Напоминание

Профориентационная работа с обучающимися в процессе творческой деятельности хореографической студии


Авторы: Дегтярева Алеся Рифовна, Ульяна Александровна Дегтярева
Должность: педагог дополнительного образоания
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО
Населённый пункт: город Камышлов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профориентационная работа с обучающимися в процессе творческой деятельности хореографической студии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профориентационная работа с обучающимися

в процессе творческой деятельности

хореографической студии «Экартэ»

Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено,

вариативно. Это необходимое звено в воспитании многогранной личности:

мировоззрении, образовании, ранней профессиональной ориентации.

Педагоги хореографической студии «Экартэ» МАУ ДО «Дом детского

творчества»

КГО

считают

профориентацию

одним

из

приоритетных

направлений деятельности, в основе которого заложен комплексный подход.

Здесь

задействованы

все

авторитетные

стороны

данного

процесса:

руководитель коллектива, педагоги, родители и друзья.

Для

организации

эффективной

профориентационной

работы

в

хореографической студии «Экартэ» имеется стабильный педагогический

коллектив,

способный

к

творческой

работе.

Все

педагоги

имеют

педагогическое образование в области хореографии, педагогам-стажистам

присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог

дополнительного образования».

Рассматривая систему профориентации в целом, мы, как педагоги

хореографической студии «Экартэ», стараемся, в первую очередь, выделить

ее основные компоненты: цель и задачи, основные направления этой работы,

формы и методы достижения необходимых результатов.

Основная цель всей профориентационной работы – подготовка

обучающихся к обоснованному зрелому выбору профессии.

Помощь ребёнку в самоопределении состоит в том, чтобы воспитать в

нем важнейшие качества личности, которые необходимы в любой профессии.

Это:

инициативность,

способность

творчески

мыслить

и

находить

нестандартные

решения,

умение

выбирать

профессиональный

путь,

готовность обучаться в течение всей жизни, умение быть в коллективе и

жить его интересами.

1

В

настоящее

время

в

студии

существует

своя

система

профориентационной деятельности, которая включает в себя следующие

направления:

1.

Профессиональное

просвещение.

Основной

целью

этого

направления является воспитание интереса к профессии, связанного с

творчеством,

а

также

формирование

представлений

о

многообразии

хореографического искусства, формирование позитивного отношения к

профессии, поддержание интереса и желания ее получить.

На первых занятиях педагог рассказывает обучающимся о программе, о

том, что они узнают за год, а также о профессии и о людях, работающих в

этой профессии.

Дети приобретают новых друзей, которых связывают общие

интересы. Родители через консультации и родительские собрания получают

полную информацию о том, чем будет заниматься их ребёнок.

С самых первых занятий педагоги формируют этику и эстетику

поведения внешнего вида студийцев, что соответствует профессиональным

нормам

будущего

хореографа.

Большое

значение

отводится

выбору

репертуара, созданию красивых фонограмм и костюмов.

Преемственность

этапов

обучения

в

хореографической

студии

«Экартэ» состоит в последовательности освоения изучаемого материала, в

опоре на достигнутый обучающимися уровень развития, обеспечивается

наличием междисциплинарных связей.

Процесс профинформирования происходит на протяжении всего

обучения. Используются различные средства, формы и методы подачи

материала:

слайдовые

презентации,

видеофрагменты,

посещение

танцевальных

спектаклей,

мастер-классов

разных

танцевальных

направлений. С обучающимися проводятся беседы об их первых творческих

победах и достижениях выпускников студии, организуются

встречи с

известными деятелями культуры и искусств. Хореографические кабинеты

украшают фото с концертных выступлений, кубки и дипломы с конкурсов

разных уровней.

2

В процессе обучения педагоги студии стремятся воспитать у детей

творческое отношение к процессу обучения, самостоятельность в выборе

решений и оценок по возникающим проблемам, интеллектуальную и

духовную свободу.

Для

внешней

оценки

результатов

образовательного

процесса

организуются выезды на различные хореографические конкурсы.

С целью показа результатов деятельности в течение всего учебного

года проводятся открытые зачеты обучающихся для родителей, коллег,

администрации учреждения.

Летом ежегодно проходят отчетные концерты. Каждая группа в полном

составе

имеет

свои

концертные

номера

в

репертуаре

коллектива.

Выпускники студии готовят самостоятельную постановку хореографических

номеров.

На зачеты по всем дисциплинам и отчетные концерты приглашаются

специалисты хореографического искусства разного уровня.

Среди них:

- Мазалов Павел Владимирович, заместитель генерального директора

по основной деятельности ГАУКСО «Инновационный культурный центр».

ЕАСИ Академия современного искусства, г. Екатеринбург;

- Мезенцева Гузель Ильшатовна, солистка балета муниципального

ансамбля танца и музыки «Иван да Марья», г. Екатеринбург;

-

Ренат Саримович

Хасбатов,

доцент

кафедры

художественного

образования Института искусств УРГПУ, г. Екатеринбург;

-

Онча

Жанна

Анатольевна,

преподаватель

Нижнетагильской

государственной социально-педагогической академии, директор школы

балета г. Нижний Тагил.

Определение уровня подготовки выпускника основывается на таких

показателях, как степень овладения знаниями, умениями, навыками и

личностное

развитие

(сформированность

познавательных

интересов

и

потребностей, устойчивость мотивации к художественной деятельности;

3

развитие интеллектуальной сферы, волевых и эмоциональных качеств,

достаточных для проявления себя в сфере хореографического искусства как в

студии, так и после её окончания).

После

окончания

7-ого

года

обучения

студийцы

получают

свидетельство установленного образца.

Отдельное

место

в

профориентационной

деятельности

хореографической

студии

занимает

профильная

группа,

в

который

зачисляются обучающиеся на 8-ой год обучения.

Организация образовательного процесса в профильном классе строится

на

основе

особого

учебного

плана,

разработанного

педагогическим

коллективом, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки.

Учебный

план

включает

в

себя

блок

профильных

предметов:

классический танец, народный танец, современный танец, стретчинг. Данные

дисциплины направлены на формирование глубоких теоретических знаний и

практических навыков в области хореографического искусства, развитие

артистических, исполнительских способностей, высокого общефизического,

социального,

интеллектуального,

нравственного

уровня,

способность

объективно оценивать границы собственных возможностей.

Как

правило,

обучающиеся

профильной

группы

уже

умеют

самостоятельно связывать танцевальные элементы в несложные связки,

знают

правила

составления

композиции

и

рисунка

танца,

имеют

элементарные навыки проведения занятия по хореографии.

Наиболее одаренные обучающиеся принимают участие не только в

концертах и конкурсах, но и постепенно вовлекаются в процесс постановки

танцев.

2.

Профадаптация

(профессиональные

пробы)

способствует

реализации возможностей обучающимся попробовать себя в определенной

профессиональной деятельности.

Цель профессиональных проб: формирование устойчивых ориентаций

на

определенную

профессию,

осознанное

отношение

к

профессии,

4

вовлечение в общественно-полезную деятельность. Формы организации

могут быть самые различные:

- день самоуправления, где студийцы профильных классов проводят

самостоятельно занятия по основным дисциплинам студии;

- придумывание игр, сценариев досуговых мероприятий;

-

постановка

танцев,

сочинение

и

исполнение

танцевальных

композиций и др.

3.

Профконсультации для обучающихся. Акцент ставится на

выразительность и артистизм, знание классического и народного танца,

требование чистоты исполнения, постановка творческого номера для

поступления, творческий подход к построению занятия, индивидуальный

подход, учет физических данных каждого.

4.

Консультации для родителей (педагогами)

включают не

только беседы, но и посещение родителями открытых учебных занятий,

нацеленных на развитие творческих способностей детей, формирование их

мотивации к обучению по выбранному профилю.

Несмотря на то, что в хореографической студии занимаются в основном

девушки, именно юноши выбрали для себя профессию, связанную с танцами.

Итогом профориентационной работы можно считать следующие

показатели: в 2008 году выбрали обучение в качестве балетмейстера и

педагога-хореографа – 3 чел.; в 2012 – 1 чел.; в 2016 – 1 чел..; в 2018 – 2 чел.;

в 2022 г. – 3 чел.

В

заключении

хочу

еще

раз

подчеркнуть,

что

актуальность

профориентационной

деятельности

в

учреждениях

дополнительного

образования очевидна, так как она существенно расширяет знания о

творческих возможностях обучаемых, обеспечивает возможность успеха в

избранной сфере.

5



В раздел образования