Автор: Бобкова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет с\п д\с " Росинка"
Населённый пункт: пгт.Рощинский
Наименование материала: конспект
Тема: " Моя родина -Россия"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад
«Росинка»
НОД познавательное развитие в старшей группе «Путешествие в прошлое
России - русская изба ».
Виды детской деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально –
художественная , речевая . Восприятие устного народного творчества.
Цели
1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского
народа. Познакомить детей со старинными домами русского народа . Дать
детям представление о мире народной культуры путём проживания в атмосфере
народного быта и традиций .
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их,
развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.
Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной
народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными,
сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными
предложениями. Расширять словарный запас.
Словарная работа
Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное
творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая
ткань. Посиделки, дудочка, гармонь , балалайка , народные гуляния, жмурки,
быт, чугунок, ухват.
Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки,
пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.
4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать
положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы
старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,
прошлому страны.
Планируемые результаты
Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к
рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре,
принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к
своим сверстникам во время игр.
Материал и оборудование
Музей русской избы , который оборудован на территории детского сада.
Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного
творчества, иллюстрации с изображением русских народных музыкальных
инструментов , изображение старинных изб, в которых раньше жили люди,
мольберт, панно , изображение строительных инструментов ( пила, топор и .т )
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных
сказок, пословиц, поговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».
Ход занятия (содержание организованной деятельности)
В помещение детского сада оборудован музей старинного быта – «избы». На
столе разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар,
скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка , в избе есть печь , ухват ,
чугунки.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие , но оно не
обычное. Мы , если вы захотите можем оказаться в прошлом , в тех временах
когда люди жили в деревянных домах , в деревнях и занимались сельским
хозяйством . А поможет нам попасть в прошлое наш музей . Давайте туда и
отправимся .
Дети: - проявляют интерес к предложению воспитателя.
Воспитатель: - А чтобы вы догадались куда мы попадём послушайте
стихотворение :
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут .
Они прославляют жилища родные ,
Раздольные русские песни поют.
Итак, перед вами русская изба . Посмотрите , на подносе лежат разные
предметы , что это? ( кирпич, бетон, дерево, железо )…Как вы думаете ребята,
из чего в старину делали дома?
Дети: - говорят ответ.
Воспитатель
:
-Ребята , а знаете почему Русь называют деревянной ? Давным
давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли
избами или срубами. Русская изба – это деревянная постройка . Она изумляет
плотницким искусством. Ни одного гвоздя , брёвна стоят плотно друг к другу –
не сдвинуть . Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. В русской
избе всё сверкало чистотой. Как вы думаете, с какого места начинается
изба?----Ответы детей.
Воспитатель : Крыльцо –« распахнутые руки» дома .Оно связывает его с
улицей, соседями . «Жить в соседях – быть в беседах» говорит русская
пословица. Ребята, как вы понимаете эту пословицу? ( ответы детей)
Воспитатель: - Окна – « глаза дома» . « Одно кривое окно весь фасад портит»
- говорили в старину.- А вы ребята , как думаете зачем окна нужны?( ответы
детей)
Крестьяне рубили деревья для строительства домов зимой .В крещенские
морозы древесина становилась очень сухой , в ней практически нет
сокодвижения. Дерево именно рубили , а не пилили : ударами топора
сплющивались , утрамбовывались места соприкосновения воздуха с
древесиной и она больше не портилась. А теперь ребята посмотрите и выберите
карточку с изображением инструмента , каким пользовались люди заготавливая
деревья для домов ( пила, молоток, дрель , топор) .
Дети выбирают ответ.
Воспитатель: - А теперь , ребята отгадайте мои загадки …. Вы их разгадаете и
мы узнаем какими инструментами пользовались в старину , чтобы построить
дом. Кланяется , кланяется , придёт домой растянется ?
Дети: - отвечают
Воспитатель: - Ручка кленовая,
Голова тяжёлая
Закалён в воде боёк
Гвозди прямит
Дети: - отвечают.
Воспитатель: - Туда –сюда снуёт , что в зубы возьмёт на две части
разгрызёт ?
Дети: - отвечают.
Воспитатель: - Правильно, молодцы отгадали мои загадки . А среди моих
картинок есть инструмент которого не было в старину ?
Дети : отвечают .
А ещё в народе говорили « Чем больше рук ,тем легче труд »- кто может
объяснить эту пословицу?
Воспитатель: - Ну а теперь давайте рассмотрим обустройство избы внутри.
Красный угол – особое место для гостей , в этом месте стоял стол, скамейки с
лавками . В каждой избе обязательно был стол. Семьи были большие и стол в
каждом доме был одним из основных предметов внутреннего убранства
крестьянской избы. Его называли Божьей ладонью . Поэтому нельзя было
стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом , вокруг которого
стояли лавки , вся семья располагалась обедать . Из какого материала сделана
посуда ?
Дети : - ответы детей.
Воспитатель: - Все члены семьи ели из одной миски , приступая к еде по
старшинству. Кто нарушал порядок , спешил , мог получить ложкой по лбу.
Вот ложка расписная
Была у царя такая-
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей !
Знаете ли вы ,какие блюда подавали на стол хозяйки ? ( картошку, лук, щи ,
уху, кисель , квас ). А из таких глиняннх чашек ( показывает) пили чай .
Какие травы хозяйки добавляли в этот ароматный напиток ? ( предположения
детей). Для заварки хозяйки собирали и сушили душицу , мяту, зверобой,
листья смородины , малины. Вот сухая мята , зверобой, ромашка ( показ травы
в баночках). Понюхайте как приятно она пахнет. Чтобы чай попить нужно
самовар разогреть. А где в нашей избе самовар? (показ) . При помощи углей и
сапога кипятили в нём воду для чая . Вода была вкусная с дымком .По вечерам
у самовара собиралась вся семья . Стол накрывался цветной скатертью, а
самовар ставили в центр на специальный поднос . К чаю подавали несколько
видов варенья , баранки. Самовар стал символом домашнего уюта
благополучия , мира в семье .
Воспитатель: - А теперь ребята , давайте поближе рассмотрим ещё один из
главных предметов каждой избы ….что это ? Печка .
Ой ты, печка –сударыня ,
Помоги нам , барыня .
Ты свари, испеки ,
Обогрей , освети,
Полечи и спаси ,
В дом богатство принеси.
Обогревался дом с помощью печки . Вот основание печи – опечек или печное
место . Это деревянный сруб из толстых брёвен , разделённых пополам . В его
верхней части хранилась вся печная утварь : ухват, горшки , чугунки
( демонстрация предметов обихода).В нижней части опечка зимой держали
кур . а место у печки в старину называли « бабий кут» . Здесь командовала
хозяйка дома, всё было приспособлено для приготовления пищи , стояла
домашняя утварь . Печь складывали из кирпича , а сверху обмазывали глиной .
Хорошая печь должна долго держать тепло , а дров требовать как можно
меньше. Топили печь дровами – берёзовыми, ольховыми . « Когда в печи жарко
–тогда и варко», - сказано в русской пословице . Как вы понимаете эти слова?
( ответы детей)
Воспитатель
:
- Осенью , весной, все много работали . А вот долгими
зимними вечерами женщины пряли пряжу, вязали, шили при этом рассказывали
сказки ,пели песни . Вот и в нашей избе Машенька , занимается
рукоделием .Что она делает? Ответы детей
Любил русский народ и на музыкальных инструментах поиграть . Давайте и
мы поиграем. ( Дети встают в круг , проводится игра «Угадай
музыкальный инструмент» )Физкультминутка.
Воспитатель: - Угадайте- ка ребятки ,
Мою первую загадку !
Ой, звенит она , звенит,
Всех игрою веселит !
А всего – то три струны
Для веселья ей нужны !
Кто такая ? Отгадай –ка!
Это наша ( балалайка)!
Звучит аудиозапись русской народной мелодии . Дети имитируют игру на
балалайке.
А теперь ребятки ,
Потрудней загадка !
Ну – ка кнопки нажимай
И тихонько подпевай !
Растяни меха немножко
И сыграй нам на ( гармошке )!
Звучит аудиозапись русской народной мелодии . Дети имитируют игру на
гармошке .
Срезали ветки острыми ножами ,
каждая семью голосами .
Что за инструмент получился ? ( дудочка )
Заиграли дудки ! Дудки –самогудки !
Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети имитируют игру на
дудочке .
Как тарелка круглый он ,
Встряхнёшь его – и слышен звон .
Что это ? ( бубен)
В руках воспитателя появляется бубен . она встряхивает его , пускает по
кругу и произносит стихотворные строки .
Ты катись , весёлый бубен.
Быстро – быстро по рукам .
У кого весёлый бубен ,
Тут пускай и спляшет нам.
Пока звучат строки , дети передают бубен по кругу . Ребёнок , у которого
оказался бубен при произнесении последних слов , выходит в круг и пляшет , все
дети хлопают в ладоши .
Мне очень понравились как вы плясали . Ну а теперь как говорили в старину-
« Делу время потехе час » . Давайте снова вернёмся в нашу избу и продолжим
знакомство с русскими традициями .Посмотрите , я приготовила для вас игру .
На моих карточках современные предметы быта . Я буду показывать вам их , а
вы будите называть , старинный предмет , который в старину заменял
современный .( пылесос- веник ; батарея – печка; чугунок – кастрюля ,
прихватка-ухват, швейная машинка – прялка; стиральная машинка – корыто) .
Посмотрите , ребята ветки какого дерева на столе в нашей избе…..
Ребята, каждый крестьянин сажал дерево недалеко от того места где собирался
строить дом . А вот какое дерево вы сами догадайтесь .
Воспитатель: - Берёзу считали счастливы деревом , верили , что она оберегает
от зла ,приносит здоровье и благосостояние , а также защищает дом от молнии.
Недаром берёза – символ России У неё стройный ствол ,тонкие ветви ,
нарядные серёжки , которые весной появляются на ветках раньше листьев . В
Народе говорят у берёзы четыре дела . Первое дело – мир освещать ( берёзовая
лучина была главным источником света в крестьянских избах ). Второе дело –
крик утишать ( крик – это скрип телеги , берёзовым дёгтем смазывали колёса
телег). Третье дело – больных исцелять ( лекарственные вещества есть в
почках, в листьях и в коре берёзы ). Четвёртое дело – чистоту соблюдать ( бане
парились берёзовыми вениками ) . Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой
девушкой , она не боится ни порывистых ветров , ни весенних заморосков , ни
трескучих морозов .
Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Сегодня наша встреча в русской избе
подошла к концу, Давайте сейчас отправимся в группу и на память о ней
нарисуем символ России – берёзку .
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки .
На тебе берёзонька
Листья шёлковые ;
Близ тебя берёзонька ,
Красны девушки
Венки плетут , хороводы водят. ,
Занятие окончено
Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая
группа /авт. – сост. Н. В. Лобода. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. - М.:
Просвещение. 1991.
Используемый материал
1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и
пересказал Г. Науменко; - Рис. А. Матросова, - М.: Дет. лит.,1980.
2. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские
скороговорки, считалки, игры, приговорки. М., «Детская литература».
Составитель Г. М. Науменко, 1977.
3 . Ребёнок в детском саду . « Издательский дом «Воспитание дошкольника»
№ 2 2010 год.