Напоминание

«Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»


Автор: Фролова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 14
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Формирование семейных ценностей у дошкольников в

условиях дошкольного образовательного учреждения»

Автор:

Фролова Ольга Александровна,

старший воспитатель

МОУ Центр развития ребенка № 14

В современном обществе утрачены многие российские традиции

семейного воспитания. А ведь семья — это первый и главный институт

социализации ребенка. Семья и семейные ценности – это важнейший

фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование

личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные

навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Если спросить любого из нас, что входит в это понятие, наверняка

каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и

родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Все

это является основой, на которой строится ячейка общества, залогом ее

прочности и долговечности.

Примеров семейных ценностей можно привести много, основные из

них это: любовь, доверие, доброта, верность, взаимопонимание, уважение.

Для дошкольников актуальны ценности, связанные с родством:

- ценность принадлежности к семье;

- ценность наличия ближних и дальних родственников;

- ценность семейной истории и семейных традиций.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими

людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных

традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание

способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию

уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Цель, которую мы ставим перед собой – это повышение роли семейных

ценностей

в

становлении

личности

ребенка.

А

также

задачи

по

формированию

у

дошкольников

осознанного

понимания

и

принятия

ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей.

Для успешной работы в данном направлении в нашем учреждении

созданы

необходимые

условия.

Образовательная

деятельность

с

воспитанниками

проводится

в

групповых

и

учебных

помещениях

дошкольного учреждения, оснащенных всем необходимым.

- учебные и дидактические средства, предназначенные как для

индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, которые

снабжены

методическими

указаниями,

и

соответствуют

возрастным

требованиям и особенностям психофизического развития дошкольника;

- центры активности, обеспечивающие образование и развитие детей

через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и

другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

-

оснащение

развивающей

предметно-пространственной

среды,

включающей

средства

образования

и

воспитания,

подобранные

в

соответствии с программным содержанием и с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- событийный дизайн к каждому празднику или знаменательному

мероприятию (оформляется пространство музыкального, спортивного зала,

групповых и других помещений);

- мебель, техническое оборудование, спортивный инвентарь, инвентарь

для художественного творчества, музыкальные инструменты и другие

атрибуты.

Для формирования семейных ценностей у дошкольников в нашем

учреждении используются разнообразные формы работы такие как: игровая

деятельность, проектная деятельность, тематические занятия, праздники,

досуги, развлечения, фестивали, конкурсы, марафоны, выставки семейного

творчества, мультипликация, акции и многое другое.

Данная работа проводится в тесной взаимосвязи с родителями

воспитанников, в том числе и непосредственном их участии.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является

игра. В своей работе мы используем: настольно-печатные игры, такие как «О

семье», «Дружная семейка», дидактические «Кому, что нужно для работы»,

«Профессии», «Идем в зоопарк», словесные «Назови ласково», «Моя семья

самая…», сюжетно-ролевые игры

«Семья», «День рожденья», «Магазин»,

«Больница», подвижные игры

«Бабушка, распутай нас!», «Змейка-папа,

змейка-мама, змейка вся моя семья», игры-драматизации

по сказкам

«Красная Шапочка», «Репка», викторины «Моя семья», «Самое дорогое, что

есть…», интерактивные игры «Семья и семейные ценности», «Я и моя

семья» и т.д.

В процессе игровой деятельности у детей складывается первоначальное

представление осознания роли семьи, системы родственных отношений,

определения своего места как члена семьи.

Несомненен нравственный результат: создается реальная возможность

ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять

необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое

главное, научиться азам такого отношения.

В ходе проведения проектной деятельности мы ставим перед собой

задачи формирования знаний детей о членах своей семьи, о том какие узы,

традиции их объединяют, воспитания уважения и любви к членам своей

семьи, родному городу. Внедрение проектов («Моя семья», «День матери»,

«Новый год – семейный праздник», «Мой родной город» и др.) обеспечило

оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к

семье, ее прошлому и настоящему, к родному дому и городу.

Появилось стремление собрать как можно больше информации о своей

семье, о родных и близких, желание реализовать знания о прошлом семьи в

собственной деятельности (рассказы, рисунки, демонстрация семейных

реликвий). Дети проявили эмоционально-положительное отношение к своей

семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным традициям.

Педагоги проводятся тематические занятия, которые способствуют

формированию у дошкольников представлений о семье, семейных ценностях

и взаимоотношениях в семье.

«Моя семья», «День матери», «Семейные традиции», «Моя мама

лучше всех» и др.

Праздники, досуги, развлечения – это радость, веселье, торжество,

которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие

люди. Во время совместных праздничных мероприятий родители видят, что

дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть.

Совместные праздники оставляют неизгладимое яркое, приятное

эмоциональное впечатление, как у детей, так и у взрослых. Сближают и

объединяют детей и родителей.

Проведение

разнообразных

фестивалей,

конкурсов,

марафонов

позволяет

укрепить

взаимодействие

дошкольного

образовательного

учреждения с семьями воспитанников, активизировать педагогическое

общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов

является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям

и детям, повышает инициативность родителей. Способствует сплоченности

членов семьи.

Выставки

совместного

творчества

детей

и

родителей

является

эффективной

формой

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям

родители учатся организовывать совместный досуг со своим ребенком и

больше

времени

уделяют

его

творческому

развитию.

При

создании

конкурсной

работы

у

детей

развиваются

художественный

вкус,

конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых

они готовят экспонат для выставки. Ребенок чувствует свою значимость в

процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы –

ответственность, так как не могут подвести своего малыша, оставив без

внимания организованную выставку. Совместное творчество сближает детей

и родителей, помогает лучше узнать друг друга.

Одной из форм работы в нашем учреждении является мультипликация.

Создание мультфильмов очень интересно для воспитанников. В процессе

создания мультфильмов таких как «Как мышонок счастье искал», «Лучшие

друзья» и др. формируются нравственные качества личности дошкольников.

Мультипликация

делает

процесс

обучения

удовольствием

для

дошкольников.

Большое внимание уделяется проведению акций. Ежегодно мы

проводим такие акции, как «Берегите маму!», «Сохрани самое дорогое»,

«Сталинградские окна», «Покормите птиц» и др.

Акции способствуют развитию нравственных и личностных качеств

дошкольников, развитию гражданской позиции, создают условия для

творческой самореализации ребенка.

Дети – цветы жизни. В первую очередь им нужен в семье мир и

благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым

родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на

собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему

необходимо чтить традиции.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует

формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению

семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных

традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного,

что накапливается семьей и народом.



В раздел образования