Напоминание

Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста


Автор: Никитина Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Публикация
Тема: Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство развития

речи детей раннего возраста

Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в

игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,

овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся

культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит

познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые

действия, игровые и организационные отношения.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им

созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и

учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как

«Сорока, сорока», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит

взрослый, следить за его действиями, подражать им (двигать пальчиком,

загибать пальчиком).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для

маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Я выбрала эту тему для исследования, так как я работаю с детьми раннего

возраста, и я хотела бы знать, какое влияние оказывают дидактические игры

на формирование речи детей раннего возраста.

Исходя из всего сказанного, мною были сформулированы следующие цель и

задачи.

Цель: На основе теоретических исследований выявить влияние

дидактических игр на формирование речи у детей раннего возраста как

средства общения с окружающими.

Задачи:

Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме

формирование словаря у детей раннего возраста через дидактические игры.

Способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи,

способствующее общению со сверстниками, родителями через

дидактические игры;

Сделать выводы и составить рекомендации родителям.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача

дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности

детей.

История развития педагогических систем дошкольного воспитания в

значительной мере связана с образовательными задачами. В связи с этим

получила определенную направленность и педагогика игры.

В каждой такой системе образовательные задачи ставились на первый план, в

силу чего развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей

речи, и т. д.

Нетрудно проследить, что игра, разрешая по преимуществу образовательные

задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом

образовательной работы с маленькими детьми.

Обратимся к наиболее распространенным системам общественного

воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике Фребеля, который

первым квалифицировал игру как педагогическое явление, игра

дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее помощью детям

даются представления о форме, величине, цвете, овладении движением

(подвижные игры). Игра служит методом при пользовании дидактическим

материалом - дарами.

Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить

ролевые игры детей на службу дидактики.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой

характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку,

подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает

право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид

деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей,

продумывает содержание игр, методические приемы их проведения,

добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми

знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии

непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее

усвоение материала. Все игры-занятия осуществляются под

непосредственным руководством взрослого.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами

находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок

воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает

его умственную активность.

Дидактическая игра представляет сочетание

наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками,

пособиями, предметами, картинками.

Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми

играют дети, которые составляют материальный центр игры: в картинках,

изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их

основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, правил и

действий педагог наглядно, на примере показывает детям, особенно

младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к

детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это

раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию

включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и

взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание

детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он

способствует развитию речи детей, обогащению их

словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их

непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство

удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще

всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос,

удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.



В раздел образования