Автор: Наталья Валерьевна Макарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с УИОП
Населённый пункт: город Бугульма РТ
Наименование материала: конспект урока по литературному миру
Тема: Б.В. Шергин " Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"
Раздел: начальное образование
Борис Викторович Шергин
«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
I. Организационный момент
Мы рады видеть каждого из нас
И вот весна уже нам в окна машет,
Нам будет здесь уютно , ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II . Речевая разминка
Прочитайте пословицу. ( Про себя..Вместе…) Обьясните её смысл
Чему с молоду не научился, того под старость не будешь знать.
В молодом возрасте человек изучает все самое важное в жизни, учится быть собой,
общаться с людьми, жить в обществе, узнает правила поведения.
Прочитайте орфографически, орфоэпически ( ещё: с ускорением. С
замедлением, с грустью, выразительно)
Понравилась вам пословица?
Считаете ли вы, что она вам пригодится?
Внимание на экран…
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1.
Просмотр отрывка из мультфильма
по сказке Валентина Катаева «
Дудочка и кувшинчик»
Как называется? О чём? Кто написал?
Учитель Девочка Женя не хотела собирать каждую ягодку. Ей хотелось,
чтобы ягодки были не под листиками, а наверху . Но благодаря уроку
старика Боровика поняла, что без труда ничего не достичь, и набрала полный
кувшинчик ягод.
Выберите пословицу, которая относится к этой сказке Слайд
. У каждой ягоды своя косточка.
. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.
. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок
Давайте подумаем , данная пословица может относиться только к сбору
ягод ?
Предположите, в каких ситуациях можно её использовать?
Под ягодами мы понимаем маленькие дела, которые приводят к большому
результату Например, потихонечку помогая по дому , мы очень облегчаем
маме домашние обязанности
Внимание! За правильные ответы, выразительное чтение- ягодки!
2. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое так называется.
Слайд
- Расшифруйте полное имя писателя, чьё произведение будем сейчас
читать. Записать в буклете
5Б9O13PИ47C1____________________
B84И3K5T2O785BИ7Ч_________________
6ШE45P29ГИ48H2___________________
(Борис Викторович Шергин.)
- Расскажите, как вам удалось расшифровать имя писателя? (исключить
цифры) Слайд
- Откройте учебник, стр.124
- Давайте попробуем сформулировать учебные задачи
Глаголы помощники
Познакомиться …..( с произведением, с автором)
Определять ….( главных героев, главную тему, основную мысль
произведения)
Развивать умение читать, характеризовать героев, понимать рассказ,
пересказывать
3.Рассказ учителя об авторе
Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)
Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и
юность.
Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное
творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы,
предания...Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и
мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он
мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл
«хранительницей слова». Впоследствии он записал былины,
рассказанные ею. Учился писатель в Москве в художественном
училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски».
Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для
многих создал иллюстрации.
В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа
библиотека его именем.
* Прочитайте в буклете про себя информацию об авторе . поделитесь одним
фактом , который вас заинтересовал… Обратить внимание на доску! Книги!!
- Прочитайте ещё раз заголовок,
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу . Можете предположить , о чём это
произведение? •
Рассматривая иллюстрации , можно предположить, что
рассказ о бабушке, о внуке.
3. Знакомство с рассказом.
( Аудиозапись… С остановкой до слов « Митя с жаром принялся за дело…»
Внимание!!!Как вы думаете. Как дальше будут развиваться события?
- Возьмётся ли Митя за дело?
-Успеет ли выполнить работу за две недели?
•
Я думаю, что Митя с удовольствием возьмётся за дело, потому что
настоящий мастер!
•
Я думаю, что Митя успеет выполнить работу за две недели
IV.Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните
V .Продолжение работы по теме урока
1.Чтение рассказа до конца учащимися и учителем
-Оправдываются ли наши предположения мы узнаем , дочитав рассказ.
- Ваши впечатления от прочитанного?
Я поняла, что без труда ничего не достичь , и надо прислушиваться к
совету опытных людей
2.Словарная работа
Объясните смысл слов и выражений
Проверьте свои ответы по буклету
ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур
– мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или
строительства.
МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий,
занимающийся окраской зданий, помещений. Звание « мастер малярного
дела»
АКАДЕМИЯ - А как вы понимаете значение слова ? Где можно значение
слова? Толковый словарик! Зачитайте (высшее научное или
художественное учреждение) Запишите в буклете
ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры. Обратите
внимание на выставку . Представлены работы мастеров художественной
обработке дерева
СТОЛЕШНИЦА – крышка стола
ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.
Определение « Фразеологизм» - устойчивые сочетания слов. В них нельзя
заменить или пропустить какое–либо слово, иначе изменится смысл: повесил
нос, прикусил язык, ни свет ни заря
В рассказе встретилось много фразеологизмов. Поработайте в паре :
найдите в тексте , обсудите вместе значение
- ни на полмизинца –нисколько
- золотые руки—умелый человек
- работа будет тяп-ляп
буклете дано выражение « Комар носа не подточит» выделить правильное
объяснение
3. Главные герои
Вспомните главных героев. В буклете найдите слова
среди данных букв
4. Обсуждение образов
– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.
– Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и
утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.)
– Как Ваня относился в своей бабушке? (Гордился ею.)
- Соединим стрелочками героев и слова, которые наиболее точно их
характеризуют .
Бабушка -- приветливая, добрая, весёлая,рассудительная, знала много
ремёсел, мастер слова
Ваня – любопытный
Митя- активный, целеустремлённый, мастер дела, решительный,
ответственный, художник, паркетчик
Мастер – мудрый,
– Какой мудрости научил Митю мастер? Выборочное чтение (Каждый день
выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и
чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)
VI. Обобщение знаний
1)
Слайд
Выберите пословицу, которая подходит к нашему рассказу
-Работа любит не молодца, а незалёжливого.( Если человек
трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.)
-Глаза страшатся, руки делают. (Говорится тогда, когда приходится
приниматься за работу, которой не видно конца.)
-Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. (Делая понемногу, не торопясь,
по намеченному плану, с удовольствием, выполнишь всю работу.)
Выключить проектор
VII. Подведение итогов урока
В рассказе Бориса Шергина говорится о разных народных умельцах : о
мастере художественной обработке дерева, а также о мастере слова.
А мы можем гордиться нашей Валерией .Рукодельница Валерия шьёт
куклы. Давайте спросим у неё, почему она занялась этим творчеством?
Кто в семье мастер и какого ремесла? Гордишься ли ты своим дедушкой?
Какие мудрые советы дает тебе дедушка?
- А теперь скажите, пословица «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
может относиться только к сбору ягод ?
(Делая понемногу, не торопясь, по намеченному плану, с удовольствием,
выполнишь всю работу.)
А теперь вспомните весь урок
-Предлагаю закончить фразы :
-Сегодня я узнал…
-Мне было интересно…
-Мне захотелось…..
-Сегодня я узнал о жизни и творчестве Бориса Шергина.
-Сегодня я узнал о разных народных умельцах.
-Мне понравился рассказ «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»
Мне понравился Митя художник. Он был настоящим мастером своего дела
-Мне захотелось овладеть искусством художественной обработки дерева
Сегодня мы вспомнили сказку В.Катаева « Дудочка и кувшинчик».
Прочитали рассказ Бориса Шергина « Собирай по ягодке - наберёшь
кузовок», познакомились с половицей « Чему с молоду не научился, того
под старость не будешь знать»
Чем связаны эти произведения ? Чему учат нас?
Данные произведения связаны темой труда и правильного отношения к
нему.
Учат уважительному отношению к труду, мастерству.
Лучше не
спешить, но сделать дело на совесть
Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и
чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)
Домашнее задание
-Прочитать ещё раз рассказ
-Восстановить цепь событий ( работа в буклете)
Подготовить сообщение о своих родных-мастерах своего дела ( по
желанию)
Спасибо всем, кто активно работал на уроке!