Напоминание

Педагогическая этика учителя начальных классов


Автор: Гомерова Динара Маратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 143 Ново-Савиновского района
Населённый пункт: город Казани
Наименование материала: Этика и педагогический такт
Тема: Педагогическая этика учителя начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Категории педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных

категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными

ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле,

справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера

жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К

педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия,

однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений,

деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в

относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий –

профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость,

педагогическая честь и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие

между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и

обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты,

представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его

нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности),

проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе,

общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное

качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая

их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической

справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на

неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости;

в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей

степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие

сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически

необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться

учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших

категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются

представления о совокупности требований и моральных предписаний,

предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению

профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые

функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить

взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы

явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать

свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому

коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического

долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и

воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога

запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду,

особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных

знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость

уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям,

умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не

только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание,

общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое

осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога

выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных

отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу

педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к

профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка

его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе

выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус

в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины,

при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение

воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от

предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки

учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством,

отношением к работе и т.д.



В раздел образования