Автор: Минина Наталья Владимировна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №79 "Аистенок"
Населённый пункт: Краснодарский край г.Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: Стимулирование креативности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Стимулирование креативности и развитие
творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос развития творческого
воображения
детей
дошкольного
возраста.
Представлены
способы,
средства и формы его развития. Так же в статье рассмотрены методики
развития воображения детей дошкольного возраста, условия и психолого-
педагогические особенности дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, творческое воображение,
развитие творческого воображения, дошкольная педагогика.
Перед
дошкольным
учреждением,
а
значит
и
перед
нами
–
психологами, встает важная задача развития творческого потенциала наших
детей.
Развитие творческого воображения – это ключик к формированию
личностных качеств ребенка и развитию интеллекта.
Выбор и реализация данного подхода – это возможность работать
творчески, идти по пути самосовершенствования вместе с детьми. Стоит
только попробовать, и начинаешь ощущать, как совместные игры и занятия
развивают не только детей, но и тебя.
Существует
несколько
этапов
развития
воображения
у
детей
дошкольного возраста.
1. Воображение зарождается в возрасте полутора – двух лет, когда
малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. И до 3х лет его
воображение имеет пассивный процесс.
2. В 3 года происходит становление словесных форм воображения.
Воображение
становится
самостоятельным
процессом.
3. В 4 – 5 лет все чаще проявляются творческие проявления в игре,
творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять
1
свою
будущую
профессию,
семью,
дом.
4. В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образ
выступают
в
различных
ситуациях.
Появляются
активные
элементы
творчества.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают различные
образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято
различать:
Образы воссоздающего воображения возникают на основе словесного
описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе
ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного
описания его внешность).
Образы
творческого
воображения
всегда
оригинальны.
Они
синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Неуправляемое
воображение
–
этот
вид
свойственен
«буйным
фантазерам» и выдумщикам, которые часто не отличают реальность и
выдумку.
Способы развития воображения
1. Сформировать мотивацию!
- поощрять творческие достижения детей
- не забывать про чтение
- поддерживать индивидуальность ребенка
- развивать любознательность
- создавать условия для творчества
2
- помогать ребенку выражать свои чувства через разные формы
творчества
- посещать с ребенком музеи, выставки
-
создание совместно с ребенком совместных проектов
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно
лично ребенку. Нужна игра и яркие эмоции.
3.
Фантазировать
должно
быть
интересно
.
Тогда,
получая
удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом
умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников
интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Собственным примером!
Работа психолога должна включать элементы развития по всем
областям программы и реализовываться во всех видах деятельности.
Например, развитие творческих способностей в речевой деятельности
повлечет творческие проявления и в других видах деятельности.
Я убедилась на практике, что союзник психолога в этой работе – это
игра и сказка, которые являются одним из основным методом коррекционно -
развивающей работы.
Слушая сказку, ребенок представляет образ героя, часто ставит себя на
его место. Можно предложить ребенку нарисовать его любимых персонажей,
рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.
Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок,
он стимулирует к подражанию, пополняет опыт.
3
Очень интересны двигательные инсценировки. Представляют собой
разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, в форме
двигательной импровизации. При отборе содержания используется
литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные
сюжеты, взятые из повседневной жизни.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается искренностью.
Для развития творческого воображения используется и песочная
терапия. Занятия по песочной терапии развивают у детей тактильно-
кинестетическую чувствительность, произвольность внимания и память,
мелкую моторику, речь. Кроме того учит ребенка думать и анализировать,
сочинять и воображать.
Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.
4
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого
воображения детей считается общепризнанным и является традиционным
предметом психологического анализа.
Через рисование мы ищем возможность проникнуть в своеобразный
внутренний мир ребенка.
Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам раскрыть
особенности мышления, воображения, эмоционально - волевой сферы.
Использование следующих техник и упражнений для развития
творческого воображения у детей:
Кляксография
Работа с кляксографией позволяет детям проявить свою творческую
натуру, способствует развитию воображения. Дети могут экспериментировать
с различными цветами, чтобы создавать разнообразные оттиски. Это поможет
им изучить основы цветоведения и визуального искусства. Дети могут
использовать кляксографию для создания уникальных поделок, открыток и
других творческих работ, которые могут быть презентованы родителям или
использованы для украшения групповой комнаты.
5
Монотипия
Монотипия является относительно простой техникой, которую дети
могут осваивать легко. Монотипия позволяет детям экспериментировать с
различными формами, текстурами и цветами. Монотипия позволяет детям
создавать уникальные графические работы. Они могут делать отпечатки
своих рук, листьев, игрушек или других предметов, которые им интересны.
Это помогает им выразить свою индивидуальность и создать что-то
уникальное.
Рисование на пленке
Рисование на пленке – это интересная и креативная активность для
детей, помогает развивать мелкую моторику. Дети могут использовать разные
техники, такие как нанесение краски толстым слоем или создание
прозрачных переходов. Это помогает им развивать свою творческую
интуицию и экспериментальный поход к искусству. Пленка обладает
прозрачными свойствами, что позволяет детям создавать работы с эффектом
прозрачности. Они могут рисовать на одном слое, а затем накладывать другие
слои, создавая глубину и интересные эффекты. Это помогает им развивать
6
свою визуальную восприимчивость и экспериментировать с различными
элементами композиции.
Не существующее животное
Дети могут использовать свое воображение, чтобы придумать и
нарисовать совершенно новое животное, которого нет в реальном мире. Это
помогает развить их творческое мышление и способность видеть мир вне
обычных рамок. Рисование несуществующих животных может привести к
созданию веселых и уникальных работ. Это может способствовать
формированию у детей позитивного отношения к творчеству и
самовыражению. Дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно в
своих творческих решениях.
Неоконченный рисунок
7
Данная техника может способствовать развитию у детей навыков
построения
сюжета.
Они
могут
придумывать
истории,
дополняя
неоконченный рисунок, что помогает им развивать навыки повествования и
логического мышления, а также может помочь детям выразить свои эмоции,
мысли и фантазии через рисунок. Это может быть особенно полезным для
детей, которые испытывают трудности в выражении своих чувств словами.
Рисование шарами
Рисование воздушными шарами позволяет детям выразить свою
творческую натуру и фантазию. Они могут использовать шары разных цветов
и размеров, чтобы создавать уникальные и яркие рисунки. Такое рисование –
это не только увлекательная активность, но и способ развития различных
навыков у детей, таких как творчество, моторика, социальное взаимодействие
и воображение.
8
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,
что творцом так же, как и интеллектуалом не становятся, а творческие
способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в
специально организованном окружении. В целом, развитие творческого
воображения у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их
общем развитии, помогая им стать самовыражающимися, креативными и
уверенными в себе личностями.
Автор: Минина Наталья Владимировна
9