Напоминание

" Моя родина -Россия"


Автор: Бобкова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет с\п д\с " Росинка"
Населённый пункт: пгт.Рощинский
Наименование материала: конспект
Тема: " Моя родина -Россия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад

«Росинка»

НОД познавательное развитие в старшей группе «Путешествие в прошлое

России - русская изба ».

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально –

художественная , речевая . Восприятие устного народного творчества.

Цели

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского

народа. Познакомить детей со старинными домами русского народа . Дать

детям представление о мире народной культуры путём проживания в атмосфере

народного быта и традиций .

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их,

развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.

Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной

народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными,

сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными

предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа

Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное

творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая

ткань. Посиделки, дудочка, гармонь , балалайка , народные гуляния, жмурки,

быт, чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки,

пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать

положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы

старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,

прошлому страны.

Планируемые результаты

Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к

рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре,

принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к

своим сверстникам во время игр.

Материал и оборудование

Музей русской избы , который оборудован на территории детского сада.

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного

творчества, иллюстрации с изображением русских народных музыкальных

инструментов , изображение старинных изб, в которых раньше жили люди,

мольберт, панно , изображение строительных инструментов ( пила, топор и .т )

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных

сказок, пословиц, поговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Ход занятия (содержание организованной деятельности)

В помещение детского сада оборудован музей старинного быта – «избы». На

столе разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар,

скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка , в избе есть печь , ухват ,

чугунки.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие , но оно не

обычное. Мы , если вы захотите можем оказаться в прошлом , в тех временах

когда люди жили в деревянных домах , в деревнях и занимались сельским

хозяйством . А поможет нам попасть в прошлое наш музей . Давайте туда и

отправимся .

Дети: - проявляют интерес к предложению воспитателя.

Воспитатель: - А чтобы вы догадались куда мы попадём послушайте

стихотворение :

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут .

Они прославляют жилища родные ,

Раздольные русские песни поют.

Итак, перед вами русская изба . Посмотрите , на подносе лежат разные

предметы , что это? ( кирпич, бетон, дерево, железо )…Как вы думаете ребята,

из чего в старину делали дома?

Дети: - говорят ответ.

Воспитатель

:

-Ребята , а знаете почему Русь называют деревянной ? Давным

давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли

избами или срубами. Русская изба – это деревянная постройка . Она изумляет

плотницким искусством. Ни одного гвоздя , брёвна стоят плотно друг к другу –

не сдвинуть . Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. В русской

избе всё сверкало чистотой. Как вы думаете, с какого места начинается

изба?----Ответы детей.

Воспитатель : Крыльцо –« распахнутые руки» дома .Оно связывает его с

улицей, соседями . «Жить в соседях – быть в беседах» говорит русская

пословица. Ребята, как вы понимаете эту пословицу? ( ответы детей)

Воспитатель: - Окна – « глаза дома» . « Одно кривое окно весь фасад портит»

- говорили в старину.- А вы ребята , как думаете зачем окна нужны?( ответы

детей)

Крестьяне рубили деревья для строительства домов зимой .В крещенские

морозы древесина становилась очень сухой , в ней практически нет

сокодвижения. Дерево именно рубили , а не пилили : ударами топора

сплющивались , утрамбовывались места соприкосновения воздуха с

древесиной и она больше не портилась. А теперь ребята посмотрите и выберите

карточку с изображением инструмента , каким пользовались люди заготавливая

деревья для домов ( пила, молоток, дрель , топор) .

Дети выбирают ответ.

Воспитатель: - А теперь , ребята отгадайте мои загадки …. Вы их разгадаете и

мы узнаем какими инструментами пользовались в старину , чтобы построить

дом. Кланяется , кланяется , придёт домой растянется ?

Дети: - отвечают

Воспитатель: - Ручка кленовая,

Голова тяжёлая

Закалён в воде боёк

Гвозди прямит

Дети: - отвечают.

Воспитатель: - Туда –сюда снуёт , что в зубы возьмёт на две части

разгрызёт ?

Дети: - отвечают.

Воспитатель: - Правильно, молодцы отгадали мои загадки . А среди моих

картинок есть инструмент которого не было в старину ?

Дети : отвечают .

А ещё в народе говорили « Чем больше рук ,тем легче труд »- кто может

объяснить эту пословицу?

Воспитатель: - Ну а теперь давайте рассмотрим обустройство избы внутри.

Красный угол – особое место для гостей , в этом месте стоял стол, скамейки с

лавками . В каждой избе обязательно был стол. Семьи были большие и стол в

каждом доме был одним из основных предметов внутреннего убранства

крестьянской избы. Его называли Божьей ладонью . Поэтому нельзя было

стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом , вокруг которого

стояли лавки , вся семья располагалась обедать . Из какого материала сделана

посуда ?

Дети : - ответы детей.

Воспитатель: - Все члены семьи ели из одной миски , приступая к еде по

старшинству. Кто нарушал порядок , спешил , мог получить ложкой по лбу.

Вот ложка расписная

Была у царя такая-

Из неё ничего не прольётся,

Щи из неё вкусней,

Да и каша добрей !

Знаете ли вы ,какие блюда подавали на стол хозяйки ? ( картошку, лук, щи ,

уху, кисель , квас ). А из таких глиняннх чашек ( показывает) пили чай .

Какие травы хозяйки добавляли в этот ароматный напиток ? ( предположения

детей). Для заварки хозяйки собирали и сушили душицу , мяту, зверобой,

листья смородины , малины. Вот сухая мята , зверобой, ромашка ( показ травы

в баночках). Понюхайте как приятно она пахнет. Чтобы чай попить нужно

самовар разогреть. А где в нашей избе самовар? (показ) . При помощи углей и

сапога кипятили в нём воду для чая . Вода была вкусная с дымком .По вечерам

у самовара собиралась вся семья . Стол накрывался цветной скатертью, а

самовар ставили в центр на специальный поднос . К чаю подавали несколько

видов варенья , баранки. Самовар стал символом домашнего уюта

благополучия , мира в семье .

Воспитатель: - А теперь ребята , давайте поближе рассмотрим ещё один из

главных предметов каждой избы ….что это ? Печка .

Ой ты, печка –сударыня ,

Помоги нам , барыня .

Ты свари, испеки ,

Обогрей , освети,

Полечи и спаси ,

В дом богатство принеси.

Обогревался дом с помощью печки . Вот основание печи – опечек или печное

место . Это деревянный сруб из толстых брёвен , разделённых пополам . В его

верхней части хранилась вся печная утварь : ухват, горшки , чугунки

( демонстрация предметов обихода).В нижней части опечка зимой держали

кур . а место у печки в старину называли « бабий кут» . Здесь командовала

хозяйка дома, всё было приспособлено для приготовления пищи , стояла

домашняя утварь . Печь складывали из кирпича , а сверху обмазывали глиной .

Хорошая печь должна долго держать тепло , а дров требовать как можно

меньше. Топили печь дровами – берёзовыми, ольховыми . « Когда в печи жарко

–тогда и варко», - сказано в русской пословице . Как вы понимаете эти слова?

( ответы детей)

Воспитатель

:

- Осенью , весной, все много работали . А вот долгими

зимними вечерами женщины пряли пряжу, вязали, шили при этом рассказывали

сказки ,пели песни . Вот и в нашей избе Машенька , занимается

рукоделием .Что она делает? Ответы детей

Любил русский народ и на музыкальных инструментах поиграть . Давайте и

мы поиграем. ( Дети встают в круг , проводится игра «Угадай

музыкальный инструмент» )Физкультминутка.

Воспитатель: - Угадайте- ка ребятки ,

Мою первую загадку !

Ой, звенит она , звенит,

Всех игрою веселит !

А всего – то три струны

Для веселья ей нужны !

Кто такая ? Отгадай –ка!

Это наша ( балалайка)!

Звучит аудиозапись русской народной мелодии . Дети имитируют игру на

балалайке.

А теперь ребятки ,

Потрудней загадка !

Ну – ка кнопки нажимай

И тихонько подпевай !

Растяни меха немножко

И сыграй нам на ( гармошке )!

Звучит аудиозапись русской народной мелодии . Дети имитируют игру на

гармошке .

Срезали ветки острыми ножами ,

каждая семью голосами .

Что за инструмент получился ? ( дудочка )

Заиграли дудки ! Дудки –самогудки !

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Дети имитируют игру на

дудочке .

Как тарелка круглый он ,

Встряхнёшь его – и слышен звон .

Что это ? ( бубен)

В руках воспитателя появляется бубен . она встряхивает его , пускает по

кругу и произносит стихотворные строки .

Ты катись , весёлый бубен.

Быстро – быстро по рукам .

У кого весёлый бубен ,

Тут пускай и спляшет нам.

Пока звучат строки , дети передают бубен по кругу . Ребёнок , у которого

оказался бубен при произнесении последних слов , выходит в круг и пляшет , все

дети хлопают в ладоши .

Мне очень понравились как вы плясали . Ну а теперь как говорили в старину-

« Делу время потехе час » . Давайте снова вернёмся в нашу избу и продолжим

знакомство с русскими традициями .Посмотрите , я приготовила для вас игру .

На моих карточках современные предметы быта . Я буду показывать вам их , а

вы будите называть , старинный предмет , который в старину заменял

современный .( пылесос- веник ; батарея – печка; чугунок – кастрюля ,

прихватка-ухват, швейная машинка – прялка; стиральная машинка – корыто) .

Посмотрите , ребята ветки какого дерева на столе в нашей избе…..

Ребята, каждый крестьянин сажал дерево недалеко от того места где собирался

строить дом . А вот какое дерево вы сами догадайтесь .

Воспитатель: - Берёзу считали счастливы деревом , верили , что она оберегает

от зла ,приносит здоровье и благосостояние , а также защищает дом от молнии.

Недаром берёза – символ России У неё стройный ствол ,тонкие ветви ,

нарядные серёжки , которые весной появляются на ветках раньше листьев . В

Народе говорят у берёзы четыре дела . Первое дело – мир освещать ( берёзовая

лучина была главным источником света в крестьянских избах ). Второе дело –

крик утишать ( крик – это скрип телеги , берёзовым дёгтем смазывали колёса

телег). Третье дело – больных исцелять ( лекарственные вещества есть в

почках, в листьях и в коре берёзы ). Четвёртое дело – чистоту соблюдать ( бане

парились берёзовыми вениками ) . Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой

девушкой , она не боится ни порывистых ветров , ни весенних заморосков , ни

трескучих морозов .

Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Сегодня наша встреча в русской избе

подошла к концу, Давайте сейчас отправимся в группу и на память о ней

нарисуем символ России – берёзку .

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая !

Стоишь ты, берёзонька,

Осередь долинушки .

На тебе берёзонька

Листья шёлковые ;

Близ тебя берёзонька ,

Красны девушки

Венки плетут , хороводы водят. ,

Занятие окончено

Список используемой литературы

1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая

группа /авт. – сост. Н. В. Лобода. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. - М.:

Просвещение. 1991.

Используемый материал

1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и

пересказал Г. Науменко; - Рис. А. Матросова, - М.: Дет. лит.,1980.

2. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские

скороговорки, считалки, игры, приговорки. М., «Детская литература».

Составитель Г. М. Науменко, 1977.

3 . Ребёнок в детском саду . « Издательский дом «Воспитание дошкольника»

№ 2 2010 год.



В раздел образования