Автор: Серебренникова Эльмира Сайфулловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №202
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг музыкального образования
Раздел: среднее образование
Мониторинг музыкального развития школьников
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося МБОУ СОШ»202
проводится мониторинг уровня музыкального развития школьника. Мониторинг отражает
уровень музыкального развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в
образовательном
учреждении.
Анализируя
результаты
отслеживания
музыкальной
подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в
содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к урокам
музыки, учителем была разработана система оценивания школьников на уроке. Она
основана на достижении собственных результатов на своем уровне. Для разрешения
данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя
следующее:
ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению,
и его изучение;
разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
разработка технологии по проведению мониторинга музыкального развития
школьников;
применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий
обучения учащихся, в частности технологии разноуровневого обучения;
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
1.
Научить учащихся определять свой уровень подготовленности в соответствии с
учебной программой и образовательным стандартом.
2.
Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего
роста и повышения уровня музыкальной подготовленности.
3.
Определить влияние результатов на развитие осознанной мотивации к урокам музыки
по повышению индивидуального уровня.
Средством проверки, контроля и оценки знаний использую тестирование. Основу
тестирования составляют различные «пласты» музыкальной культуры: произведения
«золотого фонда» музыкальной классики, а также фольклора, музыки религиозной
традиции, современных произведений. Именно широкая культурологическая
направленность содержания тестов позволяет применять их в качестве контролирующей
функции за уровнем музыкального развития учащихся.
При разработке диагностических тестов учитываю несколько значимых показателей:
– ориентация на содержание учебного материала конкретной программы по предмету
«Музыка»;
– учет особенностей технологий, применяемых на уроках музыки (в том числе, и учебно-
методических комплектов, по которым осуществляется обучение), так как эти технологии
должны иметь явно выраженный деятельностный и прогнозируемый характер;
– адекватность предлагаемых методик тестирования возрастным критериям восприятия и
исполнения музыки школьниками.
Последующим тестированием, я отслеживаю степень достижений учащегося. Даже
незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и
создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к
дальнейшему улучшению показателей музыкального развития.
Анализируя
учебные
достижения
учащихся
за
последние
3
года,
отмечаем
положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения
учащихся
соответствуют
государственному
образовательному
стандарту,
качество
обученности соответствует возможностям учащихся.
Приведенные результаты обученности школьников и уровни их подготовленности за
последние четыре учебных года убеждают в том, что педагог выбрал верное направление
своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических приемов
обучения учащихся.
Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня
музыкальных знаний школьника через выполнение заданий. Эти задания я показываю
наглядно, используя презентации в интересной игровой форме. Например, выполнение
тестов на знание музыкальных инструментов, на знание пройденных жанров музыки,
знание имен композиторов и их произведений.
В конце года провожу мониторинг среди учащихся 2–8 классов.
Следует различать три уровня:
1-ый – высокий
2-ой – средний
3-ий – низкий
Приведем для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:
Классы
5г 5г 5г
30 чел
6г 6г 6г
29 чел
7г 7г 7г
27 чел
8г 8г 8г
25
Учебный год
2020-2021
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Уровень
музыкального
развития
в
с
н
в
с
н
в
с
н
в
с
н
Пение
4
6
20
6
8
15
9
10
9
10
11
6
Игра в оркестре
13
10
7
15
11
4
16
12
0
18
9
0
Музыкальная теория
10
10
10
11
10
8
12
10
6
12
12
3
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в музыкальном
развитии и подготовленности учащихся. По уровню музыкальной подготовленности детей
я отбираю ребят, для участия в олимпиадах по искусству. И учащиеся показывают каждый
год высокие результаты, становясь призерами муниципальных и региональных олимпиад.
Выявления уровня развития музыкально-практических навыков и умений, связанных с
различными видами детского музицирования, требует индивидуально-
дифференцированной методики их диагностики. Поэтому я веду планомерное
наблюдение за их совершенствованием и фиксирую степень их формирования в
«Дневниках наблюдений», которые заполняю по каждому классу не реже, чем два раза в
год (начало года и его завершение) по следующим параметрам:
1. Проявление интереса к музыкальным занятиям;
2. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность;
3. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять,
слушать);
4. Уровень развития вокально-хоровых навыков и умений класса;
5. Выразительность движений при пластическом интонировании;
7. Характер размышлений детей о содержании музыкальных произведений (полнота
эмоционального словаря, оценочные суждения, индивидуальность отношения к
музыкальным образам, избирательность)
8. Участие в различных формах творчества – импровизации, рисунки,
театрализация музыкальных произведений и др.;
9. Самооценка исполнительских возможностей учащимися (уровни: высокий,
достаточный, низкий).
Анкетирование учащихся направлено на определение исходного уровня музыкального
развития учащихся конкретного класса, согласно их самооценке. Анкетирование
учащихся даст возможность учителю определить наличие конкретных знаний о музыке и
музыкантах, выявить отношение к музыкальным занятиям,
Количественная обработка данной анкеты проводится учителем по каждому из ее
пунктов по шкале.
Качественный уровень обработки анкеты для учащихся позволит учителю выявить
отношение учащихся к урокам музыки, предпочтения различных видов деятельности,
самооценку певческих умений и навыков
При обработке анкеты обрабатываю ответы учащихся и составляю шкалу
процентных соотношений ответов, а затем выстраиваю сравнительные графики,
сопоставив эти цифры по классам данной параллели.
Варианты ответов
6в (31 чел.)
Нравятся ли тебе уроки музыки
60 %
Какие виды деятельности использовались на уроках музыки
70 %
Назови музыкальные произведения (композитор, название), которые ты
запомнил из программы музыкальных занятий предыдущего класса
(или начальной школы)
49 %
Какое знакомое тебе произведение другого вида искусства –
литературы, живописи, театра, кино – близко твоему любимому
сочинению по содержанию, эмоциональному строю
25%
Назови свое любимое музыкальное произведение
40 %
Назови песни, которые разучивали на уроках музыки
65 %
Какое музыкальное произведение помогло бы тебе «пережить»
одиночество на необитаемом острове?
40%
В каких коллективных творческих проектах ты бы хотел (хотела)
принять участие
30%
В этом учебном году я снова протестировала этих же детей и получила следующую
картину:
Варианты ответов
7в (30 чел.)
Нравятся ли тебе уроки музыки
70 %
Какие виды деятельности использовались на уроках музыки
80 %
Назови музыкальные произведения (композитор, название), которые ты
запомнил из программы музыкальных занятий предыдущего класса
(или начальной школы)
70%
Какое знакомое тебе произведение другого вида искусства –
литературы, живописи, театра, кино – близко твоему любимому
сочинению по содержанию, эмоциональному строю
50 %
Назови свое любимое музыкальное произведение
70 %
Назови песни, которые разучивали на уроках музыки
90%
Какое музыкальное произведение помогло бы тебе «пережить»
одиночество на необитаемом острове?
70%
В каких коллективных творческих проектах ты бы хотел (хотела)
принять участие
75%
Радует то, что интерес к предмету повысился. Дети имеют желание повышать свой
общекультурный уровень.
Развитию креативных творческих качеств личности учащихся способствуют
проблемные задания, направленные на формирование индивидуальной множественной
оценки изучаемых музыкальных произведений. Для этого рекомендуются ответы в
свободной форме на вопросы, в которых обозначается какая-либо дискуссионная
проблема, например: как вы понимаете смысл выражения П.И. Чайковского: «Я еще не
встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!» или – дайте свое
объяснение словам Ф. Листа: «Есть музыка, которая к нам идет, и – другая, которая
требует, чтобы мы к ней шли». Эти размышления не только дают повод к словесной
мотивации, но и к выбору знакомых музыкальных произведений, которые помогут
школьнику аргументировать ответ на поставленные вопросы.
Я активно включаю в процесс музыкального развития школьников импровизации
(рубрики «Разыграй песню», «Сочини мелодию», «Играем в композитора» и др.).
Проектная деятельность.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов развивались
познавательные интересы, специальные и обще учебные умения и навыки музыкальной и
интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки
выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько помогает школьникам учиться,
направляет его познавательную деятельность, подсказывает пути добывания информации,
присвоения знаний и опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся
свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Они активные участники процесса. Происходит формирование конструктивного
критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме
обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной
деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование,
театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие
работы: изготовление альбомов, газет, съемка видеофильмов, рисование.
Итогом деятельности учащихся старших классов по проекту может стать письменная
творческая работа, которую они затем публично защищают. Защита проекта может
проходить в форме коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН),
музыкального ринга, музыкального спектакля, представления для младших школьников,
фестиваля искусств и др.
Выявления уровня развития музыкально-практических навыков и умений,
связанных с различными видами детского музицирования, требует индивидуально-
дифференцированной методики их диагностики. Поэтому я веду планомерное
наблюдение за их совершенствованием и фиксирую степень их формирования в
«Дневниках наблюдений», которые заполняю по каждому классу не реже, чем два раза в
год (начало года и его завершение) по следующим параметрам:
1. Проявление интереса к музыкальным занятиям;
2. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность;
3. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять,
слушать);
4. Уровень развития вокально-хоровых навыков и умений класса;
5. Выразительность движений при пластическом интонировании;
7. Характер размышлений детей о содержании музыкальных произведений (полнота
эмоционального словаря, оценочные суждения, индивидуальность отношения к
музыкальным образам, избирательность)
8. Участие (коллективное и индивидуальное) в различных формах творчества –
импровизации, рисунки, театрализация музыкальных произведений и др.;
9. Самооценка исполнительских возможностей учащимися (уровни: высокий,
достаточный, низкий).
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами
контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной
деятельности:
1. Слушание музыки.
2. Освоение и систематизация знаний.
3. Вокально-хоровая работа.
4. Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся
слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику
музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной
выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является
метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний.
В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий,
определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных
произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую
деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые
параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми
навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс
развития и успехи каждого отдельного ученика.
4. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и
основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную
учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
В
процессе
обучения
обучающиеся
достигают
определенного
уровня
знаний:
недостаточный, достаточный, высокий. Каждый уровень включает балльную систему
оценивания, которая переведена в шкалу отметок и в процентное усвоение базового
учебного материала. Мониторинг проводится в конце учебного года (5 -8 классы).
Обучающимся предлагается выполнить задание с целью закрепления темы полугодия и
года. Результаты выполнения заданий обучающимися вносятся в таблицу мониторинга.
С целью определения уровня творческих способностей детей в конце года провожу
диагностику. Результаты диагностики показывают, что уровень освоения материала,
например, в 5 классах с каждым годом повышается. В классах гимназического уровня 5в и
5г уровень творческих способностей – повышенный, в 5а,5д классах – достаточный.
Диагностическая карта
по определению уровня творческих способностей детей
Основные показатели
музыкального развития ребенка
Предполагаемые
действия детей
Уровни
1.Творчество в пении: умеет дать
музыкальный ответ на
музыкальный вопрос
Уверенно воспроизводит голосом
импровизированную мелодию.
Исполняет певческие
импровизации при помощи
педагога.
Не проявляет интереса к
певческой импровизации
Высокий
Средний
Низкий
2.Умеет подобрать к данному
поэтическому фрагменту мелодию,
способствующую наиболее полному
художественному воплощению текста
Подбирает мелодию к
музыкальной композиции.
Сочиняет музыкальную
композицию на основе 2–4
звуков.
Затрудняется в сочинении
музыкальных композиций
Высокий
Средний
Низкий
3. Способен на заданную тему,
например «соль-ми-фа-ре» сочинить
мелодию
Точно передает мелодию
сочиняет тему из 2—4 тактов,
заканчивая на тонике.
Неточно передает мелодию и
сочинение поет не в тональности.
Плохо и неверно передает
мелодию и не может сочинить
Высокий
Средний
Низкий
4.Творчество в игре на ДМИ:
проявляет фантазию в составлении
ритмического аккомпанемента.
Способен к импровизации
ритмического аккомпанемента.
Подбирает аккомпанемент при
помощи педагога.
Не может выполнить задания
Высокий
Средний
Низкий
2020–2021
% освоения
базового
учебного
материала
2021–2022
% освоения
базового
учебного
материала
2022–2023
% освоения
базового
учебного
материала
2023–2024
% освоения
базового
учебного
материала
Уровень
освоения
5а
41%
42%
48%
50%
Достаточный
5б
61%
61%
71%
80%
Повышенный
5в
65%
72%
78%
82%
Повышенный
5г
84%
87%
88%
89%
Повышенный
5д
53%
57%
57%
60%
Достаточный
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл
диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную
картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.