Напоминание

К вопросу формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения


Автор: Журавлева Анастасия Витальевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: г. Балаково
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: К вопросу формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




К вопросу формирования читательских умений у младших школьников на уроках

литературного чтения

Одна из важнейших задач современной школы в свете требований ФГОС НОО –

формирование функционально грамотных людей, способных вступать в отношения с

внешней

средой,

быстро

адаптироваться

и

функционировать

в

ней.

Основы

функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное

обучение различным видам речевой деятельности: чтению, говорению и слушанию.

Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждого

школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть

формирование школьника-читателя. Приоритетной целью обучения литературному

чтению в начальной школе является «формирование необходимого уровня читательской

компетентности

младшего

школьника,

осознание

себя

как

грамотного

читателя,

способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»(

Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской

грамотности, считаются уроки литературного чтения,которые создают основу всего

последующего образования, где чтение носит ярко выраженный и метапредметный

характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательских умений

младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.

Государственной

программой

развития

образования

Российской

Федерации

обозначено участие российских школьников в Международном проекте «Изучение

качества чтения и понимания текста» PIRLS – Progressing International Reading Literacy

Study. В исследовании PISA «читательская грамотность» включает в себя способность

человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной

жизни».Следовательно, чтобы опереться на чтение как на

основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть

сформированы читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с

текстами:

Осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты

разных типов;

Умения находить и извлекать из текста информацию и строить на ее основании

простейшие суждения и выводы.

- Интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте

собственных знаний читателя.

Устанавливать

связи,

которые

не

высказаны

автором

напрямую

и

интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.

Педагоги для формирования читательских умений и воспитания гармонично-

нравственной личности должны использовать на уроках литературного чтения самые

передовые технологии, разнообразные приемы, обеспечивающие успешное решение

данной проблемы. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

А) Технология критического мышления, важнейшей целью которой является

формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в

учебе, но и в дальнейшей В рамках данной технологии предлагается использованием

следующих приемов:

«Чтение с остановками», материалом проведения которого выступает

повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию

текста

высказывают

свои

предположения,

о

чем

пойдет

речь

в произведении. На

основной части урока осуществляется чтение текста по час-тям. После чтения каждого

фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

«Работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе

самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на

которые им необходимо ответить. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю»,

«Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;

Прием «уголки» используется при составлении характеристики героев произведения.

Класс делится на две группы,одна группа готовит доказа-

тельства положительных

качеств героя, руководствуясь текстом и своим жиз-

ненным опытом, другая

отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;

«Написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления

изученной темы. Младшим школьникам предлагается

самому

написать сказку или

стихотворение.

Б) Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных

ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся

в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и глубокого

анализа.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной

технологии являются:

- Написание сочинения-рассуждения на заданную тему;

- Выполнение творческой работы: викторина

или

кроссворд

по

прочитанным

произведениям;

- Сочинение своего стихотворения, басни, сказки

.

В) Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоцио- нального и

рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен

информации, формирование навыков общения и взаимодействия:

- «Крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик

«крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления

младшие школьники

задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто

первым выстроит полный ряд своих знаков;

- «Древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно

младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается

вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

Д) Личностно-ориентированная технология предполагает создание на

уроке

учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и

реализуются личностные особенности младших школьников. При реализации данной

технологии в процессе формирования читательских умений важно создать эмоционально

положительный настрой школьников на работу.

Таким образом, использование на уроках литературного чтения различных

методов и приемов по формированию читательских умений позволяет научить

учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что повышает мотивацию

к обучению, дети учатся контролировать свои результаты,

сотрудничать,

самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений,

чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать

свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы

позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную

жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Литература

1.

Гусева

Т.Н.

Формирование

читательской

грамотности

на

уроках

литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.

2.

Исаева

О.В.

Работа

с

текстом

как

средство

формирования

читательской

грамотности

младшего

школьника

[Текст]

/

О.В.

Исаева

//

Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.

3.

Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших

школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.



В раздел образования