Напоминание

Повышенная тревожность у детей


Автор: Олеся Алексеевна Чебурашкина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова
Населённый пункт: с. Вазерки, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышенная тревожность у детей
Раздел: начальное образование





Назад




Повышенная тревожность у детей

Тревожные состояния — область эмоциональной сферы. С помощью чувств дети в любом

возрасте воспринимают окружающую действительность, формируют способы ответных

реакций. Когда дети проявляют свои чувства в поведении, мать и отец, наблюдая за этим,

понимают, что испытывает ребёнок — злится или сердится, чувствует радость или

задумчивость.

Эмоции играют большую роль в жизни ребёнка в тот период, когда вербальный способ

общения для него еще недоступен — это происходит в младенческом возрасте. По мере

взросления детей их эмоциональный мир становится более глубоким и разнообразным,

эмоции приобретают оттенки, а в поведении появляются новые способы выражения

чувств. Чем младше дети, тем труднее им контролировать свои эмоции. В дошкольном

возрасте ребёнок начинает усваивать этот навык — он может прятать слезы,

«проглатывать» обиду. Однако, чувства, которые он переживает, «читаются» на его лице, в

жестах, позе.

Маленький ребёнок не скажет о том, что он тревожится. Ему, учитывая возраст, доступно

лишь

внешнее

проявление

эмоционального

состояния.

Повышенная

тревожность

характеризуется следующими признаками:

дети часто подавлены;

преобладает плохое настроение;

ребёнок чувствует и ведет себя растерянно;

грустное выражение лица;

поднятые плечи, опущенная голова;

частая плаксивость;

обидчивость;

отсутствие интереса к занятиям, которые вызывают любопытство и радость у

сверстников.

Так выглядят дети, степень тревожности которых является повышенной. Что происходит с

ребёнком в это время на эмоциональном уровне? Он живет, постоянно думая о том, что с

ним или близкими людьми может случиться что-то плохое — например, кто-то заболеет

или умрет, мать или отец бросят его, один из родителей уйдет из семьи, исчезнет из жизни.

Подобные

мысли

вызывают

изменения

в

детской

личности.

Дети

становятся

неуверенными в себе, их самооценка снижается. Все чаще, когда берутся за деятельность,

они останавливаются — тревожные мысли не дают им быть активными. «Вдруг у меня

ничего не получится?» — думает ребёнок и бросает начатое дело. Причиной такого

поведения выступает повышенная тревожность.

Тревожные дети не умеют проявлять инициативу, быть лидером — это не для них. Они

искренне верят в то, что успеха и признания со стороны могут добиться другие ребята, но

только не они. Чувство страха занимает большое место в их жизни. Они боятся

собственной активности, возможных ошибок, осуждения и оценки со стороны.

Почему же дети растут тревожными?

Одна из причин — повышенная, врожденная чувствительность у ребёнка. Это

индивидуальные особенности, которые могут быть присущи любым детям, независимо от

условий их проживания и воспитания. «Он с детства очень впечатлительный, все

принимает близко к сердцу» — говорят родители про таких детей, понимая, при этом, что

у них, тоже, иногда повышается уровень тревожности.

Такие врожденные особенности могут быть нормой развития и не мешают формированию

психических процессов у ребёнка, если мать и отец умеют вовремя поддержать его и

снизить уровень тревоги. Как они могут сделать это? С помощью успокаивающих слов,

умения подсказать решение проблемы, развеселить, помочь отличить фантазию от

реальности.

Ребёнку труднее справляться с собственной тревогой, если она появилась вследствие

неправильного воспитания. В каких случаях это бывает?

Чрезмерная опека родителей. Когда взрослые все время говорят «Нельзя»,

«Отойди», «Не трогай», «Это опасно», «Тебе будет больно», «Дай, я лучше сделаю

это сам» — ребёнок начинает понимать, что окружающий мир и все, что с ним

связано, представляет реальную угрозу для его здоровья и даже жизни. Чтобы не

воспитать тревожных детей, им нужно позволять удовлетворять свое любопытство,

находясь при этом рядом, чтобы предупредить возникновение возможной

опасности.

Авторитарная позиция со стороны матери и отца в семье. Проявляется в виде

запретов, строгих ограничений, отсутствия эмпатии по отношению к ребёнку. Дети

в таких случаях не могут выражать свои чувства, потому что взрослые не

позволяют им это делать. Родители хотят, чтобы ребёнок всегда был послушным,

покладистым

и

во

всем

соглашался

со

старшими.

Если

он

ведет

себя

противоположным образом, они его наказывают, критикуют, осуждают. Тогда,

чтобы добиться принятия и похвалы, дети стараются угодить матери и отцу — так,

подавляя собственные эмоции, они становятся тревожными.

Злость и раздражение со стороны родителей. Если часто «сливать» негативные

чувства на детях, в скором времени, это создаст благоприятную почву для развития

внутренней тревоги. Дети, сталкиваясь с такими чувствами взрослых, начинают

думать о себе плохо — что они недостойные, хуже других, глупые, неспособные.

Все эти внутренние ощущения, также, формируют в них повышенную тревожность.

Профилактика тревожности детей включает в себя

методы,

которые

необходимо

использовать

во

время

работы: создание

атмосферы

эмоционального

благополучия и

ситуации успеха, использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся,

исключение ситуации сравнения ребенка с другими обучающимися, развитие навыков

коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов

вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. – C. 672.

2.

Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и

коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015.

- № 1 с. 18.

3.

Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся

младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф.

Лесгафта – 2015 - № 10 – С. 36-41.

4.

Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р.

Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. – М.: Генезис,

2001. – 352 с.

5.

Бурлачук, Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] /

Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб., 2002. – С.–123. 2015 – №4(82). – С. 56-60.

6.

Жулина, Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и

школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г. Н. Жулина., В. С.

Васькина // Таврический научный обозреватель – 2016 - № 2(7). – С. 123- 127.

7.

Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард - СПб.: Питер,

2006. - 464с.



В раздел образования