Автор: Кузнецова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №3"
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Использование социо-игровой технологии по обучению грамоте"
Раздел: дошкольное образование
Кузнецова И. М.
воспитатель МДОУ «Д/с №3»
Тема: «Использование социо-игровых технологий при подготовке к обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Многие дошкольные образовательные учреждения активно используют различные
современные
образовательные
технологии. На
смену
традиционным
методам
приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного и умственного развития ребенка, подготовке ребенка к школе. Одной
из
таких
технологий
является социо-игровая
технология. От
того,
как
ребёнок
в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие
успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Применение социо-игровой технологии при подготовке к обучению грамоте детей
старшего возраста позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра
помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями,
активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Ключевые слова:
Современные
образовательные
технологии;
социо-игровые
технологии,
обучение
грамоте.
Применение
социо-игровых
технологий
очень
актуально,
т.к.
способствует
реализации
потребности
детей
в
движении,
сохранению
их
психологического
здоровья,
а
также
формированию
коммуникативных
навыков
у
дошкольников.
Основной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности
для
них
является
игра. Игры и игровые упражнения по обучению
грамоте
можно
применять
в различных
вариантах,
обновляя
речевой
материал
и включая
в неё
дидактический
материал
для
формирования
основ
грамоты
разноуровневого
характера.
Социо-игровая
педагогика,
или
социо-игровой
стиль
обучения
основаны
на
принципе
организации
ОУД
как
игры
–
жизни
между
микрогруппами детей (малыми социумами). Всё это является плодотворной почвой
для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и
поддерживать его.
Основной целью социо-игровой технологии в процессе обучения грамоте является
развитие
интереса
детей
к данному
разделу
обучения,
что
помогает
избежать
школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей. А
так
же
являются
дружеские
связи
детей,
их
склонность
действовать
совместно,
желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.
Перед собой мы поставили определенные задачи:
1
1.Помочь детям научиться общаться друг с другом, расширять словарный запас;
2.Сделать
образовательный
процесс
по
обучению
грамоте
более
увлекательным;
3.Воспитывать в дошкольниках желание узнать что-то новое, желание научиться
читать;
4.Способствовать
развитию
у
них
активной
позиции,
самостоятельности
и
творчества.
Чтобы научить детей общаться друг с другом, разговаривать, чтобы легче было
выполнять задания и упражнения по обучению грамоте, мы решили использовать
социо-игровую
технологию
через
создание
микрогрупп.
Работая
в
случайных
группах, ребята тренируют свое умение входить в деловой контакт с известными, но
недостаточно близкими людьми. Дистанция между детьми уменьшается, они находят
подходы друг к другу, открывают в себе терпимость. В нашей группе дети сами
формируют свои команды или компании, педагог не навязывает своё мнение. Чтобы
избежать
этого
педагог
лишь
предлагает
воспользоваться
разными
способами
объединения в малые группы.
Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и
договариваться
друг
с
другом;
от
уровня
сформированности
произвольности
поведения; от содержания занятия; от количества детей (не больше 6 человек в
«компании»).
В
своей
группе
мы
выработали
определенные
правила
для
всех
«компаний». При объединении детей в «компании» они могут стоять, сидеть на
стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Каждая «компания» придумывает
себе название и выбирает капитана, человека, который при надобности, помогает,
направляет всех членов команды. Хотя мы не исключаем и то, что ребенок сам может
предложить
себя
в
качестве
капитана,
но
при
этом
он
должен
оценить
свои
собственные способности, насколько он сможет справиться в данной теме (один
лучше
рисует,
другой
быстрее
читает…)
Лидер
«компании»
должен
постоянно
меняться. Девиз каждой компании: «Один за всех и все за одного!» То есть, дети
разделяют между собой не только успехи, но и неудачи. При окончании выполнения
задания, компания определенным сигналом показывает его выполнение (например,
поднимают руки над головой «домиком). А также, при ответах, каждая «компания»
должна внимательно слушать ответы другой «компании», чтобы дополнить их ответ.
Еще одно правило компаний, это смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает
ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей
возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует
определенной сосредоточенности.
Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации
занятий происходит и коммуникативное развитие. Правильно подобранные игры-
задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых
знаний, познанию неизвестного, обогащению полученного опыта и применению его в
дальнейшей жизни.
2
Преимущества игровых технологий по обучению грамоте: позволяют учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
давать
им
игровые
задания
в
точном
соответствии с их уровнем знаний; позволяют незаметно для детей помогать в игре
слабому ребенку (создавать ситуацию успеха).
Классификация игр по обучению грамоте:
1.Выделение и распознавание звука.
2.Деление слов на слоги.
3.Определение места звука в слове.
4. Звуко-буквенный анализ слова.
5.Составление предложения по схеме.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой
направленности (классификация):
1.Игры-задания для рабочего настроя;
2.Игры разминки;
3.Игры социо-игрового характера;
4.Игры для творческого самоутверждения;
5.Игры вольные, требующие передвижения.
Раскрою игры по обучению грамоте с учетом социо-игровой направленности.
1.
Игры-задания для рабочего настроя:
Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников
игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение
мобилизации внимания.
«Назови ласково имя своего соседа» (в кругу с мячом) – дети передают мяч и
ласково называют имя своего соседа (Дашенька, Петенька).
«Кто я?» (сидя на ковре по кругу) – дети говорят про себя, кто он: ребенок,
мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш, не повторяя ответы.
«Комплимент» (в кругу или по парам) – говорят друг другу добрые слова.
«Буква в шкатулку», «Волшебный мешочек с буквами» - выбрав любую букву, стоя
по кругу или произвольно, дети придумывают слово на эту букву, кладут букву в
мешочек или шкатулку.
«Предметные картинки» - выбрав любую картинку, дети называют звук, с которого
начинается слово на картинке.
Можно использовать любые игры по развитию речи и обучению грамоте, которые
воспитывают речевое внимание и фонематический слух, а также игры, которые
знакомят детей со звуком, буквой и словом.
2.
Игровые разминки:
Главная задача: эти игры объединяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей
азартностью
и
смешным,
несерьёзным
поведением.
В
них
доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
3
«Построй букву» - дети выбирают себе дружочков и изображают любую букву.
«Длинные - короткие слова», «Измерь слово» - дети произносят слово, измеряя его
руками, шагами (лук, луковичка). «Чье слово длиннее? – играют 2 или 3 человека,
аналогично измеряют слова (лук, лучок, луковичка).
«Составь слово» - воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают, выбирают
буквы и составляют из них слово-отгадку.
После
игровой
разминки
дети,
по
условию
педагога,
распределяются
на
«компании».
Например, игра «Найди свою букву» - дети берут карточки с
изображением предмета и по первой букве находят свою «компанию»: буква «К» -
конфета, кит, курочка, книга, кошка, колокольчик. И так далее остальные компании
с другими буквами. Игры: «По первой букве имени», «По определенному звуку в
имени» и другие.
3.
Игры социо-игрового
характера:
каждая
«компания»
выполняет
своё
задание.
Главная
задача: во время
выполнения этих игр – упражнений выстраиваются
деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры
могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала;
если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они
научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
«Раздели
слова
на
слоги»
-
картинка
с
изображением
предмета,
ребенок
проговаривает слово и определяет количество слогов по хлопкам, поднеся руку к
подбородку или др. способам.
«1,2,3-место звука назови!» - дети работают с карточками, разделенными на слоги,
с помощью фишки определяют место звука в слове.
«Собери
гусеницу»
-
дети
собирают
гусеницу
по
цвету,
выполняют
звуко-
буквенный анализ заданного слова.
«Придумай
предложение»
-
дети
составляют
предложение
по
предложенной
схеме, с заданным словом в предложении.
«Листочек на гусенице» - дети определяют ударение в словах, прикрепляя листок
на гусеницу (ударный слог).
Для выполнения этих игровых упражнений и заданий, которые являются для детей
более
сложными
мы
используем,
как
обычный
раздаточный
материал
в
виде
красных, синих и зеленых карточек для определения звуко-буквенного анализа
слов.
Так
и
используем
нетрадиционное
многофункциональное
пособие
«Разноцветная семейка», которое нам помогли изготовить родители.
4.
Задания для творческого самоутверждения:
Главная задача: это выполнение заданий, которые подразумевают художественно-
исполнительский результат действия.
«Обведи букву» - дети обводят букву по точкам.
4
«Нарисуй по трафарету» - дети по трафарету обводят буквы.
«Штриховка» - дети в определенном наклоне заштриховывают букву.
«Веревочка» -
с
помощью
веревочки,
цветной
проволочки
дети
выкладывают
заданную букву.
«Выложи из счетных палочек» - с помощью счетных палочек дети выкладывают
буквы или слова.
«Дорисуй букву» - дети дорисовывают букву.
«Дорисуй узор», «Завиток» - на бумаге или доске дети продолжают дорисовывать
начатый узор.
5.
Игры вольные, требующие передвижения.
Главная задача: выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, в
любой части группы или спальни.
«Найди букву», «Буква потерялась» - дети ищут букву по принципу «горячо-
холодно»,
ориентируясь
в
пространстве
группы
или
по
заданным
педагогом
условиям (3 шага вперед, повернуть налево и т.д).
Проводим игровые упражнения для развития руки «Катаем шарик», «Катаем
волчок»
-
в
течение
1
минуты
дети
катают
шарики,
диаметром
10мм
тремя
пальцами.
Дети
начинают
катать
горошины
в
медленном
темпе,
постепенно
ускоряя
движение.
Выполнять
упражнение
можно
поочередно
правой
и
левой
рукой, в положении стоя и сидя за столом, сидя на полу.
В конце образовательной деятельности провожу рефлексию: вместе обсуждаем
интересные задания, задания, которые вызвали сложность выполнения, у какой
«компании» и в чем не все получилось или получилось все.
Кроме использования социо-игровой технологии с делением детей на «компании»,
работу по обучению грамоте мы проводим и в других видах деятельности.
Наш
д/с
работает
по
программе
Н.М.Крыловой
«Детский
сад-дом
радости».
Организованно образовательная деятельность реализуется через режимный момент,
«Опробование». Изначально в процесс «опробования» автор программы заложила
познавательную, исследовательскую деятельность. Дети узнают качества, свойства,
особенности
продуктов,
их
сенсорные
эталоны,
познают
собственные
чувства
и
ощущения. Мы в свою очередь со старшей группы решили дополнить и добавили
задания по обучению детей грамоте в мнемотаблицу, по которой ребята работают
всей группой или индивидуально. Для подведения итогов каждой недели (овощная,
фруктовая,
хлебобулочная
и
т.д)
мы
используем
социо-игровую
технологию
в
образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Итоговым
этапом формирования знаний по данной теме является работа в «компаниях». Дети
делятся на «компании» и выполняют упражнения, игры и задания по ознакомлению с
окружающим и по обучению грамоте на определенную тему.
5
Например,
я
представлю
итоговое
мероприятие
в
подготовительной
группе
по
ознакомлению детей с окружающим миром на тему:
«Овощи», с использованием
заданий по обучению грамоте.
Первая игра для рабочего настроя:
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Каждому
человеку
приятно,
когда
ему
говорят
приятные
слова.
Я
передаю
вам
шкатулку, а вы будете передавать ее и говорить друг другу комплименты и наша
шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.
Игра разминка:
«Зеркало» (дети выбирают себе пару, один ребенок показывает движение, второй
смотрит и повторяет за ним). Данная игра способствует рабочему настрою.
Далее дети распределяются по «компаниям» по условию: кто любит капусту, кто
любит
огурцы,
кто
любит
помидоры.
Каждая
компания
выбирает
капитана
и
придумывает название «компании» по названию овощей, которые лежат на столах,
например «Вкусная капуста», «Супер огурец», «Синьор помидор».
Далее игры социо-игрового характера:
1 компания придумывает короткий рассказ по сюжетной картине «Овощи на грядке».
2 компания составляет предложения по схемам со словом «капуста».
3 компания выполняет звуко-буквенный анализ слов (лук, капуста, огурец, помидор,
свекла, чеснок, репа).
Игры для творческого самоутверждения:
«Обведи
и
раскрась»
-
дети
обводят
овощи
по
трафарету,
закрашивают
или
заштриховывают цветными карандашами.
Игры вольные, требующие передвижения: «Мы пойдем и овощи найдем» - общая
игра с использованием масок овощей.
Рефлексия: дети высказывают свое мнение о том, что было интересно, как и где
полученные знания можно использовать. Воспитатель предлагает, если понравились
задания принесите овощи - картинки ко мне в корзинку.
Вывод: Таким образом, в своей работе, мы системно используем эту технологию как
в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной
деятельности
детей.
Тем
самым
формируем
коммуникативное
общение
детей.
Построение
образовательной
деятельности
осуществляется
на
о снове
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным участником и субъектом образования.
Результаты реализации социо-игровых технологий при подготовке к обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста :
У
детей
развивается
речевое
взаимодействие,
активизируется
словарь
дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
6
В игре все сложное становится понятным и доступным, дети выполняют такие
сложные задания, как звуко - буквенный анализ слова, определение места звука
в слове, составление предложения по заданной схеме и т.д.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно общаться
со сверстниками.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,
самому себе, к сверстникам. Ребенок понимает, что готов идти в школу.
У детей нет чувства страха за ошибку.
Библиографический список:
1. Ручной уголок. Книга первая. Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском
саду и начальной школе, их взаимоотношений на занятиях и вне занятий по разным родам
деятельности. Педагогические комментарии к книге Евгения Шулешко «Понимание
грамотности. Условия успеха». Сборник / под ред. А. С. Русакова, М. В. Ганькиной. — СПб.
2011, 304с.
2. Ручной уголок. Книга вторая. О методе содружественного овладения детьми письмом,
чтением и счётом в связи с занятиями по разным родам деятельности. Педагогические
комментарии к книге Евгения Шулешко «Понимание грамотности. Метод обучения».
Сборник / под ред. А. С. Русакова, М. В. Ганькиной. — СПб. 2011, 416с.
3. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный
словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные
проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
4.О.М Ельцова /Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий,
конспекты, дидактический материал/ - Волгоград издательство «Учитель», 2009г. 335с.
5.О.В.Крохина
/Многофункциональное
развивающее
пособие
«Разноцветная
семейка»/
«Дошкольная педагогика», 2014, с 63-66.
7