Автор: Гомерова Динара Маратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 143 Ново-Савиновского района
Населённый пункт: город Казани
Наименование материала: Этика и педагогический такт
Тема: Педагогическая этика учителя начальных классов
Раздел: начальное образование
Категории педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных
категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными
ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле,
справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера
жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К
педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия,
однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений,
деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в
относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий –
профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость,
педагогическая честь и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие
между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и
обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты,
представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его
нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности),
проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе,
общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное
качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая
их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической
справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на
неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости;
в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей
степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие
сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически
необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться
учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших
категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются
представления о совокупности требований и моральных предписаний,
предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению
профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые
функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить
взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы
явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать
свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому
коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического
долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и
воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога
запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду,
особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных
знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость
уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям,
умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не
только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание,
общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое
осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога
выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных
отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу
педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к
профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка
его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе
выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус
в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины,
при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение
воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от
предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки
учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством,
отношением к работе и т.д.