Напоминание

Б.В. Шергин " Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"


Автор: Наталья Валерьевна Макарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с УИОП
Населённый пункт: город Бугульма РТ
Наименование материала: конспект урока по литературному миру
Тема: Б.В. Шергин " Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"
Раздел: начальное образование





Назад




Борис Викторович Шергин

«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

I. Организационный момент

Мы рады видеть каждого из нас

И вот весна уже нам в окна машет,

Нам будет здесь уютно , ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II . Речевая разминка

Прочитайте пословицу. ( Про себя..Вместе…) Обьясните её смысл

Чему с молоду не научился, того под старость не будешь знать.

В молодом возрасте человек изучает все самое важное в жизни, учится быть собой,

общаться с людьми, жить в обществе, узнает правила поведения.

Прочитайте орфографически, орфоэпически ( ещё: с ускорением. С

замедлением, с грустью, выразительно)

Понравилась вам пословица?

Считаете ли вы, что она вам пригодится?

Внимание на экран…

III. Актуализация знаний. Введение в тему

1.

Просмотр отрывка из мультфильма

по сказке Валентина Катаева «

Дудочка и кувшинчик»

Как называется? О чём? Кто написал?

Учитель Девочка Женя не хотела собирать каждую ягодку. Ей хотелось,

чтобы ягодки были не под листиками, а наверху . Но благодаря уроку

старика Боровика поняла, что без труда ничего не достичь, и набрала полный

кувшинчик ягод.

Выберите пословицу, которая относится к этой сказке Слайд

. У каждой ягоды своя косточка.

. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

Давайте подумаем , данная пословица может относиться только к сбору

ягод ?

Предположите, в каких ситуациях можно её использовать?

Под ягодами мы понимаем маленькие дела, которые приводят к большому

результату Например, потихонечку помогая по дому , мы очень облегчаем

маме домашние обязанности

Внимание! За правильные ответы, выразительное чтение- ягодки!

2. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое так называется.

Слайд

- Расшифруйте полное имя писателя, чьё произведение будем сейчас

читать. Записать в буклете

5Б9O13PИ47C1____________________

B84И3K5T2O785BИ7Ч_________________

6ШE45P29ГИ48H2___________________

(Борис Викторович Шергин.)

- Расскажите, как вам удалось расшифровать имя писателя? (исключить

цифры) Слайд

- Откройте учебник, стр.124

- Давайте попробуем сформулировать учебные задачи

Глаголы помощники

Познакомиться …..( с произведением, с автором)

Определять ….( главных героев, главную тему, основную мысль

произведения)

Развивать умение читать, характеризовать героев, понимать рассказ,

пересказывать

3.Рассказ учителя об авторе

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и

юность.

Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное

творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы,

предания...Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и

мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он

мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл

«хранительницей слова». Впоследствии он записал былины,

рассказанные ею. Учился писатель в Москве в художественном

училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для

многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа

библиотека его именем.

* Прочитайте в буклете про себя информацию об авторе . поделитесь одним

фактом , который вас заинтересовал… Обратить внимание на доску! Книги!!

- Прочитайте ещё раз заголовок,

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу . Можете предположить , о чём это

произведение? •

Рассматривая иллюстрации , можно предположить, что

рассказ о бабушке, о внуке.

3. Знакомство с рассказом.

( Аудиозапись… С остановкой до слов « Митя с жаром принялся за дело…»

Внимание!!!Как вы думаете. Как дальше будут развиваться события?

- Возьмётся ли Митя за дело?

-Успеет ли выполнить работу за две недели?

Я думаю, что Митя с удовольствием возьмётся за дело, потому что

настоящий мастер!

Я думаю, что Митя успеет выполнить работу за две недели

IV.Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните

V .Продолжение работы по теме урока

1.Чтение рассказа до конца учащимися и учителем

-Оправдываются ли наши предположения мы узнаем , дочитав рассказ.

- Ваши впечатления от прочитанного?

Я поняла, что без труда ничего не достичь , и надо прислушиваться к

совету опытных людей

2.Словарная работа

Объясните смысл слов и выражений

Проверьте свои ответы по буклету

ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур

– мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или

строительства.

МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий,

занимающийся окраской зданий, помещений. Звание « мастер малярного

дела»

АКАДЕМИЯ - А как вы понимаете значение слова ? Где можно значение

слова? Толковый словарик! Зачитайте (высшее научное или

художественное учреждение) Запишите в буклете

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры. Обратите

внимание на выставку . Представлены работы мастеров художественной

обработке дерева

СТОЛЕШНИЦА крышка стола

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

Определение « Фразеологизм» - устойчивые сочетания слов. В них нельзя

заменить или пропустить какое–либо слово, иначе изменится смысл: повесил

нос, прикусил язык, ни свет ни заря

В рассказе встретилось много фразеологизмов. Поработайте в паре :

найдите в тексте , обсудите вместе значение

- ни на полмизинца –нисколько

- золотые руки—умелый человек

- работа будет тяп-ляп

буклете дано выражение « Комар носа не подточит» выделить правильное

объяснение

3. Главные герои

Вспомните главных героев. В буклете найдите слова

среди данных букв

4. Обсуждение образов

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и

утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.)

– Как Ваня относился в своей бабушке? (Гордился ею.)

- Соединим стрелочками героев и слова, которые наиболее точно их

характеризуют .

Бабушка -- приветливая, добрая, весёлая,рассудительная, знала много

ремёсел, мастер слова

Ваня – любопытный

Митя- активный, целеустремлённый, мастер дела, решительный,

ответственный, художник, паркетчик

Мастер – мудрый,

– Какой мудрости научил Митю мастер? Выборочное чтение (Каждый день

выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и

чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)

VI. Обобщение знаний

1)

Слайд

Выберите пословицу, которая подходит к нашему рассказу

-Работа любит не молодца, а незалёжливого.( Если человек

трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.)

-Глаза страшатся, руки делают. (Говорится тогда, когда приходится

приниматься за работу, которой не видно конца.)

-Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. (Делая понемногу, не торопясь,

по намеченному плану, с удовольствием, выполнишь всю работу.)

Выключить проектор

VII. Подведение итогов урока

В рассказе Бориса Шергина говорится о разных народных умельцах : о

мастере художественной обработке дерева, а также о мастере слова.

А мы можем гордиться нашей Валерией .Рукодельница Валерия шьёт

куклы. Давайте спросим у неё, почему она занялась этим творчеством?

Кто в семье мастер и какого ремесла? Гордишься ли ты своим дедушкой?

Какие мудрые советы дает тебе дедушка?

- А теперь скажите, пословица «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

может относиться только к сбору ягод ?

(Делая понемногу, не торопясь, по намеченному плану, с удовольствием,

выполнишь всю работу.)

А теперь вспомните весь урок

-Предлагаю закончить фразы :

-Сегодня я узнал…

-Мне было интересно…

-Мне захотелось…..

-Сегодня я узнал о жизни и творчестве Бориса Шергина.

-Сегодня я узнал о разных народных умельцах.

-Мне понравился рассказ «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»

Мне понравился Митя художник. Он был настоящим мастером своего дела

-Мне захотелось овладеть искусством художественной обработки дерева

Сегодня мы вспомнили сказку В.Катаева « Дудочка и кувшинчик».

Прочитали рассказ Бориса Шергина « Собирай по ягодке - наберёшь

кузовок», познакомились с половицей « Чему с молоду не научился, того

под старость не будешь знать»

Чем связаны эти произведения ? Чему учат нас?

Данные произведения связаны темой труда и правильного отношения к

нему.

Учат уважительному отношению к труду, мастерству.

Лучше не

спешить, но сделать дело на совесть

Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и

чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)

Домашнее задание

-Прочитать ещё раз рассказ

-Восстановить цепь событий ( работа в буклете)

Подготовить сообщение о своих родных-мастерах своего дела ( по

желанию)

Спасибо всем, кто активно работал на уроке!



В раздел образования