Автор: Зенкова Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: филиала МОУ "СОШ п. Горный" в с.Большая Сакма
Населённый пункт: .
Наименование материала: статья
Тема: Литература и ее роль в обучении
Раздел: среднее образование
Роль литературы в обучении
Роль литературе всегда отводилась значительная, так как она призвана сформировать
надлежащий уровень умения читать, осознавать прочитанное. Также она помогает
приобщить к ценностям культуры, расширить круг культурно-познавательных интересов.
Школьник может легко повысить общий уровень образования, а изучение самого предмета
будет содействовать его всестороннему развитию.
Основные цели литературы в процессе обучения:
формирование гуманитарного мировоззрения в процессе изучения литературы (в
том числе и в онлайн режиме), уважения и любви к литературе, воспитание
всесторонне развитой личности;
развитие у школьников аналитического и образного мышления, восприятия на
эмоциональном
уровне
художественных
текстов,
а
также
формирование
творческого воображения и читательской культуры;
развитие правильной устной и письменной речи, грамотное использование языка
при формировании собственных высказываний, как в письменном, так и устном
виде;
формирование потребности в самостоятельном образовании, а именно чтении
различной художественной литературы онлайн или в печатном виде;
формирование эстетического вкуса, влияние на мировоззрение, жизненные цели и
ценности — еще одна важная роль литературы в обучении школьника;
расширение
представления
о
мире,
накопление
личного
опыта
на
интеллектуальном, эмоциональном, социальном, психическом уровне, благодаря
осмыслению произведения на идейном уровне;
изучение национальных особенностей литературы знакомит ученика с культурой
своего народа и формирует становлению национального менталитета;
изучение мировой литературы раскрывает ученику мир проблем, которые могут
возникнуть перед каждым, а также показывает способы их решения.
Особенности литературы в школе
Много особенностей у есть литературы, и все они отличают его от других изучаемых
предметов, но все равно он тесно связан с ними, например, с предметом филология. Что
может
лучше
помочь
в
освоении
национального
языка,
чем
художественные
произведения? Также, освоение учащимся литературы способствует росту его уровня
лингвистической грамотности и речевой культуры. Можно отследить связь литературы и с
другими предметами — изобразительным искусством, музыкой, историей, культурой,
обществознанием. Эти сферы очень связаны друг с другом и отрицать их влияние друг на
друга нельзя.
Еще одной особенностью литературы является объект изучения. Если в других
предметах школьной программы объектом изучения являются основы науки, то в
литературе это художественное произведение, которое может рассматриваться с разных
ракурсов — эстетического, научного, бытийного.
Сложность оценивания — еще одна особенность литературы, так как обычная форма
проверки знаний не отображает полной картины навыков и умений учащегося.
Виды учебной деятельности по предмету литература:
внимательное и осознанное чтение произведений, а также выразительное чтение;
пересказ прочитанного, как подробный или выборочный, так и с собственными
комментариями и размышлениями;
анализ произведения;
написание отзывов, творческих и исследовательских работ, сочинений;
поиск разнообразной информации по литературе онлайн с помощью различных
источников.
Самообучение предмету литература
Невозможно недооценить роль литературы в школе, т.к. предполагает знакомство учеников
с определенными художественными произведениями, с научными статьями, историей и
основами теории литературы, а также устные и письменные работы для развития культуры
и речи. Конечно, самому изучить такой интересный и многогранный предмет, как
литература очень сложно, так как учитель на уроке может подготавливать эмоционально
учеников
к
прочтению
и
восприятию
художественного
произведения.
Однако
самостоятельное изучение литературы возможно. Его можно разделить на три этапа:
просмотр лекций в форме видеоуроков по литературе, беседа с учителем литературы
онлайн, во время которой ученик задает вопросы по прочитанному им произведению или
отвечает на них и самостоятельное закрепление изученного материала, а также изучение
нового.