Автор: Кравченко Людмила Олеговна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ "РАДОСТЬ", детский сад №66
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
Игра- это переработка пережитых впечатлений ,
комбинирование их и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка.
Л. С. Выготский
Детям старшего дошкольного возраста интересна не сама игра, а
взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят
брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте
дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень
эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с
помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.
Игры старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и
взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры,
планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на
события , разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои
творческие способности, воображают, придумывают.
Сюжетно – ролевая игра хороша тем, что может научить ребёнка
- общению со сверстниками
- находить решения при конфликтах
- сопереживать
- выражать эмоции, даже негативные
- развивает фантазию
- помогает адаптироваться к детскому саду
- полезно проводить своё время
Сюжетно – ролевая деятельность старших дошкольников характеризуется :
распределением ролей до начала игры
переходом к ролевым действиям , которые отображают социальные
функции цельным логическим сюжетом.
Главным компонентом сюжетно – ролевой игры является сюжет , без него
нет самой игры. Сюжет – это сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Он представляет собой отражение ребёнком
определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и
деятельности окружающих. При этом его игровые действия ( крутить руль,
готовить обед и т. д.)- одно из основных средств реализации сюжета.
Разнообразие сюжетно – ролевых игр полностью зависит от фантазии
детей и взрослых . Условно их делят на бытовые ( семья, детский сад и т.д.),
производственные, отражающие профессиональный труд людей ( больница,
магазин и т. д.), общественные ( празднование Дня города, библиотека,
школа и т. д.) Можно предложить массу интересных игр. Например:
« Аптека»
« В мастерской»
« Почта»
« Школа»
« На станции технического обслуживания автомобилей»
« На выставке»
« Магазин»
« В самолёте»
« Парикмахерская»
« Театр»
« Ателье»
« Кафе»
« Олимпиада» и многие другие.
Игры в подготовительной группе приобретают социальный характер.
Ребёнок словно примеряет на себя разные социальные роли. Такая форма
общения настоящая школа жизни для ребёнка.
Сюжетно – ролевые игры становятся своеобразным зеркалом
взаимоотношений окружающих взрослых. С другой стороны , такая игра
является удобной формой коррекции поведения и отношения детей в какой-
либо ситуации.
Сюжетно – ролевые игры – гармоничный способ воспитания , образования
и развития детей. Они дают возможность психологической коррекции. Такие
игры объединяют ребят, учат содействию и дружбе.