Автор: Богаткина Екатерина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное учреждение "Психолого-социальный центр системы образования "Надежда"
Населённый пункт: город Заречный, Пензеская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Толерантность.
Цель: приобщение детей к культуре толерантности, развитие сотрудничества,
гармонизации психоэмоционального состояния.
1 занятие. Привет, давай дружить! (Дружба)
1. Приветствие. Бросают мяч участники друг другу и желают что-то хорошее.
2.Что такое дружба? Паутинка – мы друзья. Дети рассказывают, что такое дружба,
как они её понимают. Используется пряжа, она будет паутинкой, которая связывает всех
детей воедино.
3. Поздоровайся с другими. Дети пробуют уважительно относиться друг другу.
Здороваются, пробуя разные способы.
4. Все мы похожи. Делятся по парам и находят, что между ними общего, чем они
похожи
5. Все мы разные. Также дети поделены на пары, теперь они ищут, чем они
отличаются друг от друга.
6.Похвали себя. Дети сидят в круге, у педагога в руках мяч. Воспитатель
предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту,
хорошие поступки, хорошие черты характера (я добрый, отзывчивый, ласковый) После
игры – обсуждение.
- Легко ли было себя похвалить?
- Кого вам легче хвалить себя или других?
- Кто вас хвалит?
- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
-Вы любите хвалить других?
7. Пожалуйста…. Дети встают в круг. Педагог называет разные действия
(например – попрыгайте, покивайте головой и т.д.) и дети должны их выполнить, НО
ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, если ведущий добавит слово ПОЖАЛЙУСТА.
8. Спасибо, вам, друзья! Дети говорят друг другу спасибо за занятие, и желают,
что-то приятно на следующее.
2. занятие. Уважать – значит принимать. (Уважение)
Сегодня мы с вами поговорим об уважении и принятии других людей.
1. Что такое уважение? Кого вы уважаете? После детских ответов педагог
рассказывает, что такое уважение.
2. Приветствие. Участники бросают мяч друг другу и желают что-то хорошее
3.Узнай про кого расскажу. Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а
дети, разглядывая себя и других в большом зеркале, угадывают о ком идёт речь.
4. Стих «Разные дети».
Стих из книги Сергей Еремеев «Как я живу».
Педагог
читает стихотворение, дети внимательно слушают и отвечают на вопросы.
5. Басня Крылова «Лебедь, рак и щука». Дети слушают басню. Отвечают на
вопросы: 1. Было ли между ними уважение?; 2. Почему? 3. А если бы они смогли
договориться, что произошло бы тогда? После разыгрывается сценка есть четыре актера –
Лебедь, рак, щука, воз и зрители. Затем дети говорят, как они себя чувствовали, когда
играли свои роли.
6. Мне хочется уважать. Дети стают в круг. Педагог говорит, ребята, если вы
будете согласны с тем, что я скажу, хлопайте, а если не согласны – топайте. 1.Если руки у
друга грязные, я перестану с ним общаться (они после отвечают, как нужно правильно
поступить). 2.Если в беде человек оказался, спрошу, нужна ли помощь ему.
3.Поскользнулся человек, я буду громко над ним смеяться. И т.д.
7. Уважение- неуважение. Выходят дети-актеры. И разыгрывается сценка, где
дети-зрители должны понять, есть уважение или нет. И почему.
8. Спасибо, вам, друзья! Дети говорят друг другу спасибо за занятие, и желают,
что-то приятное на следующее. И подведение итогов: все мы разные, и не нужно судить о
человеке по его внешности, и то, что ему нравится.
3 занятие. Давай договоримся!
1. Приветствие. Бросают мяч участники друг другу и желают что-то хорошее
2. Сборы в поход. Психолог объясняет, что дети живут на 9-ом этаже и собираются
идти в поход. Один ребенок уже спустился вниз на улицу, но вспомнил, что забыл взять
некоторые вещи. Подниматься наверх с рюкзаком тяжело, поэтому он пытается жестами
объяснить остальным ребятам, что же он забыл. После этого ребенку показывается листок,
где нарисован предмет, который необходимо объяснить жестами. Дети по очереди выходят
и пытаются объяснить (мяч, ложка, очки, удочка, тарелка, фонарь)
3. Давай договоримся! Дети делятся на две подгруппы, и каждой даётся ситуация,
где нужно суметь договориться. 1. Ситуация: Дети не поделили мячик, что нужно
сделать? 2.Ситуация: Ребёнок нечаянно толкнул другого ребёнка, что нужно делать? 3.
Ситуация: Один случайно сломал детальку от игрушки другого ребенка, что нужно
делать?
4. Рисунок дружбы.
4 занятие. Символ Толерантности (уважения). Дети рисуют символ уважения, дружбы,
понимания.