Напоминание

Скоро в школу. Готовим руку к письму.


Автор: Ганасюк Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 39 г.Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Скоро в школу. Готовим руку к письму.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Скоро в школу. Готовим руку к письму.

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, он с большим удовольствием

рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. Развитие функциональных

возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении

полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения

ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача -

развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для

накопления детьми двигательного и практического опыта.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы

(инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями.

Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу

нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Формирование графомоторных навыков у детей предполагает развитие у детей:

1) Мелкой моторики пальцев рук.

В целях развития мелкой моторики рук используют следующие приемы и упражнения:

- Пальчиковая гимнастика

- Шнуровки

- Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных

мячей, массажеров, прицепок и др.

- Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и

др.

- Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.

- Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.

- Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.

- Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур

- Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом,

скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)

- Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)

- Поделки из природных материалов.

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; − доставание бусин

ложкой из стакана;

- Стирание ластиком нарисованных предметов.

2) Развитие пространственных представлений

Ориентация на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева -

направо, сверху - вниз, вперед - назад).

Используются следующие упражнения и игры:

«Найди и назови»

Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я

загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это

за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети

называют его.

«Положи»

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона

и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа

от коробки, перед коробкой.

«Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их

расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки

местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

«Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки.

Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят:

«Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с

правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

«Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур.

Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат,

сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

«Графические диктанты»

3) Развитие графического навыка.

- Учимся правильно держать карандаш;

- Знакомство с тетрадью и с рабочей строкой;

- Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них;

- Дуги, волнистые линии, круги, овалы;

- Рисование орнаментов;

- Рисование по клеткам предметов сложной формы;

- Овладение графической символизацией;

- Работа по формированию графического образа буквы.

Информацию подготовила:

учитель-логопед Ганасюк О.В.



В раздел образования