Автор: Паленов Денис Николаевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ НСКШИ
Населённый пункт: Ногинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС
«Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования
цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Искусство долго жить состоит,
прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в
детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня
является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа
жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими
упражнениями. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются
формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,
формирование здорового образа жизни. Особенности проектирования урока физической
культуры в условиях перехода на ФГОС ООО.
Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную жизнь. Как разработать
урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС? Довольно
сложный вопрос. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но
трудно воплотить в жизнь. У нас, у учителей физической культуры, своя специфика преподавания.
Для меня урок физкультуры увязан с такими понятиями как «объем», «интенсивность» и
«моторная плотность», а на их фоне вкрапливание теоретических сведений.
Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного
процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры,
необходимо использовать эффективные методы и приѐмы, при помощи которых можно
осуществлять формирование универсальных учебных действий у обучающихся без ущерба для
остальных задач урока физической культуры.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,
но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только
на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса:
учитель и ученик.
Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным
действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт
понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед
Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь,
чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для
учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он
обязательно закладывает основу для будущего.
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся
через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными
действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Главный смысл
обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать,
развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать,
помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача
выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на
уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью.
Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование методики развития
интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Провожу
теоретические уроки. Использую в работе сообщений по ЗОЖ, тестовые заданий, составление
комплексов упражнений, которые способствуют формированию интереса к предмету.
Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных мотивов, и потребностей
к активной физкультурно-двигательной деятельности путѐм повышения самостоятельности и
познавательной активности стараюсь формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям
физическими упражнениями, стремление к систематической заботе о своѐм теле и здоровье.
Урок стремлюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям.
Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они
не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы
ставим перед ребѐнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они
должны быть значимы для него.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые основаны на возрастных
особенностях познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, их состояния здоровья. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот
урок обеспечивает ребѐнку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала и до конца
урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной
деятельности и в дальнейшей жизни. С целью реализации дифференцированного подхода мы в
нашей школе практикуем проведение мониторинга, направленного на выявление уровня
физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале учебного года – сентябрь
и в конце года – май Мониторинг позволяет отслеживать уровень овладения физическими
качествами каждого обучающегося. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, используем
комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке. При этом, я не
сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравниваю с самим собой: я
сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные
ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их самостоятельно,
когда они работают в парах или группах.
Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям, как теоретической, так и приктической
частях. Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него результат,
достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,
родителями как успех, как победа школьника над собой. Ситуация успеха – это результат
совместной деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности ученика
сопоставим с моими ожиданиями. Развитие личности человека - это развитие системы «человек -
мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.
Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путѐм
самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и
самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек
становится самим собой.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.
Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).
То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности
обучающегося. Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить
ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание
заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать
способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.