Автор: Ганасюк Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 39 г.Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Скоро в школу. Готовим руку к письму.
Раздел: дошкольное образование
Скоро в школу. Готовим руку к письму.
С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, он с большим удовольствием
рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. Развитие функциональных
возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении
полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения
ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача -
развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления детьми двигательного и практического опыта.
Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы
(инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями.
Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу
нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.
Формирование графомоторных навыков у детей предполагает развитие у детей:
1) Мелкой моторики пальцев рук.
В целях развития мелкой моторики рук используют следующие приемы и упражнения:
- Пальчиковая гимнастика
- Шнуровки
- Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных
мячей, массажеров, прицепок и др.
- Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и
др.
- Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
- Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
- Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.
- Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
- Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом,
скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
- Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
- Поделки из природных материалов.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; − доставание бусин
ложкой из стакана;
- Стирание ластиком нарисованных предметов.
2) Развитие пространственных представлений
Ориентация на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева -
направо, сверху - вниз, вперед - назад).
Используются следующие упражнения и игры:
«Найди и назови»
Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я
загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это
за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети
называют его.
«Положи»
На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона
и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа
от коробки, перед коробкой.
«Что изменилось?»
В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их
расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки
местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.
«Домики»
Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки.
Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят:
«Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с
правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.
«Выложи картинку»
Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур.
Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат,
сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.
Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.
«Графические диктанты»
3) Развитие графического навыка.
- Учимся правильно держать карандаш;
- Знакомство с тетрадью и с рабочей строкой;
- Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них;
- Дуги, волнистые линии, круги, овалы;
- Рисование орнаментов;
- Рисование по клеткам предметов сложной формы;
- Овладение графической символизацией;
- Работа по формированию графического образа буквы.
Информацию подготовила:
учитель-логопед Ганасюк О.В.