Автор: Анастасия Евгеньевна Семенихина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетные игры в коррекционной работе специалистов ДОУ с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Раздел: дошкольное образование
Сюжетные игры в коррекционной работе специалистов ДОУ
с
дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным
средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников,
является игровая деятельность. В процессе игры у ребёнка формируются
новообразования возраста, психические процессы, речь.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ
организации
воспитания
и
обучения,
как
компонент
педагогической
культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности
современного поколения.
В психологии, игра рассматривается как средство активизации
психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к
жизни,
исследуются
социальные
эмоции,
сопровождающие
игровой
феномен.
В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
используются
разные
виды
игр:
дидактические,
подвижные,
театрализованные, сюжетно-ролевые. Все виды игр логопед так же может
использовать
для
коррекционно-развивающей
работы.
У
старших
дошкольников постепенно происходит переход от игровой деятельности к
учебной как к ведущему виду деятельности школьника. К моменту выпуска
из детского сада у большинства детей сформирована учебная мотивация и
необходимые учебные навыки.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая
выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной
деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит
по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
С трёх лет ведущим видом деятельности становится игра, в процессе
которой
происходит
интенсивное
развитие
речи.
В
специальных
исследованиях подтверждается связь развития речи и сюжетной игры у детей
младшего дошкольного возраста. В связи с этим ряд авторов предлагает игру
как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а так же в целях
коррекции речевых расстройств.
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Великий польский педагог, писатель, врач и общественный деятель- Януш
Корчак об игре говорил так: «Многие детские игры – подражание серьезной
деятельности взрослых».
Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым
условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития
ребенка, она оказывает специфическое воздействие на становление речи.
Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и
комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков
использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи,
обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь
развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра
развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с
появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться
своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру,
дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми
предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию
образа.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое
повторное
общение,
вследствие
чего
они
легко
воспринимаются,
запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому
действию присущ свой глагол.
Важно, в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка,
продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в
соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту
деятельность и развивать их язык. Участие педагога в играх детей не должно
ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если
играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
П. С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного
поведения». В ряде исследований было показано, что в игре дети намного
опережают свои возможности в сфере овладения знаниями и своим
поведением. Оказалось, что как эффективность движения, так и его
организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает
движение в осуществлении игровой роли. Так, в ролевой игре в спортсменов,
не только увеличилась относительная эффективность прыжка, но изменялся
и сам характер движения: в нём значительно рельефнее выделялась фаза
подготовки,
своеобразного
старта.
Поэтому
игра
представляет
для
дошкольника первую доступную форму деятельности, которая предполагает
сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольниками в
игре,
является
настоящим
прологом
к
сознательным
упражнениям
школьников.
В исследованиях обнаружилось, что дошкольники способны длительно и
старательно
заниматься
скучным
для
них
делом
(выписывание
и
проговаривание одних и тех же букв и звуков), если они изображают в игре
учеников, выполняющих свои обязанности.
На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного
поведения неоднократно указывал Д. Б. Эльконин. В одном из его
исследований было показано, что введение сюжета в играх ребёнка (кошки-
мышки) существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3-
4 года.
В известной работе З. В. Мануйленко изучалась способность
дошкольников длительно сохранять позу, не изменяя её и удерживая как
можно дольше. В одной из серий опытов ребёнок должен был удерживать
определённую позу по заданию взрослого, в другой, – исполняя роль
часового, охраняющего «фабрику». Оказалось, что выполнение этого
трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в
игре.
Принятие игровой роли оказывает существенное положительное
влияние не только на управление внешним поведением ребёнка, но и на
овладение собственными познавательными процессами.
Можно утверждать, что игра и сюжетно-ролевая игра является как раз
той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития
важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее
эффективным
средством
формирования
и
волевого
и
произвольного
поведения. «Ведь чтоб усвоить материал на логопедических занятиях
требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что дается
детям с трудом, но благодаря игре усвоение материала происходит без
напряжения, а как бы произвольно, играя с ребёнком. В работе К. Я. Вазиной,
исследовалась целеустремленность дошкольников в игровой деятельности –
их умение ставить игровую цель и удерживать её на трех этапах «проявления
воли»: постановка цели, планирование и реализация задуманного. Так, на
протяжении всего дошкольного возраста, целеустремленность больше
фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле.
Особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих
дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких реально
действующих для дошкольников мотивов отмечают: поощрения и признание
взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбия и признания
сверстников.
Во всех исследованиях доказывается эффективность обучения игрой, в
которой присутствует и дух соревнования, с которым легче добиться успеха,
и ,так же, в игре ребёнок показывает перед сверстниками и закрепляет свой
успех, начинает уважать себя, за то, что получилось на занятии, а если не
получилось то взрослый поощряет словами, что это игра и в следующий раз
получится удачнее.
Максимальная
активность
детей
и
наибольшая
эффективность
их
деятельности наблюдалась, когда взрослый, играя, иллюстрировал свой
рассказ соответствующими картинками. Эти приемы позволили вызвать и
активизировать
у
дошкольников
деятельность
«эмоционального
воображения». Под влиянием такого вида деятельности у детей возникает
эмоциональное предвосхищение результатов действия. Такое эмоциональное
предвосхищение начинает складываться уже в дошкольном возрасте и
позволяет ребёнку не только представить результаты своих действий, но и
заранее
прочувствовать
тот
смысл,
который
они
будут
иметь
для
окружающих и для него самого.
Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то,
что
игры
развивают
сообразительность,
логику,
пространственное
воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь
необходимые для творчества. Попытки обучать творчеству всегда вызывают
интерес и уже этим привлекают общественное внимание. Принято считать,
что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди
специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения
сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой
проблемы.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным. Это одно из основных требований современной дошкольной
педагогики. Ребёнок в детском саду должен пребывать в психологически
комфортной среде, дающей возможность личностного развития.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень
запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным
психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно
10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того,
что он делает.
Это подтверждает эффективность игры на обучение, воспитание