Автор: Вишнякова Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Новоильинский детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: село Новоильинск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект итогового занятия по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе «Скоро в школу нам идти!»
Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового занятия по развитию речи с использованием ИКТ в
подготовительной группе «Скоро в школу нам идти!»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Цель:
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя
настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
- закреплять умение подбирать слова с противоположным значением;
-упражнять в подборе слов с заданным звуком;
- продолжать учить пересказывать сказки с помощью мнемотаблицы;
-составление и анализ предложения; овладение способом чтения;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и
взаимопомощь.
Материал:
-демонстрационный: картина-схема «книга», фишки, кассы букв, предметные
картинки.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас здесь, в зале,
предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и
пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
А теперь давайте подойдём к гостям, подарим им солнышки, улыбнёмся и скажем
«Доброе утро!»
Воспитатель. И в зале стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок, от
улыбок гостей. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Правильно, ребята.
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, но перед этим я предлагаю вам
поработать язычком.
Речевая разминка.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-;-;/
Мимо машины бежали: тр-р-р.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо –
звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний, на экране
появляется Королева Знаний).
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости,
в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях
по Обучению грамоте. Я приготовила для вас задания. Справьтесь со всеми
заданиями, соберите буквы, составьте слово и вас ждет награда. Я приготовила вам
подсказки. Желаю вам удачи.
1.
Воспитатель. Итак, первая подсказка куда нам нужно идти.
Что такое Родина
Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река,
Улицы, прохожие,
Утренний рассвет
И земля, дороже что
Не было и нет.
Автор: Поляков П. отрывок
Воспитатель. И так, вперед. Как вы думаете, где находится первое задание? (Россия -
Бурятия)
Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.
Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?
Дети. Да!
Игра с мячом «Скажи наоборот». (вспоминаем антонимы). Я буду называть слово и
бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению.
высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой –
маленький, внизу – вверху,. тяжелый – легкий, умный –глупый; новый –старый;. белый –
черный, шумный –тихий, веселый –грустный, чистый- грязный, мягкий- твёрдый, кислый-
сладкий, хороший- плохой, короткий –длинный, злая –добрая, храбрый – трусливый,
ленивый – трудолюбивый, полезный – вредный, солнечный – пасмурный, пушистый –
колючий, сухой – мокрый, говорить – молчать, смеяться – плакать, помогать – мешать.
Воспитатель. Молодцы! Смотрите, здесь буква «К».
2.
Следующая подсказка.
Снег, дожди, жара и ветер,
Лист, травинка, время года,
Все животные на свете
Это матушка —природа.
- Куда мы направляемся? (дети идут к нужной остановке )
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).
Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
Молодцы, ребята. Ответили верно, и продолжаем дальше.
Игра называется «Кто внимательный».
- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку,
если согласный, то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята! С этим заданием вы
справились.
А теперь поиграем:
1) Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть
из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый
звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать
лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали цветы.
Вот и ещё одна буква (какая? «Н»).
Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Один – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо стать
3.
Следующая подсказка, где нас ждёт очередное задание.
В нем планеты обитают,
Его всегда все изучают,
Космонавты там бывают,
В кораблях своих летают. (космос)
Дети находят остановку «Космос»
Ребята, а вы знаете что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат
между собой)
Воспитатель: А задание такое: составить предложения по схемам со словом ракета!
.
_______ ______?
_______ ______ !
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
А что означает первый знак в предложении? Что ставим мы в конце предложения, и что
это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения со словом ракета по схемам).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!
Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» Не забудьте ее.
4.
Воспитатель. Следующая подсказка.
Писатели пишут, а мы их читаем,
Детишек, с рождения, к ним приучаем:
Просим закрыть на ночь их глазки,
Читая при этом, добрые (сказки).
- Есть много сказок с этой героиней, с какой узнаете, отгадав загадку.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?… *(Лиса)
- Какие сказки вы знаете, в которых есть лисичка?
Лиса и журавль, Заюшкина избушка, колобок, Теремок, Кот, петух и лиса, Лиса и
козёл, Лисичка со скалочкой, Лиса и кувшин.
Предлагаю вам выбрать сказку и пересказать её по мнемотаблице. (дети предлагают
сказку)
Воспитатель. Молодцы, пересказали сказку. И получаем карточку с буквой «Г».
5.
Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано?
Это последнее задание и, я думаю, что вы с ним справитесь успешно.
Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один
ребенок у доски).
Затем дети из букв составляют слово «книга».
Воспитатель: Какие пословицы о книге вы знаете? (ответы детей)
«Кто много читает, тот много знает»
Появляется Королева Знаний: «Молодцы ребята, Вы справились со всеми заданиями.
Мой подарок вам – это книга.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»
Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что
было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
Самоанализ. Творческое задание «Оцени занятие».
С помощью тризовкого метода ( на манной крупе дети рисуют смайлик, если занятие
понравилось – веселый, если нет - грустный)
Воспитатель поощряет детей «медальками».