Автор: Осипова Олеся Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Майская СОШ"
Населённый пункт: п.Майский, Черепановского района
Наименование материала: статья
Тема: Организация индивидуальной работы с обучающимися.
Раздел: начальное образование
Организация работы социального педагога по
индивидуальному сопровождению обучающихся.
С социально-педагогической точки зрения проблема сопровождения
обучающихся может рассматриваться в трех основных направлениях:
1. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих
различные
формы
девиантного
поведения,
где
социальный
педагог
выполняет посредническую функцию, координируя усилия специалистов;
2.
Социально-педагогическое
сопровождение
студентов,
«группы
риска»,
где
социальный
педагог
выполняет
диагностическую,
прогностическую и профилактическую функции;
3.Социально-педагогическое
сопровождение
«Социально
благополучных» студентов, т. е. не имеющих на данный момент значимых
проблем и не относящихся к категории группы риска.
Сопровождение
«Социально
благополучных»
обучающихся,
не
имеющих проблем и не относящихся к группе риска, должно осуществляться
в рамках специально организованного процесса воспитания.
Так в нашем филиале работа социального педагога проводится
согласно плана, основные цели которого:
Цель работы:
• Создание условий для успешного становления и развития личности,
ее социализации и профессионального становления.
Задачи:
• Развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся,
способствующих их нравственному становлению как социально-значимой
личности.
• Проведение профилактической работы по формированию здорового
образа жизни.
• Формирования
правового
сознания
и
культуры
поведения,
ответственности.
• Осуществление социально-педагогическое
сопровождение
обучающихся.
Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных
и личностных проблем:
изучаем личность обучающегося, его индивидуальные особенности,
медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, образовательный уровень
семьи (анкета)
анализируем,
систематизируем
полученную
информацию
для
постановки социального диагноза и координации работы по различным
направлениям деятельности (соц паспорт группы)
Проводим мониторинг социальной ситуации дальнейшего развития.
Социально-педагогическая защита прав
- выявляем и поддерживаем обучающихся нуждающихся в социально-
педагогической поддержке.
Социально-педагогическое
консультирование
обучающихся,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации, консультирование родителей,
по решению социально-педагогических проблем ребенка. (родит.собрания)
Социально-педагогическая профилактика и коррекция способствуем
своевременному
- выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения
обучающихся (Совет профилактики)
- формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа
жизни.
-повышаем уровень правовой культуры обучающихся
(совместные мероприятия с ПДН)
Цель деятельности социального педагога: создание благоприятных
условий для развития личности студента
(физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального);
Решение любой проблемы подростка, требующей, вмешательства
социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое
включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации
информации, на основании которой может быть сделано то или иное
заключение ( посещение уроков, классных часов, общежития)
В условиях школы этапы работы социального педагога могут быть
представлены
следующим
алгоритмом
деятельности
педагогической
команды.
Основная
деятельность
социального
педагога
направлена
на
профилактику негативных явлений в поведении подростков, оздоровление
его окружающей среды, выявление интересов и потребностей, трудностей и
проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и
своевременное
оказание
им
социальной
поддержки,
способствование
созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности
обучающихся.
В работе достигнуты определенные результаты:
- Составлен пакет диагностик для выявления дезадаптаций и причин
трудновоспитуемости подростков, процедуры отслеживания их личностных
характеристик и изменений социальной ситуации развития;
-
Подобраны
и
разработаны
методические
рекомендации
по
воспитанию трудных подростков для педагогов и родителей;
- В режим работы колледжа были введены, проводимые кураторами,
беседы:
организационные (по вопросам успеваемости, посещаемости,
плана работы и т.д.);
тематические (интересная информация, расширяющая кругозор);
тренинговые (психологические игры, тесты и т.п.);
В план воспитательных мероприятий колледжа вошли акции, ставшие
традиционными: «Подросток и закон»; «За здоровый образ жизни»; «Свеча
памяти»
В процессе работы была проведена серия «Круглых столов» и классных
часов, педсоветов посвященных выявлению проблем и изучению новых
технологий, способных повысить уровень педагогической компетентности в
работе с «трудными» детьми и дезадаптированными подростками;
В результате проделанной работы за последнее время отмечена
положительная динамика в снижении количества студентов, состоящих на
внутриколледжном контроле.
Все без исключения подростки, обеспечены социально-педагогической
помощью. Большинство студентов данной группы на сегодняшний день
задействовано
в
воспитательных
мероприятиях:
Кружковая
работа,
Волонтерский отряд, отряд Молодая гвардия, Спортивные секции.
Деятельность
социального
педагога
заключается
в
создании
благоприятных условий для развития личности подростка и в оказании
подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в
процессе восприятия мира и адаптации в нем.