Напоминание

"Путешествие за сокровищами"


Автор: Пигина Галина Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад 3 " Третье королевство"
Населённый пункт: город Среднеуральск, Свердловская область
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Путешествие за сокровищами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие за сокровищами»

Подготовила

Учитель-логопед

Пигина Г. А.

г. Среднеуральск

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные

навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой

системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя

с

антонимами.

Коррекционно-воспитательные:

создать

хорошее

настроение,

воспитывать

аккуратность,

доброту,

умение

выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование:карта, игрушка – Лунтик, волшебный клубок, дидактическая игра «Собери грибы», игрушки «Ёжик»,

«Грибок», раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки)

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать

маленький мячик.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в

руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

1.

Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты

– «ЛУНТИК»)

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи

и нашел карту, где спрятаны сокровища ,я хочу их найти. . Но мне нужна команда. Согласны ли вы идти вместе со мной?

Дети: Да.

Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к

испытаниям? Тогда в путь.

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в лесу очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на опушке леса, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим целебным

воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)

Развитие зрительного внимания

Логопед: (на экране появляется карта) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий волшебный клубок будет

продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

Лунтик: (На экране) Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает

картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: «1,2,3 – наш клубок вперед беги!»

3. Введение в тему. Мы подошли к дереву Звуков. Здесь конверт.

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите

какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед: Еще он какой?

Дети: Твердый, звонкий.

Логопед: Можем шагать дальше.

II. Основная часть.

Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен.

Задание на развитие фонематического восприятия

- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:

сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?

Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)

Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы!

Отправляемся в путь дальше.

Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Поляну Грибов.

Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь Гриб. Давайте

спросим его, что случилось?. «Злой колдун заколдовал грибы , если расколдуете грибы, то отправитесь в путь дальше»

- Игра “Собери грибы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает грибы- с картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова,

другая –грибы с картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце

слова.

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем идти дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы выходим на тропинку Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание

- Закончить предложение словами-неприятелями (на экране- презентация)

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)

Лужа мелкая, а река … (глубокая)

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Листопад, листопад, листья желтые летят.

5. Остров Физминутки (Танец –с листочками, движение под музыку)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перейти через речку по мостику. Но чтобы туда попасть, надо пройти по

листочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.

6. Остров Слов

Звуковой анализ слова.

- Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце) А что-то оно грустное.

- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1

слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

- Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).

- Дети дают характеристику звукам.

(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)

Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

7. Наш наш клубочек катится дальше. На горизонте река «Богатых слов».

Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы., предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять

пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики- друзья.

Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх

Кисти рук “домиком”

Поочередно называемые пальцы

соединяются с большим.

Пальцы в кулак, выставив мизинец.

Кулаки стучат .

Ритмичное сжатие кисти в кулак.

Развитие графомоторных навыков

- Игра «Рыболов»

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к

столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.

Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)

Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)

III. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что

спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Лунтик: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.

(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Список использованной литературы:

1.

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития

фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

2.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и

педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.

3.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.

4.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд.

“Учитель”, 2001. – 129 с.

5.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999.

– 245 с.

6.

Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.



В раздел образования