другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение,
творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не
возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но
требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту
форм деятельности.
Детский сад для ребенка – это новое окружение, новая обстановка, еще
неизвестное пространство, новые люди. Процесс вхождения ребенка в эту
новую для него среду и привыкание к ее условиям называется адаптацией.
Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку
именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от
родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому
учреждению проходит дольше и труднее.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково.
Особенности их поведения в значительной мере определяются теми
потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Одна из
них – потребностей в общении и сегодня мы поговорим об этом
поподробнее.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в
детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского
сада. Поэтому именно значение содержания потребности ребенка в
общении является тем ключиком, с помощью которого можно
определить характер педагогических воздействий на него в
адаптационный период.
Итак, по присущим различиям в поведении и потребности в общении
выделяют три группы детей:
Первая группа (тяж.степень)- это дети, у которых преобладает
потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них
внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая — это дети, у которых уже сформировалась потребность в
общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с
ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
третья группа — дети, испытывающие потребность в активных
самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания
протекает в рамках трех этапов
Первый этап- характеризуется потребностью в общении с близкими
взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания, сведений об
окружающем
Второй этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в
сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем
Третий этап - Потребность в общении со взрослыми на познавательные
темы и в активных самостоятельных действиях.
Для того, чтобы определить на каком уровне у ребенка
сформированна потребность в общении, воспитатель и родитель должен
обратить особое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное
состояние, т. е. спокойствие сменяется слезами, и наоборот);
б) характер деятельности (отсутствие действий наблюдения,
подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые
действия);
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,
положительное или вообще отсутствует);
г) высказывания о желаемом
Дети первой группы (тяж.степ.адаптации) должны пройти все три
этапа.
Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, ■внимании, просьбу
взять на руки ит. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому
адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до
2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того,
чтобы подвести ребенка ко II этапу привыкания.
С переходом на II этап для ребенка более характерной станет
потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об
окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько
полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность. Дети второй
группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней).
III этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что
общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается
к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с 'ними. Длиться о 2
до 10 дней. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного
воспитания заканчивается.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит
расширение содержания и навыков общения. Поэтому воспитателю
необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе
привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно
относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро
достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей
группы, и т. Д.
Поэтому воспитателемродителем должны быть выбраны соответствующие
средства общения: улыбка ласка, внимание , жест, мимика – на первом
этапе., показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком,
поручение – на 2 этапе.
От того, насколько правильно воспитатель определит потребность,
обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия,
способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и
продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во
внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические
воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.