Авторы: Дегтярева Алеся Рифовна, Ульяна Александровна Дегтярева
Должность: педагог дополнительного образоания
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества" КГО
Населённый пункт: город Камышлов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профориентационная работа с обучающимися в процессе творческой деятельности хореографической студии
Раздел: дополнительное образование
Профориентационная работа с обучающимися
в процессе творческой деятельности
хореографической студии «Экартэ»
Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено,
вариативно. Это необходимое звено в воспитании многогранной личности:
мировоззрении, образовании, ранней профессиональной ориентации.
Педагоги хореографической студии «Экартэ» МАУ ДО «Дом детского
творчества»
КГО
считают
профориентацию
одним
из
приоритетных
направлений деятельности, в основе которого заложен комплексный подход.
Здесь
задействованы
все
авторитетные
стороны
данного
процесса:
руководитель коллектива, педагоги, родители и друзья.
Для
организации
эффективной
профориентационной
работы
в
хореографической студии «Экартэ» имеется стабильный педагогический
коллектив,
способный
к
творческой
работе.
Все
педагоги
имеют
педагогическое образование в области хореографии, педагогам-стажистам
присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог
дополнительного образования».
Рассматривая систему профориентации в целом, мы, как педагоги
хореографической студии «Экартэ», стараемся, в первую очередь, выделить
ее основные компоненты: цель и задачи, основные направления этой работы,
формы и методы достижения необходимых результатов.
Основная цель всей профориентационной работы – подготовка
обучающихся к обоснованному зрелому выбору профессии.
Помощь ребёнку в самоопределении состоит в том, чтобы воспитать в
нем важнейшие качества личности, которые необходимы в любой профессии.
Это:
инициативность,
способность
творчески
мыслить
и
находить
нестандартные
решения,
умение
выбирать
профессиональный
путь,
готовность обучаться в течение всей жизни, умение быть в коллективе и
жить его интересами.
1
В
настоящее
время
в
студии
существует
своя
система
профориентационной деятельности, которая включает в себя следующие
направления:
1.
Профессиональное
просвещение.
Основной
целью
этого
направления является воспитание интереса к профессии, связанного с
творчеством,
а
также
формирование
представлений
о
многообразии
хореографического искусства, формирование позитивного отношения к
профессии, поддержание интереса и желания ее получить.
На первых занятиях педагог рассказывает обучающимся о программе, о
том, что они узнают за год, а также о профессии и о людях, работающих в
этой профессии.
Дети приобретают новых друзей, которых связывают общие
интересы. Родители через консультации и родительские собрания получают
полную информацию о том, чем будет заниматься их ребёнок.
С самых первых занятий педагоги формируют этику и эстетику
поведения внешнего вида студийцев, что соответствует профессиональным
нормам
будущего
хореографа.
Большое
значение
отводится
выбору
репертуара, созданию красивых фонограмм и костюмов.
Преемственность
этапов
обучения
в
хореографической
студии
«Экартэ» состоит в последовательности освоения изучаемого материала, в
опоре на достигнутый обучающимися уровень развития, обеспечивается
наличием междисциплинарных связей.
Процесс профинформирования происходит на протяжении всего
обучения. Используются различные средства, формы и методы подачи
материала:
слайдовые
презентации,
видеофрагменты,
посещение
танцевальных
спектаклей,
мастер-классов
разных
танцевальных
направлений. С обучающимися проводятся беседы об их первых творческих
победах и достижениях выпускников студии, организуются
встречи с
известными деятелями культуры и искусств. Хореографические кабинеты
украшают фото с концертных выступлений, кубки и дипломы с конкурсов
разных уровней.
2
В процессе обучения педагоги студии стремятся воспитать у детей
творческое отношение к процессу обучения, самостоятельность в выборе
решений и оценок по возникающим проблемам, интеллектуальную и
духовную свободу.
Для
внешней
оценки
результатов
образовательного
процесса
организуются выезды на различные хореографические конкурсы.
С целью показа результатов деятельности в течение всего учебного
года проводятся открытые зачеты обучающихся для родителей, коллег,
администрации учреждения.
Летом ежегодно проходят отчетные концерты. Каждая группа в полном
составе
имеет
свои
концертные
номера
в
репертуаре
коллектива.
Выпускники студии готовят самостоятельную постановку хореографических
номеров.
На зачеты по всем дисциплинам и отчетные концерты приглашаются
специалисты хореографического искусства разного уровня.
Среди них:
- Мазалов Павел Владимирович, заместитель генерального директора
по основной деятельности ГАУКСО «Инновационный культурный центр».
ЕАСИ Академия современного искусства, г. Екатеринбург;
- Мезенцева Гузель Ильшатовна, солистка балета муниципального
ансамбля танца и музыки «Иван да Марья», г. Екатеринбург;
-
Ренат Саримович
Хасбатов,
доцент
кафедры
художественного
образования Института искусств УРГПУ, г. Екатеринбург;
-
Онча
Жанна
Анатольевна,
преподаватель
Нижнетагильской
государственной социально-педагогической академии, директор школы
балета г. Нижний Тагил.
Определение уровня подготовки выпускника основывается на таких
показателях, как степень овладения знаниями, умениями, навыками и
личностное
развитие
(сформированность
познавательных
интересов
и
потребностей, устойчивость мотивации к художественной деятельности;
3
развитие интеллектуальной сферы, волевых и эмоциональных качеств,
достаточных для проявления себя в сфере хореографического искусства как в
студии, так и после её окончания).
После
окончания
7-ого
года
обучения
студийцы
получают
свидетельство установленного образца.
Отдельное
место
в
профориентационной
деятельности
хореографической
студии
занимает
профильная
группа,
в
который
зачисляются обучающиеся на 8-ой год обучения.
Организация образовательного процесса в профильном классе строится
на
основе
особого
учебного
плана,
разработанного
педагогическим
коллективом, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки.
Учебный
план
включает
в
себя
блок
профильных
предметов:
классический танец, народный танец, современный танец, стретчинг. Данные
дисциплины направлены на формирование глубоких теоретических знаний и
практических навыков в области хореографического искусства, развитие
артистических, исполнительских способностей, высокого общефизического,
социального,
интеллектуального,
нравственного
уровня,
способность
объективно оценивать границы собственных возможностей.
Как
правило,
обучающиеся
профильной
группы
уже
умеют
самостоятельно связывать танцевальные элементы в несложные связки,
знают
правила
составления
композиции
и
рисунка
танца,
имеют
элементарные навыки проведения занятия по хореографии.
Наиболее одаренные обучающиеся принимают участие не только в
концертах и конкурсах, но и постепенно вовлекаются в процесс постановки
танцев.
2.
Профадаптация
(профессиональные
пробы)
способствует
реализации возможностей обучающимся попробовать себя в определенной
профессиональной деятельности.
Цель профессиональных проб: формирование устойчивых ориентаций
на
определенную
профессию,
осознанное
отношение
к
профессии,
4
вовлечение в общественно-полезную деятельность. Формы организации
могут быть самые различные:
- день самоуправления, где студийцы профильных классов проводят
самостоятельно занятия по основным дисциплинам студии;
- придумывание игр, сценариев досуговых мероприятий;
-
постановка
танцев,
сочинение
и
исполнение
танцевальных
композиций и др.
3.
Профконсультации для обучающихся. Акцент ставится на
выразительность и артистизм, знание классического и народного танца,
требование чистоты исполнения, постановка творческого номера для
поступления, творческий подход к построению занятия, индивидуальный
подход, учет физических данных каждого.
4.
Консультации для родителей (педагогами)
включают не
только беседы, но и посещение родителями открытых учебных занятий,
нацеленных на развитие творческих способностей детей, формирование их
мотивации к обучению по выбранному профилю.
Несмотря на то, что в хореографической студии занимаются в основном
девушки, именно юноши выбрали для себя профессию, связанную с танцами.
Итогом профориентационной работы можно считать следующие
показатели: в 2008 году выбрали обучение в качестве балетмейстера и
педагога-хореографа – 3 чел.; в 2012 – 1 чел.; в 2016 – 1 чел..; в 2018 – 2 чел.;
в 2022 г. – 3 чел.
В
заключении
хочу
еще
раз
подчеркнуть,
что
актуальность
профориентационной
деятельности
в
учреждениях
дополнительного
образования очевидна, так как она существенно расширяет знания о
творческих возможностях обучаемых, обеспечивает возможность успеха в
избранной сфере.
5