Авторы: Стеблянко Инна Викторовна, Инна Викторовна Стеблянко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Тихорецк
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих
других людей, в окружении которых ребенок растёт и развивается. Детям с
недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как
в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма
различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и
взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей
психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей -
вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка. Для детей дошкольный
возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной
речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным
произношением звуков.
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь
к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера
общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным
звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите
всегда все слова чётко и правильно. Большое место должны занимать игры и
занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного
звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического
восприятия. Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит
колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка -
ку-ку и т. п.). Для развития диалогической и монологической речи хорошо
использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания,
с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде,
в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями.
Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы
ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте
вдвоём или всей семьёй. Обогащая активный и пассивный словарный запас
ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими
наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ,
чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на
прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте,
что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и
приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные
процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него
вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру. Используя
пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую
моторику рук, координацию движений.
Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы
речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если
можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и
мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика,
помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого
звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является подготовительным
этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией
звуков должен заниматься только логопед. Проверив, какие звуки не произносит
Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого
нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных
звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики. При подборе и
выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую
последовательность: • от простого упражнения к сложному; • выполнение
упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом; • постепенное
увеличение количества повторений до 10–15 раз; • ребёнок выполняет правильно
движения — убираем зеркало; • артикуляционную гимнастику ребёнку должен
показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все
упражнения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной
моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в
таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся
в спокойном состоянии. Если ребенок выполняет упражнения с индивидуальным
зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный
взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.
Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость
наиболее важных положений губ и языка. Упражнения выполняются ребёнком
поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик
языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую
трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую
струю на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения.
Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать
с ним данное движение. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение
артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только
ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.
Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут ребенку уверенность в
своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.