Напоминание

"Использование социо-игровой технологии по обучению грамоте"


Автор: Кузнецова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №3"
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Использование социо-игровой технологии по обучению грамоте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кузнецова И. М.

воспитатель МДОУ «Д/с №3»

Тема: «Использование социо-игровых технологий при подготовке к обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста».

Многие дошкольные образовательные учреждения активно используют различные

современные

образовательные

технологии. На

смену

традиционным

методам

приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного и умственного развития ребенка, подготовке ребенка к школе. Одной

из

таких

технологий

является социо-игровая

технология. От

того,

как

ребёнок

в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие

успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Применение социо-игровой технологии при подготовке к обучению грамоте детей

старшего возраста позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра

помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями,

активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Ключевые слова:

Современные

образовательные

технологии;

социо-игровые

технологии,

обучение

грамоте.

Применение

социо-игровых

технологий

очень

актуально,

т.к.

способствует

реализации

потребности

детей

в

движении,

сохранению

их

психологического

здоровья,

а

также

формированию

коммуникативных

навыков

у

дошкольников.

Основной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста и ведущим видом

деятельности

для

них

является

игра. Игры и игровые упражнения по обучению

грамоте

можно

применять

в различных

вариантах,

обновляя

речевой

материал

и включая

в неё

дидактический

материал

для

формирования

основ

грамоты

разноуровневого

характера.

Социо-игровая

педагогика,

или

социо-игровой

стиль

обучения

основаны

на

принципе

организации

ОУД

как

игры

жизни

между

микрогруппами детей (малыми социумами). Всё это является плодотворной почвой

для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и

поддерживать его.

Основной целью социо-игровой технологии в процессе обучения грамоте является

развитие

интереса

детей

к данному

разделу

обучения,

что

помогает

избежать

школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей. А

так

же

являются

дружеские

связи

детей,

их

склонность

действовать

совместно,

желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.

Перед собой мы поставили определенные задачи:

1

1.Помочь детям научиться общаться друг с другом, расширять словарный запас;

2.Сделать

образовательный

процесс

по

обучению

грамоте

более

увлекательным;

3.Воспитывать в дошкольниках желание узнать что-то новое, желание научиться

читать;

4.Способствовать

развитию

у

них

активной

позиции,

самостоятельности

и

творчества.

Чтобы научить детей общаться друг с другом, разговаривать, чтобы легче было

выполнять задания и упражнения по обучению грамоте, мы решили использовать

социо-игровую

технологию

через

создание

микрогрупп.

Работая

в

случайных

группах, ребята тренируют свое умение входить в деловой контакт с известными, но

недостаточно близкими людьми. Дистанция между детьми уменьшается, они находят

подходы друг к другу, открывают в себе терпимость. В нашей группе дети сами

формируют свои команды или компании, педагог не навязывает своё мнение. Чтобы

избежать

этого

педагог

лишь

предлагает

воспользоваться

разными

способами

объединения в малые группы.

Выбор способа объединения детей в группы зависит от умения детей общаться и

договариваться

друг

с

другом;

от

уровня

сформированности

произвольности

поведения; от содержания занятия; от количества детей (не больше 6 человек в

«компании»).

В

своей

группе

мы

выработали

определенные

правила

для

всех

«компаний». При объединении детей в «компании» они могут стоять, сидеть на

стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Каждая «компания» придумывает

себе название и выбирает капитана, человека, который при надобности, помогает,

направляет всех членов команды. Хотя мы не исключаем и то, что ребенок сам может

предложить

себя

в

качестве

капитана,

но

при

этом

он

должен

оценить

свои

собственные способности, насколько он сможет справиться в данной теме (один

лучше

рисует,

другой

быстрее

читает…)

Лидер

«компании»

должен

постоянно

меняться. Девиз каждой компании: «Один за всех и все за одного!» То есть, дети

разделяют между собой не только успехи, но и неудачи. При окончании выполнения

задания, компания определенным сигналом показывает его выполнение (например,

поднимают руки над головой «домиком). А также, при ответах, каждая «компания»

должна внимательно слушать ответы другой «компании», чтобы дополнить их ответ.

Еще одно правило компаний, это смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает

ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей

возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует

определенной сосредоточенности.

Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации

занятий происходит и коммуникативное развитие. Правильно подобранные игры-

задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых

знаний, познанию неизвестного, обогащению полученного опыта и применению его в

дальнейшей жизни.

2

Преимущества игровых технологий по обучению грамоте: позволяют учитывать

индивидуальные

особенности

детей,

давать

им

игровые

задания

в

точном

соответствии с их уровнем знаний; позволяют незаметно для детей помогать в игре

слабому ребенку (создавать ситуацию успеха).

Классификация игр по обучению грамоте:

1.Выделение и распознавание звука.

2.Деление слов на слоги.

3.Определение места звука в слове.

4. Звуко-буквенный анализ слова.

5.Составление предложения по схеме.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой

направленности (классификация):

1.Игры-задания для рабочего настроя;

2.Игры разминки;

3.Игры социо-игрового характера;

4.Игры для творческого самоутверждения;

5.Игры вольные, требующие передвижения.

Раскрою игры по обучению грамоте с учетом социо-игровой направленности.

1.

Игры-задания для рабочего настроя:

Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников

игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение

мобилизации внимания.

«Назови ласково имя своего соседа» (в кругу с мячом) – дети передают мяч и

ласково называют имя своего соседа (Дашенька, Петенька).

«Кто я?» (сидя на ковре по кругу) – дети говорят про себя, кто он: ребенок,

мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш, не повторяя ответы.

«Комплимент» (в кругу или по парам) – говорят друг другу добрые слова.

«Буква в шкатулку», «Волшебный мешочек с буквами» - выбрав любую букву, стоя

по кругу или произвольно, дети придумывают слово на эту букву, кладут букву в

мешочек или шкатулку.

«Предметные картинки» - выбрав любую картинку, дети называют звук, с которого

начинается слово на картинке.

Можно использовать любые игры по развитию речи и обучению грамоте, которые

воспитывают речевое внимание и фонематический слух, а также игры, которые

знакомят детей со звуком, буквой и словом.

2.

Игровые разминки:

Главная задача: эти игры объединяются своей всеобщей доступностью, быстро

возникающей

азартностью

и

смешным,

несерьёзным

поведением.

В

них

доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

3

«Построй букву» - дети выбирают себе дружочков и изображают любую букву.

«Длинные - короткие слова», «Измерь слово» - дети произносят слово, измеряя его

руками, шагами (лук, луковичка). «Чье слово длиннее? – играют 2 или 3 человека,

аналогично измеряют слова (лук, лучок, луковичка).

«Составь слово» - воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают, выбирают

буквы и составляют из них слово-отгадку.

После

игровой

разминки

дети,

по

условию

педагога,

распределяются

на

«компании».

Например, игра «Найди свою букву» - дети берут карточки с

изображением предмета и по первой букве находят свою «компанию»: буква «К» -

конфета, кит, курочка, книга, кошка, колокольчик. И так далее остальные компании

с другими буквами. Игры: «По первой букве имени», «По определенному звуку в

имени» и другие.

3.

Игры социо-игрового

характера:

каждая

«компания»

выполняет

своё

задание.

Главная

задача: во время

выполнения этих игр – упражнений выстраиваются

деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры

могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала;

если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они

научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

«Раздели

слова

на

слоги»

-

картинка

с

изображением

предмета,

ребенок

проговаривает слово и определяет количество слогов по хлопкам, поднеся руку к

подбородку или др. способам.

«1,2,3-место звука назови!» - дети работают с карточками, разделенными на слоги,

с помощью фишки определяют место звука в слове.

«Собери

гусеницу»

-

дети

собирают

гусеницу

по

цвету,

выполняют

звуко-

буквенный анализ заданного слова.

«Придумай

предложение»

-

дети

составляют

предложение

по

предложенной

схеме, с заданным словом в предложении.

«Листочек на гусенице» - дети определяют ударение в словах, прикрепляя листок

на гусеницу (ударный слог).

Для выполнения этих игровых упражнений и заданий, которые являются для детей

более

сложными

мы

используем,

как

обычный

раздаточный

материал

в

виде

красных, синих и зеленых карточек для определения звуко-буквенного анализа

слов.

Так

и

используем

нетрадиционное

многофункциональное

пособие

«Разноцветная семейка», которое нам помогли изготовить родители.

4.

Задания для творческого самоутверждения:

Главная задача: это выполнение заданий, которые подразумевают художественно-

исполнительский результат действия.

«Обведи букву» - дети обводят букву по точкам.

4

«Нарисуй по трафарету» - дети по трафарету обводят буквы.

«Штриховка» - дети в определенном наклоне заштриховывают букву.

«Веревочка» -

с

помощью

веревочки,

цветной

проволочки

дети

выкладывают

заданную букву.

«Выложи из счетных палочек» - с помощью счетных палочек дети выкладывают

буквы или слова.

«Дорисуй букву» - дети дорисовывают букву.

«Дорисуй узор», «Завиток» - на бумаге или доске дети продолжают дорисовывать

начатый узор.

5.

Игры вольные, требующие передвижения.

Главная задача: выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, в

любой части группы или спальни.

«Найди букву», «Буква потерялась» - дети ищут букву по принципу «горячо-

холодно»,

ориентируясь

в

пространстве

группы

или

по

заданным

педагогом

условиям (3 шага вперед, повернуть налево и т.д).

Проводим игровые упражнения для развития руки «Катаем шарик», «Катаем

волчок»

-

в

течение

1

минуты

дети

катают

шарики,

диаметром

10мм

тремя

пальцами.

Дети

начинают

катать

горошины

в

медленном

темпе,

постепенно

ускоряя

движение.

Выполнять

упражнение

можно

поочередно

правой

и

левой

рукой, в положении стоя и сидя за столом, сидя на полу.

В конце образовательной деятельности провожу рефлексию: вместе обсуждаем

интересные задания, задания, которые вызвали сложность выполнения, у какой

«компании» и в чем не все получилось или получилось все.

Кроме использования социо-игровой технологии с делением детей на «компании»,

работу по обучению грамоте мы проводим и в других видах деятельности.

Наш

д/с

работает

по

программе

Н.М.Крыловой

«Детский

сад-дом

радости».

Организованно образовательная деятельность реализуется через режимный момент,

«Опробование». Изначально в процесс «опробования» автор программы заложила

познавательную, исследовательскую деятельность. Дети узнают качества, свойства,

особенности

продуктов,

их

сенсорные

эталоны,

познают

собственные

чувства

и

ощущения. Мы в свою очередь со старшей группы решили дополнить и добавили

задания по обучению детей грамоте в мнемотаблицу, по которой ребята работают

всей группой или индивидуально. Для подведения итогов каждой недели (овощная,

фруктовая,

хлебобулочная

и

т.д)

мы

используем

социо-игровую

технологию

в

образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Итоговым

этапом формирования знаний по данной теме является работа в «компаниях». Дети

делятся на «компании» и выполняют упражнения, игры и задания по ознакомлению с

окружающим и по обучению грамоте на определенную тему.

5

Например,

я

представлю

итоговое

мероприятие

в

подготовительной

группе

по

ознакомлению детей с окружающим миром на тему:

«Овощи», с использованием

заданий по обучению грамоте.

Первая игра для рабочего настроя:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Каждому

человеку

приятно,

когда

ему

говорят

приятные

слова.

Я

передаю

вам

шкатулку, а вы будете передавать ее и говорить друг другу комплименты и наша

шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.

Игра разминка:

«Зеркало» (дети выбирают себе пару, один ребенок показывает движение, второй

смотрит и повторяет за ним). Данная игра способствует рабочему настрою.

Далее дети распределяются по «компаниям» по условию: кто любит капусту, кто

любит

огурцы,

кто

любит

помидоры.

Каждая

компания

выбирает

капитана

и

придумывает название «компании» по названию овощей, которые лежат на столах,

например «Вкусная капуста», «Супер огурец», «Синьор помидор».

Далее игры социо-игрового характера:

1 компания придумывает короткий рассказ по сюжетной картине «Овощи на грядке».

2 компания составляет предложения по схемам со словом «капуста».

3 компания выполняет звуко-буквенный анализ слов (лук, капуста, огурец, помидор,

свекла, чеснок, репа).

Игры для творческого самоутверждения:

«Обведи

и

раскрась»

-

дети

обводят

овощи

по

трафарету,

закрашивают

или

заштриховывают цветными карандашами.

Игры вольные, требующие передвижения: «Мы пойдем и овощи найдем» - общая

игра с использованием масок овощей.

Рефлексия: дети высказывают свое мнение о том, что было интересно, как и где

полученные знания можно использовать. Воспитатель предлагает, если понравились

задания принесите овощи - картинки ко мне в корзинку.

Вывод: Таким образом, в своей работе, мы системно используем эту технологию как

в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной

деятельности

детей.

Тем

самым

формируем

коммуникативное

общение

детей.

Построение

образовательной

деятельности

осуществляется

на

о снове

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным участником и субъектом образования.

Результаты реализации социо-игровых технологий при подготовке к обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста :

У

детей

развивается

речевое

взаимодействие,

активизируется

словарь

дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

6

В игре все сложное становится понятным и доступным, дети выполняют такие

сложные задания, как звуко - буквенный анализ слова, определение места звука

в слове, составление предложения по заданной схеме и т.д.

Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно общаться

со сверстниками.

Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,

самому себе, к сверстникам. Ребенок понимает, что готов идти в школу.

У детей нет чувства страха за ошибку.

Библиографический список:

1. Ручной уголок. Книга первая. Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском

саду и начальной школе, их взаимоотношений на занятиях и вне занятий по разным родам

деятельности. Педагогические комментарии к книге Евгения Шулешко «Понимание

грамотности. Условия успеха». Сборник / под ред. А. С. Русакова, М. В. Ганькиной. — СПб.

2011, 304с.

2. Ручной уголок. Книга вторая. О методе содружественного овладения детьми письмом,

чтением и счётом в связи с занятиями по разным родам деятельности. Педагогические

комментарии к книге Евгения Шулешко «Понимание грамотности. Метод обучения».

Сборник / под ред. А. С. Русакова, М. В. Ганькиной. — СПб. 2011, 416с.

3. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный

словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные

проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.

4.О.М Ельцова /Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий,

конспекты, дидактический материал/ - Волгоград издательство «Учитель», 2009г. 335с.

5.О.В.Крохина

/Многофункциональное

развивающее

пособие

«Разноцветная

семейка»/

«Дошкольная педагогика», 2014, с 63-66.

7



В раздел образования