Автор: Анна Александровна Юношева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ дс №6
Населённый пункт: г. Зеленогорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Роль театрализованной игры в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Роль театрализованной игры в коррекционной работе с детьми
У детей с тяжелыми нарушениями речи зачастую страдает темпо-ритмическая
организация, формирование которой успешно реализуется в театрализованных играх. Они
способствуют освобождению от фиксации на дефекте. Кроме того театрализованные игры
можно использовать с целью обогащения словарного запаса, развития речевой моторики и
в качестве средства психотерапии.
У детей с логопедической патологией бедная мимика, слабо развито чувство ритма,
плохо скоординированные движения, поэтому я включаю в коррекционную работу игры,
направленные на развитие пантомимики, жестов и мимики. Это является
подготовительным этапом к созданию театрализованных игр. Я включаю в работу
следующие упражнения:
«Покажи настроение без слов», «Рассердись на драчуна» (сдвинуть брови), «Съели
кислый лимон» (дети морщатся), «Купили новую игрушку» (улыбаются), «Красная
шапочка испугалась» (широко открывают глаза, открывают рот) и т.п.
Также предлагаю детям выполнить игровые упражнения на развитие языка жестов:
«Покажите низкого мальчика» (высокого), «Где предмет?» (внизу, вверху, вокруг); «Кто
пришел?» (я, ты, мы).
Игры по развитию пантомимики: «Завяла трава», «Снег кружится», «Расцвели, как
цветы» и др.
Благодаря регулярно проводимым играм мимика становится подвижнее и
выразительнее, движения приобретают точность и уверенность, улучшается
переключаемость внимания с одного движения на другое. Кроме того дети учатся
понимать оттенки мимики, движения, жестов.
На втором этапе дети к выполняемым действиям подключают слова. И только после
этого переходят непосредственно к театрализованным играм. Для этого мы заранее
разучиваем прибаутки, потешки, стихи, а также учатся вождению игрушечных
персонажей (настольных, плоскостных и т.д.)
Я стараюсь выбирать речевой материал, насыщенный глаголами, чтобы показать
детям разнообразные движения, разные оттенки однокоренных слов, например
приставочных глаголов. .
После театрализованной игры я задаю вопросы: Как выглядит герой? Что он может
делать? С кем он дружит? Кого боится? Иногда беседу усложняю за счет введения в игру
нового персонажа. Дети с удовольствием поддерживают речевую ситуацию, описывают
предметы, отгадывают загадки.
На третьем этапе у детей формируется умение отвечать на вопросы развернуто,
пояснять, описывать ситуацию без наглядной опоры. Для данного этапа я применяю игру
«Петушок и кот». Вопросы для игры составляю таким образом, чтобы при ответе дети
использовали имеющиеся представления и знания. «Почему котёнок стал черным? А как
опять стал белым?» и т.д.
Также на этом этапе я побуждаю детей самостоятельно выполнять различные
движения с игрушкой-персонажем, ориентироваться в пространстве, обогащать сюжет
собственными идеями. Для решения психокоррекционных задач включаю в
театрализованную игру робких, неуверенных в себе детей.
На четвёртом этапе, когда у детей закрепляются навыки связной речи, развивается
речь без зрительной опоры, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по
произведениям художественной литературы. Дети не боятся выступать перед зрителями.
Один текст дети могут инсценировать в различных видах театра. При этом я
использую разные по жанру произведения.