Напоминание

"Виды и формы литературного краеведения в современной школе"


Автор: Капитанова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОАУ ЛЕН
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: статья
Тема: "Виды и формы литературного краеведения в современной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Виды и формы литературного краеведения в современной школе.

Капитанова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы КОГОАУ ЛЕН

В работе представлен опыт работы по литературному краеведению,

по видам и формам организации деятельности, которые способствуют

формированию ключевых компетенций личности выпускника.

Воспитание является важнейшей составляющей современного образования.

Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без опоры на изучение

истоков, духовных ценностей, традиций малой родины, жизни своих земляков.

Эту задачу помогает решить обращение к литературному краеведению.

Литературное краеведение – комплексное культурологическое знание,

устанавливающее связь между литературными произведениями региона и его

природой, историей, традициями, бытом, людьми. [1]

Функции литературного краеведения:

- познавательные: получение системы литературно-краеведческих знаний);

-развивающие: изучение литературы родного края способствует личностному

развитию обучающихся;

-мировоззренческие: философски подводят обучающихся к осмыслению красоты

природы родного края;

-эстетические: дают возможность непосредственного общения с

художественными произведениями родного края;

-метапредметные: обеспечивают тесные связи литературного краеведения с

другими предметами и образовательными областями.

Разнообразные формы и методы работы по литературному краеведению

позволяют сформировать следующие ключевые компетенции личности:

‒ учебно-познавательная компетенция – умение самостоятельно добывать и

углублять знания, осмысливать полученные сведения, используя региональные

источники;

‒ ценностно-смысловая компетенция – осознание личностью значимости знаний

для построения своей жизненной стратегии, личной ответственности за

сохранность и процветание родной земли; умение проявлять гражданскую

позицию;

‒ общекультурная и этнокультурная компетенция – владение личностью общей

культурой, позволяющей продуктивно и равноправно взаимодействовать с

носителями разных культур, стремление сохранять и приумножать культурное

наследие региона.

Важной составляющей литературного краеведения является технологический

блок, в состав которого входят методы, средства, приёмы, формы организации

процесса. Можно выделить два ключевых подхода: метод проектов и

поисково-исследовательский. Руководствуясь различными подходами к

реализации поисково-исследовательского обучения, на уроках литературного

краеведения предусмотрено применять такие виды школьного исследования (по

Исаевой) [2]:

-читательские (чтение литературных произведений, накопление наблюдений над

текстом, анализ читательских впечатлений других учеников и собственного

восприятия);

-библиографические (составление библиографии по теме исследования,

аннотаций к книгам, подготовка картотеки);

-художественные (инсценировка произведения, устное, графическое рисование

на литературные темы, создание сценариев на основе литературного

произведения);

-биографические (сбор и исследование неизвестных фактов из жизни писателей

и культурных деятелей родного края);

-исторические (анализ исторических событий и их отображение в литературном

произведении);

-искусствоведческие (анализ произведений изобразительного, музыкального,

театрального, кино-и телеискусства).

Организация исследовательской деятельности в процессе изучения

литературного произведения направлена на индивидуализацию обучения,

формирование познавательных ценностей обучающихся, углубление интереса к

художественным произведениям литературы родного края.

Практика преподавания уроков литературного краеведения доказывает

эффективность использования проектных технологий. [3]

На уроках литературного краеведения реализуем следующие виды проектов:

информационный (подготовка определённой литературно-краеведческой темы),

исследовательский (требует хорошо обдуманной структуры, определённой цели,

актуальности предмета исследования, социальной значимости), игровой

(инсценировка), творческий (выпуск альманахов, сборников, стенгазет,

проведение конкурсов, экскурсий в литературно-краеведческие музеи,

библиотеки, организация выставок, праздников создание фото-проектов,

видеофильмов).

Специфика осуществления литературно-краеведческой деятельности мотивирует

необходимость применения нестандартных уроков по литературному

краеведению:

- урок-поиск, урок-диспут, урок-семинар, урок-размышление, урок-презентация

книги, урок-конференция, урок-воспоминание, урок-устный журнал, урок-

заочное путешествие, урок-встреча, урок-памяти;

-урок-сказка, урок-игра, урок-викторина, урок-театральная гостиная, урок-

концерт, урок-ярмарка ученического творчества, урок-аукцион. В основу первой

группы уроков положен принцип проблемного обучения, в основу второго-метод

игрового обучения.

Кроме уроков, есть ещё и внеурочная деятельность. Её направления весьма

разнообразны (литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные,

«встреча в театральной мастерской», вечер сказки, вечер поэзии; экскурсии в

музеи и библиотеки, встречи с литераторами, литературная картография).

Как показывает опыт, интересными и эффективными являются мероприятия,

проводимые совместно с библиотекой. Достижению результата способствует

сама обстановка библиотеки: стеллажи с книгами, тематические лите-

ратурные выставки, помогающие эмоциональному восприятию творчества, др.

Здесь проводятся творческие встречи с поэтами и писателями.

Поделюсь опытом своей работы. Обучающимся 9-ых классов предложены были

исследовательские проекты по теме «Писатели родного края» (А.С. Грин,

Костров Е.И., Куваев О.М., Дьяконов Л.В., Лиханов А.А, Любовиков О.М.,

Пинегин Н.В., Ситников В.А., Чарушин Е.И.,Крупин В.Н., Заболоцкий Н.А.,

Чебышева М.П., Ожегов М.И, Петухов Ю.К., Порфирьев Б.А.) Ребята будут

представлять свои проекты в формате научно-исследовательской конференции и

стендовых докладов.

С обучающимися 6-ых классов при изучении творчества А.С. Грина мы

посетили музей А.С. Грина, а с 11-ыми классами- музей Салтыкова-Щедрина.

Регулярно проводим экскурсии в библиотеки им. А. А. Лиханова и А.Грина.

Проводили урок-размышление при изучении произведений А.А Лиханова

«Чистые камушки», «Никто». В рамках недели русского языка и литературы

оформили стенд «Писатели Вятки».

Следует отметить, что целенаправленная внеклассная работа по изучению

литературы родного края, сопоставление литературного произведения с

изображенной в нем жизнью способствует проникновению в специфику

литературы как образного отражения действительности, способствует вос-

питанию творческого читателя, прививает интерес к книге, формирует гра-

жданскую позицию.

Список литературы

1.

Тараненко Л.Г., Боронихина О.В. Литературное краеведение как научная

проблема (по результатам терминологического и библиометрического

анализа) // Вестник Томского государственного университета.

Культурология и искусствоведение. 2022. № 46. С. 264–275. doi:

10.17223/22220836/46/23

2.

Исаева А.А. Теория и технология развития читательской деятельности

старшеклассников в

процессе изучения зарубежной литературы: автореф. дис. доктора пед.

наук: 13.00.02 / А.А. Исаева - М., 2004. - 41 с.

3.

Михеев В . И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике /

В.И.Михеев. - М. :КомКнига, 2006. - 200 с .



В раздел образования