Автор: Олеся Алексеевна Чебурашкина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова
Населённый пункт: с. Вазерки, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышенная тревожность у детей
Раздел: начальное образование
Повышенная тревожность у детей
Тревожные состояния — область эмоциональной сферы. С помощью чувств дети в любом
возрасте воспринимают окружающую действительность, формируют способы ответных
реакций. Когда дети проявляют свои чувства в поведении, мать и отец, наблюдая за этим,
понимают, что испытывает ребёнок — злится или сердится, чувствует радость или
задумчивость.
Эмоции играют большую роль в жизни ребёнка в тот период, когда вербальный способ
общения для него еще недоступен — это происходит в младенческом возрасте. По мере
взросления детей их эмоциональный мир становится более глубоким и разнообразным,
эмоции приобретают оттенки, а в поведении появляются новые способы выражения
чувств. Чем младше дети, тем труднее им контролировать свои эмоции. В дошкольном
возрасте ребёнок начинает усваивать этот навык — он может прятать слезы,
«проглатывать» обиду. Однако, чувства, которые он переживает, «читаются» на его лице, в
жестах, позе.
Маленький ребёнок не скажет о том, что он тревожится. Ему, учитывая возраст, доступно
лишь
внешнее
проявление
эмоционального
состояния.
Повышенная
тревожность
характеризуется следующими признаками:
дети часто подавлены;
преобладает плохое настроение;
ребёнок чувствует и ведет себя растерянно;
грустное выражение лица;
поднятые плечи, опущенная голова;
частая плаксивость;
обидчивость;
отсутствие интереса к занятиям, которые вызывают любопытство и радость у
сверстников.
Так выглядят дети, степень тревожности которых является повышенной. Что происходит с
ребёнком в это время на эмоциональном уровне? Он живет, постоянно думая о том, что с
ним или близкими людьми может случиться что-то плохое — например, кто-то заболеет
или умрет, мать или отец бросят его, один из родителей уйдет из семьи, исчезнет из жизни.
Подобные
мысли
вызывают
изменения
в
детской
личности.
Дети
становятся
неуверенными в себе, их самооценка снижается. Все чаще, когда берутся за деятельность,
они останавливаются — тревожные мысли не дают им быть активными. «Вдруг у меня
ничего не получится?» — думает ребёнок и бросает начатое дело. Причиной такого
поведения выступает повышенная тревожность.
Тревожные дети не умеют проявлять инициативу, быть лидером — это не для них. Они
искренне верят в то, что успеха и признания со стороны могут добиться другие ребята, но
только не они. Чувство страха занимает большое место в их жизни. Они боятся
собственной активности, возможных ошибок, осуждения и оценки со стороны.
Почему же дети растут тревожными?
Одна из причин — повышенная, врожденная чувствительность у ребёнка. Это
индивидуальные особенности, которые могут быть присущи любым детям, независимо от
условий их проживания и воспитания. «Он с детства очень впечатлительный, все
принимает близко к сердцу» — говорят родители про таких детей, понимая, при этом, что
у них, тоже, иногда повышается уровень тревожности.
Такие врожденные особенности могут быть нормой развития и не мешают формированию
психических процессов у ребёнка, если мать и отец умеют вовремя поддержать его и
снизить уровень тревоги. Как они могут сделать это? С помощью успокаивающих слов,
умения подсказать решение проблемы, развеселить, помочь отличить фантазию от
реальности.
Ребёнку труднее справляться с собственной тревогой, если она появилась вследствие
неправильного воспитания. В каких случаях это бывает?
Чрезмерная опека родителей. Когда взрослые все время говорят «Нельзя»,
«Отойди», «Не трогай», «Это опасно», «Тебе будет больно», «Дай, я лучше сделаю
это сам» — ребёнок начинает понимать, что окружающий мир и все, что с ним
связано, представляет реальную угрозу для его здоровья и даже жизни. Чтобы не
воспитать тревожных детей, им нужно позволять удовлетворять свое любопытство,
находясь при этом рядом, чтобы предупредить возникновение возможной
опасности.
Авторитарная позиция со стороны матери и отца в семье. Проявляется в виде
запретов, строгих ограничений, отсутствия эмпатии по отношению к ребёнку. Дети
в таких случаях не могут выражать свои чувства, потому что взрослые не
позволяют им это делать. Родители хотят, чтобы ребёнок всегда был послушным,
покладистым
и
во
всем
соглашался
со
старшими.
Если
он
ведет
себя
противоположным образом, они его наказывают, критикуют, осуждают. Тогда,
чтобы добиться принятия и похвалы, дети стараются угодить матери и отцу — так,
подавляя собственные эмоции, они становятся тревожными.
Злость и раздражение со стороны родителей. Если часто «сливать» негативные
чувства на детях, в скором времени, это создаст благоприятную почву для развития
внутренней тревоги. Дети, сталкиваясь с такими чувствами взрослых, начинают
думать о себе плохо — что они недостойные, хуже других, глупые, неспособные.
Все эти внутренние ощущения, также, формируют в них повышенную тревожность.
Профилактика тревожности детей включает в себя
методы,
которые
необходимо
использовать
во
время
работы: создание
атмосферы
эмоционального
благополучия и
ситуации успеха, использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся,
исключение ситуации сравнения ребенка с другими обучающимися, развитие навыков
коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов
вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. – C. 672.
2.
Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и
коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015.
- № 1 с. 18.
3.
Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся
младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф.
Лесгафта – 2015 - № 10 – С. 36-41.
4.
Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р.
Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. – М.: Генезис,
2001. – 352 с.
5.
Бурлачук, Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] /
Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб., 2002. – С.–123. 2015 – №4(82). – С. 56-60.
6.
Жулина, Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и
школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г. Н. Жулина., В. С.
Васькина // Таврический научный обозреватель – 2016 - № 2(7). – С. 123- 127.
7.
Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард - СПб.: Питер,
2006. - 464с.