Напоминание

Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС


Автор: Паленов Денис Николаевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ НСКШИ
Населённый пункт: Ногинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

«Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования

цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически

развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для

укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Искусство долго жить состоит,

прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в

детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня

является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа

жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими

упражнениями. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются

формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,

формирование здорового образа жизни. Особенности проектирования урока физической

культуры в условиях перехода на ФГОС ООО.

Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную жизнь. Как разработать

урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС? Довольно

сложный вопрос. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но

трудно воплотить в жизнь. У нас, у учителей физической культуры, своя специфика преподавания.

Для меня урок физкультуры увязан с такими понятиями как «объем», «интенсивность» и

«моторная плотность», а на их фоне вкрапливание теоретических сведений.

Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного

процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры,

необходимо использовать эффективные методы и приѐмы, при помощи которых можно

осуществлять формирование универсальных учебных действий у обучающихся без ущерба для

остальных задач урока физической культуры.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,

но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем

держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только

на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса:

учитель и ученик.

Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным

действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт

понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед

Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь,

чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для

учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он

обязательно закладывает основу для будущего.

Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся

через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой

образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными

действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Главный смысл

обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать,

развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать,

помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача

выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на

уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью.

Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование методики развития

интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Провожу

теоретические уроки. Использую в работе сообщений по ЗОЖ, тестовые заданий, составление

комплексов упражнений, которые способствуют формированию интереса к предмету.

Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных мотивов, и потребностей

к активной физкультурно-двигательной деятельности путѐм повышения самостоятельности и

познавательной активности стараюсь формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям

физическими упражнениями, стремление к систематической заботе о своѐм теле и здоровье.

Урок стремлюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям.

Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они

не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы

ставим перед ребѐнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они

должны быть значимы для него.

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые основаны на возрастных

особенностях познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей

учащихся, их состояния здоровья. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот

урок обеспечивает ребѐнку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала и до конца

урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной

деятельности и в дальнейшей жизни. С целью реализации дифференцированного подхода мы в

нашей школе практикуем проведение мониторинга, направленного на выявление уровня

физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале учебного года – сентябрь

и в конце года – май Мониторинг позволяет отслеживать уровень овладения физическими

качествами каждого обучающегося. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, используем

комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке. При этом, я не

сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравниваю с самим собой: я

сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.

Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные

ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их самостоятельно,

когда они работают в парах или группах.

Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям, как теоретической, так и приктической

частях. Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него результат,

достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,

родителями как успех, как победа школьника над собой. Ситуация успеха – это результат

совместной деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности ученика

сопоставим с моими ожиданиями. Развитие личности человека - это развитие системы «человек -

мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.

Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путѐм

самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и

самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек

становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности

обучающегося. Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить

ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание

заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать

способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.



В раздел образования