Напоминание

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».


Авторы: Стеблянко Инна Викторовна, Инна Викторовна Стеблянко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Тихорецк
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих

других людей, в окружении которых ребенок растёт и развивается. Детям с

недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как

в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма

различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и

взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей

психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей -

вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка. Для детей дошкольный

возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной

речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным

произношением звуков.

Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.

Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь

к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера

общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным

звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите

всегда все слова чётко и правильно. Большое место должны занимать игры и

занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного

звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического

восприятия. Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит

колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка -

ку-ку и т. п.). Для развития диалогической и монологической речи хорошо

использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания,

с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде,

в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями.

Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы

ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте

вдвоём или всей семьёй. Обогащая активный и пассивный словарный запас

ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими

наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ,

чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на

прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте,

что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и

приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные

процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него

вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру. Используя

пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую

моторику рук, координацию движений.

Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы

речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если

можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и

мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика,

помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого

звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является подготовительным

этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией

звуков должен заниматься только логопед. Проверив, какие звуки не произносит

Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого

нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных

звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики. При подборе и

выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую

последовательность: • от простого упражнения к сложному; • выполнение

упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом; • постепенное

увеличение количества повторений до 10–15 раз; • ребёнок выполняет правильно

движения — убираем зеркало; • артикуляционную гимнастику ребёнку должен

показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все

упражнения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились

более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной

моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в

таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся

в спокойном состоянии. Если ребенок выполняет упражнения с индивидуальным

зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный

взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.

Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость

наиболее важных положений губ и языка. Упражнения выполняются ребёнком

поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик

языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую

трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую

струю на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения.

Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать

с ним данное движение. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение

артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только

ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут ребенку уверенность в

своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.



В раздел образования