Напоминание

«КЛАСС ГИТАРЫ В ДШИ И ДМШ»


Автор: Ефременко Александр Геннадьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"
Населённый пункт: г. Мегион ХМАО-Югра
Наименование материала: Реферат
Тема: «КЛАСС ГИТАРЫ В ДШИ И ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реферат на тему:

«КЛАСС ГИТАРЫ В ДШИ И ДМШ»

Мегион 2024

Педагогика в искусстве – особо важная и сложная область; здесь самым

непосредственным образом взаимодействуют и взаимопроникают «объект

изучения» и «субъект обучения», искусств и человека; творчество для человека

становится

средством

к

пробуждению

и

развитию

всего

творческого

потенциала личности.

ДШИ и ДМШ, являясь одним из наиболее массовых звеньев в системе

музыкального образования, призваны способствовать развитию музыкальной

культуры

детей

и

молодёжи,

воспитанию

активных

участников

художественной самодеятельности, а также выявлять наиболее способных

учащихся и готовить их к поступлению в музыкальные училища.

Начиная с консультаций при поступлении в музыкальную школу,

необходим контакт с родителями. Они в полной мере должны осознать

важность и трудность получения музыкального образования их ребёнком.

Родители и их дети должны понять, что они занимаются элитарным делом,

которое требует очень серьёзной отдачи физических и душевных сил. На

первом году обучения необходимо проводить настойчивый, но одновременно

деликатный контроль со стороны родителей за выполнением домашнего

задания. Ребёнка необходимо контролировать и помогать ему, ведь он занят

обучением

в двух школах, и чтобы занятия проходили плодотворно и

рационально,

ученик

должен

обладать

внутренней

дисциплиной

или

нарабатывать её. Как правило, наработанные на первых годах обучения,

привычки продолжают «давать свои положительные плоды» все следующие

годы занятий.

Основной формой учебно-воспитательной работы с учащимися ДМШ и

ДШИ является урок в классе по специальности. В центре внимания в работе

педагога всегда должна стоять проблема гармонического и всестороннего

развития молодого музыканта. Равновесие и единство между художественно-

образным мышлением и технической базой не должно нарушаться ни на одном

этапе обучения.

Важнейшими факторами, способствующими правильной организации

учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-

исполнительских данных ученика, является планирование учебной работы и

глубоко

продуманный

подбор

учебного

репертуара.

Необходимо

руководствоваться принципом последовательности и постепенности развития

ученика, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей,

конкретно обусловливая поставленные перед ним задачи.

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме,

стилю и т.д. Необходимо прививать учащимся любовь к народной музыке,

искусству

родной

страны,

к

классической

музыке

и

реалистическим

произведениям современных композиторов, к произведениям зарубежной

классики и прогрессивных зарубежных композиторов. Необходимо включать

полифонические произведения и произведения крупной формы, обработки

народных песен и танцев, разнохарактерные пьесы и этюды.

Уже в ДМШ и ДШИ учащийся должен быть научен осмысленной,

вдумчивой и творческой работе над авторским текстом художественного

произведения и технического материала. Без этого невозможно формирование

профессионального мастерства и искусства интерпретации в целом. Педагог

систематически учит своего воспитанника внимательно вслушиваться в

собственное исполнение и непрестанно повышать требовательность к нему.

Во всех классах ДМШ и ДШИ педагог постоянно, с неослабленным

вниманием работает над воспитанием и совершенствованием у ученика

свободной, естественной постановки. Если систематически не работать над

освобождением

игрового

аппарата

ребёнка,

не

замеченное

педагогом

мышечное напряжение может привести к «зажатости» рук и даже к

профессиональному заболеванию.

Ученик с самого начала занятий на гитаре должен обратить самое

серьёзное внимание на посадку, а также на постановку правой и левой рук,

причём необходимо строго следить за тем, чтобы не было напряжения в руках и

во всём корпусе. Следует обратить внимание на то, чтобы во время исполнения

пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, были параллельны между

собой и собраны все вместе. Проверить посадку постановку рук, а также

осуществлять контроль за действиями пальцев рекомендуется с помощью

зеркала.

Следует обратить внимание на то, что после некоторого времени занятий

начинающие гитаристы могут испытывать ощущение усталости, связанное с

непривычным положением тела рук. Поэтому после 20-30 минут непрерывных

занятий желательно делать кратковременный перерыв.

После того как гитара настроена, надо проиграть упражнения на открытых

струнах, тщательно следуя за правой рукой. Упражнения надо играть со счётом.

Считать надо очень ровно. Правая рука не должна напрягаться в кисти. Каждое

упражнение необходимо играть до тех пор, пока исполнение их не станет

совершенно свободным и лёгким.

После

«вводного»

этапа

обучения,

который

должен

занимать

по

возможности

небольшое

время

-

одну-две

недели,

переходят

к

систематической работе над более сложными упражнениями, короткими

этюдами и пьесами – одноголосными песнями.

Уже на этом этапе необходимо обращать внимание ученика на качество

воспроизводимого им звука. Нужно

чтобы звук был, по возможности, -

сочным, ярким, долго длящимся. Надо избегать как слабого, «бесцветного»

звука, так и резкого, - форсированного. Необходимо, чтобы струну защипывали

только пальцы без всяких вспомогательных движений кисти правой руки, без

предварительного «нащупывания», и без всяких иных помех, вызывающих

вредную фиксацию. Поэтому, даже пренебрегая силой звука, необходимо

научить ученика первоначально «защипывать» (тирандо) струну, но не

«давить» на неё до «упора на следующую» (апояндо). При игре на классической

гитаре используют ногтевой способ

звкоизвлечения. Он обеспечивает

достижение

большой

силы,

насыщенности,

тембрового

разнообразия

и

колоритности звука при небольшой мышечной нагрузке.

На самом первом этапе (не владея музыкальной грамотой) дети охотнее

играют песенки со словами на одной струне («Ходит зайка по саду»,

«Василёк», «Андрей-воробей»), а позже «Во саду ли в огороде» и многие

другие, нежели без слов; их музыкальное мышление полностью подчинено

словесному образу. Затем совершается постепенный переход от этих песен с

данным образным значением к обобщённым музыкальным образам, где само

название - (танец, песня, марш ит.д.) даёт подсказку образного мышления

ученика.

В подготовительном и в 1 классе художественный репертуар состоит,

главным образом, из пьес малой формы – миниатюр. С первых классов школы

учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма –

подголосочным, конкретным, имитационным, - и овладеть элементарными

навыками

исполнения

двух,

а

затем

и

трёх

контрастных

голосов

в

полифонических произведениях различного характера.

В первом учебном году основу художественного репертуара, составляют

народные, детские и массовые песни, а также оригинальные гитарные пьесы

малой формы, созданные композиторами-методистами с учётом специфики

начального обучения.

Художественное развитие в сравнении с техническим, значительно больше

зависит от индивидуальных особенностей, интересов и творческих импульсов

ученика. В связи с этим художественные требования к игре учеников в

программе не могут быть конкретизированными, «стандартизированными».

Именно в индивидуальном подходе к вопросам художественного развития с

наибольшей силой выявляется творческая суть музыкальной педагогики.

Подбирая ученику репертуар, педагог не обязан ограничиваться материалом,

указанным в программе. Помещённые в репертуарных списках произведения

могут быть только ориентирами для выбора аналогичного по художественной

ценности и технической трудности материала, над которым должен работать

гитарист. Однако общие закономерности в постановке художественных

требований в зависимости от возраста учеников все же существуют.

Всестороннему музыкальному развитию ученика в значительной мере

способствует систематическое проигрывание педагогом различных пьес,

главным образом тех, которые будут изучаться в будущем. Это, помимо

стимулирования интереса ученика даёт возможность во время урока обеспечить

необходимый отдых вниманию и рукам ребёнка.

Рациональные постановочные навыки являются одним из важнейших

условий

успешного

развития

исполнительского

мастерства

гитариста.

Постановка исполнительского аппарата является формой рациональнейшего

приспособления двигательных функций организма к условиям игры на гитаре.

Анатомическая и физиологическая стороны общей постановки находится

между собой в тесном единстве и соответствии, взаимно обусловливая одна

другую.

Выдающийся фортепианный педагог Л.Николаев по этому поводу говорил:

«Индивидуальной постановки руки не существует. Законы постановки общи

для всех, с известной модификацией, зависящей от строения рук…»

Постановка рук каждого ученика на разных этапах обучения не является

неизменной. В процессе постепенного приспособления организма учащегося к

техническим требованиям гитарной игры, которые в ходе обучения непрерывно

усложняется, форма этого приспособления приобретает с каждым годом новые

оттенки, изменяется, совершенствуется. Наблюдая развитие ученика, педагог

должен вносить в свои постановочные требования к нему известные поправки,

дополнения, а иногда даже изменять их.

В элементарных движениях обеих рук нужно привить основные «ростки»

будущего исполнительского мастерства и в соответствии с этим заложить

правильные основы, способные непрерывно развиваться и совершенствоваться.

Посадка и положение инструмента должны быть такими, чтобы при

минимальном мышечном напряжении рук достигались свобода игровых

движений.

Известный американский гитарист и педагог Ли Роян по поводу

рациональной и эстетической посадки очень образно говорит: «Гитарист

должен иметь «королевскую», но не высокомерную осанку в своей позе, чтобы

соответствовать своей важной роли исполнителя серьёзной музыки. Когда

большинство прекрасных музыкантов играет, их позы сбалансированы,

«динамически расслаблены». Они выглядят естественно и комфортабельно с

инструментом, создают впечатление твёрдости без жёсткости, гибкости без

вялости. В таком положении музыкант как здоровое дерево».

В первые годы обучения наряду с традиционной индивидуальной формой

проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время

урока целиком используется с двумя-тремя учениками одновременно

-

коллективное музицирование. Участники такого урока становятся намного

сплочённее

и,

критикуя

своего

товарища,

пытаются

освободиться

от

собственных ошибок.

Такой метод целесообразен на начальном этапе обучения. Как раз в этот

самый ответственный момент закладывается основной фундамент, на котором

строится и профессиональный и любительский уровень учащихся. Групповые

занятия необходимо проводить и в средних классах и старших классах.

Родители и их дети должны понять, что они занимаются элитарным делом,

которое требует очень серьёзной отдачи физических и душевных сил. На

первом году обучения необходимо проводить настойчивый, но одновременно

деликатный контроль со стороны родителей за выполнением домашнего

задания. Ребёнка необходимо контролировать и помогать ему, ведь он занят

обучением

в двух школах, и чтобы занятия проходили плодотворно и

рационально,

ученик

должен

обладать

внутренней

дисциплиной

или

нарабатывать её. Как правило, наработанные на первых годах обучения,

привычки продолжают «давать свои положительные плоды» все следующие

годы занятий.



В раздел образования