Напоминание

Сюжетные игры в коррекционной работе специалистов ДОУ с дошкольниками, имеющими нарушения речи.


Автор: Анастасия Евгеньевна Семенихина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетные игры в коррекционной работе специалистов ДОУ с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетные игры в коррекционной работе специалистов ДОУ

с

дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным

средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников,

является игровая деятельность. В процессе игры у ребёнка формируются

новообразования возраста, психические процессы, речь.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ

организации

воспитания

и

обучения,

как

компонент

педагогической

культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности

современного поколения.

В психологии, игра рассматривается как средство активизации

психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к

жизни,

исследуются

социальные

эмоции,

сопровождающие

игровой

феномен.

В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

используются

разные

виды

игр:

дидактические,

подвижные,

театрализованные, сюжетно-ролевые. Все виды игр логопед так же может

использовать

для

коррекционно-развивающей

работы.

У

старших

дошкольников постепенно происходит переход от игровой деятельности к

учебной как к ведущему виду деятельности школьника. К моменту выпуска

из детского сада у большинства детей сформирована учебная мотивация и

необходимые учебные навыки.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая

выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной

деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит

по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед

детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

С трёх лет ведущим видом деятельности становится игра, в процессе

которой

происходит

интенсивное

развитие

речи.

В

специальных

исследованиях подтверждается связь развития речи и сюжетной игры у детей

младшего дошкольного возраста. В связи с этим ряд авторов предлагает игру

как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а так же в целях

коррекции речевых расстройств.

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

Великий польский педагог, писатель, врач и общественный деятель- Януш

Корчак об игре говорил так: «Многие детские игры – подражание серьезной

деятельности взрослых».

Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым

условием всестороннего развития личности и интеллекта.

Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития

ребенка, она оказывает специфическое воздействие на становление речи.

Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и

комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков

использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи,

обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь

развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра

развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с

появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться

своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру,

дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми

предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию

образа.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое

повторное

общение,

вследствие

чего

они

легко

воспринимаются,

запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому

действию присущ свой глагол.

Важно, в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка,

продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в

соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту

деятельность и развивать их язык. Участие педагога в играх детей не должно

ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если

играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

П. С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного

поведения». В ряде исследований было показано, что в игре дети намного

опережают свои возможности в сфере овладения знаниями и своим

поведением. Оказалось, что как эффективность движения, так и его

организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает

движение в осуществлении игровой роли. Так, в ролевой игре в спортсменов,

не только увеличилась относительная эффективность прыжка, но изменялся

и сам характер движения: в нём значительно рельефнее выделялась фаза

подготовки,

своеобразного

старта.

Поэтому

игра

представляет

для

дошкольника первую доступную форму деятельности, которая предполагает

сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольниками в

игре,

является

настоящим

прологом

к

сознательным

упражнениям

школьников.

В исследованиях обнаружилось, что дошкольники способны длительно и

старательно

заниматься

скучным

для

них

делом

(выписывание

и

проговаривание одних и тех же букв и звуков), если они изображают в игре

учеников, выполняющих свои обязанности.

На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного

поведения неоднократно указывал Д. Б. Эльконин. В одном из его

исследований было показано, что введение сюжета в играх ребёнка (кошки-

мышки) существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3-

4 года.

В известной работе З. В. Мануйленко изучалась способность

дошкольников длительно сохранять позу, не изменяя её и удерживая как

можно дольше. В одной из серий опытов ребёнок должен был удерживать

определённую позу по заданию взрослого, в другой, – исполняя роль

часового, охраняющего «фабрику». Оказалось, что выполнение этого

трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в

игре.

Принятие игровой роли оказывает существенное положительное

влияние не только на управление внешним поведением ребёнка, но и на

овладение собственными познавательными процессами.

Можно утверждать, что игра и сюжетно-ролевая игра является как раз

той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития

важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее

эффективным

средством

формирования

и

волевого

и

произвольного

поведения. «Ведь чтоб усвоить материал на логопедических занятиях

требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что дается

детям с трудом, но благодаря игре усвоение материала происходит без

напряжения, а как бы произвольно, играя с ребёнком. В работе К. Я. Вазиной,

исследовалась целеустремленность дошкольников в игровой деятельности –

их умение ставить игровую цель и удерживать её на трех этапах «проявления

воли»: постановка цели, планирование и реализация задуманного. Так, на

протяжении всего дошкольного возраста, целеустремленность больше

фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле.

Особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих

дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких реально

действующих для дошкольников мотивов отмечают: поощрения и признание

взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбия и признания

сверстников.

Во всех исследованиях доказывается эффективность обучения игрой, в

которой присутствует и дух соревнования, с которым легче добиться успеха,

и ,так же, в игре ребёнок показывает перед сверстниками и закрепляет свой

успех, начинает уважать себя, за то, что получилось на занятии, а если не

получилось то взрослый поощряет словами, что это игра и в следующий раз

получится удачнее.

Максимальная

активность

детей

и

наибольшая

эффективность

их

деятельности наблюдалась, когда взрослый, играя, иллюстрировал свой

рассказ соответствующими картинками. Эти приемы позволили вызвать и

активизировать

у

дошкольников

деятельность

«эмоционального

воображения». Под влиянием такого вида деятельности у детей возникает

эмоциональное предвосхищение результатов действия. Такое эмоциональное

предвосхищение начинает складываться уже в дошкольном возрасте и

позволяет ребёнку не только представить результаты своих действий, но и

заранее

прочувствовать

тот

смысл,

который

они

будут

иметь

для

окружающих и для него самого.

Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то,

что

игры

развивают

сообразительность,

логику,

пространственное

воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь

необходимые для творчества. Попытки обучать творчеству всегда вызывают

интерес и уже этим привлекают общественное внимание. Принято считать,

что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди

специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения

сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой

проблемы.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным,

занимательным. Это одно из основных требований современной дошкольной

педагогики. Ребёнок в детском саду должен пребывать в психологически

комфортной среде, дающей возможность личностного развития.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень

запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным

психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно

10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того,

что он делает.

Это подтверждает эффективность игры на обучение, воспитание



В раздел образования