Напоминание

Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском характере


Автор: Савостьянова Анна Александровна
Должность: Преподователь
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Атагайская детская школа искусств"
Населённый пункт: Иркутская обл, Нижнеудинский район, р.п Атагай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском характере
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Атагайская детская школа искусств»

Методическая разработка занятия (урока)

учебного предмета дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»

8 лет обучения

Народно- сценический танец

6 класс (юноши)

Тема: «Изучение дробных выстукиваний на середине

зала в русском характере»

Савостьянова Анна Александровна

(преподаватель)

Нижнеудинский район, р.п Атагай

2024 год

PAGE \* MERGEFORMAT8

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………..7

Список литературы………………………………………………….....8

Приложение…………………………………………………………….9

PAGE \* MERGEFORMAT8

Пояснительная записка

Народный танец - это один из древнейших видов народного творчества. Характер

народных танцев формировался с учетом географического расположения того или иного

региона, социальных, бытовых условий жизни народа, под влиянием исторических событий.

Стиль, манера исполнения танцев неразрывно связаны с музыкой культурой данного народа,

с его обрядами, культовыми празднествами, ритуалами, обычаями.

Народно - сценический танец является одной из основных специальных дисциплин на

хореографическом

отделении.

Данный

урок

предусматривает

изучение

дробных

выстукиваний на середине зала в русском характере.

Занятия

по

народно-сценическому

танцу

формирует

координацию

движений,

способствуют укреплению мышечного аппарата, развивают те группы мышц, которые мало

участвуют в процессе классического тренажа, дают возможность обучающимся овладеть

разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью темпов

и ритмов.

Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом

опыте и может быть использована преподавателями дополнительного образования в области

хореографического искусства и руководителями танцевальных коллективов.

Тема урока:

«Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском

характере».

Цель: Ознакомиться с комбинациями дробных выстукиваний и их принципами

исполнения.

Задачи:

Образовательные:

- работа над материалом по изучению дробных выстукиваний;

- работа над точностью и чистотой исполнения.

Развивающие:

- развитие психологической и физической выносливости;

- развитие координации движений.

Воспитательные:

- воспитание коллективной ответственности;

- формирование уважения к русским традициям.

Тип урока:

-урок изучения нового материала

Форма обучения:

-групповая

Методы обучения:

- практический (работа над изучаемым действием индивидуально, по парам, в группе);

- словесный (объяснение, беседа);

- наглядный (личный показ изучаемого действия);

- логический (анализ, обобщение, рефлексия);

- метод мотивации и эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха);

- контроль и самоконтроль (взаимный контроль, контроль преподавателя).

Материально-техническое обеспечение урока:

- хореографический зал с зеркалами;

- USB проигрыватель;

-баян

PAGE \* MERGEFORMAT8

Основная часть

Ход занятия:

Организационный момент

Вводная часть урока

- вход в зал;

- поклон преподавателю и концертмейстеру;

- озвучивание темы и цели урока.

1. Подготовительная часть урока

Разминка:

- releve;

- работа головы, рук и корпуса;

- наклоны в сторону, вперед, тройные наклоны;

- поднимание колен;

- круговые вращения корпуса;

- легкие прыжки.

2. Отработка пройденного материала

2.1. Экзерсис у станка:

Полуприседания и полные приседания: музыкальный размер 2\4- в венгерском

характере. В комбинацию включены: плавное plie, наклоны корпуса вперед, переход из I

выворотной позиции в параллельную I

позицию, удары каблуками. Руки «восьмёрка»

характерная венгерскому исполнению, а так же положение руки на макушке (под шапочкой)

в момент приседаний. Характер исполнения спокойный.

Упражнения на развитие подвижности стопы: музыкальный размер 2\4- в грузинском

характере. В комбинацию включены: наклоны корпуса в сторону, повороты и развороты,

выпады, падения на колено, выкрики. Характер исполнения быстрый, четкий.

Маленькие броски: музыкальный размер 2\4- в бурятском характере. В комбинацию

включены: движения наездников, покачивание, выпад на колено, выкрики. Характер

исполнения быстрый, шутливый.

Круговые движения ногой по полу: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В

комбинацию включены: круговые движения по полу носком и пяткой, «восьмерка»,

координация головы. Характер исполнения спокойный.

Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк): музыкальный размер 2/4- в

цыганском характере. В комбинацию включены: флик одинарный (подготовка), флик с

ударом в позиции, флик с переступанием и с соскоком на опорной ноге. Характер

исполнения четкий.

Подготовка к «веревочке» и «веревочка»: музыкальный размер 2\4, в русском

плясовом характере. В комбинацию включены: развороты бедра, подъем на полупальцы,

зигзаг и подъем работающей ноги до колена опорной ноги. Характер исполнения задорный,

веселый.

Каблучные упражнения: музыкальный размер 2\4- в русском плясовом характере. В

комбинацию включены: удары одинарные, двойные, развороты, переступание Характер

исполнения умеренный, четкий.

Зигзаг: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В комбинацию включены:

зигзаги одинарные: основной вид, с приседанием, с ударом работающей ноги, двойные

удары, координация головы. Характер исполнения спокойный, четкий.

Выстукивание: музыкальный размер 2/4- в казачьем характере. В комбинацию

включены: двойная дробь, одинарные удары каблуком, хромоножка. Характер исполнения

веселый, быстрый.

Раскрывание ноги на 90 градусов: музыкальный размер 2\4- в молдавском характере.

В комбинацию включены: developpes c demi plie на опорной ноге, developpes с ударом пятки

опорной ноги. Характер исполнения спокойный.

PAGE \* MERGEFORMAT8

Большие броски: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В комбинацию

включены развороты, удары рукой по голенищу, присядка, выкрики.

2.2.Упражнения на середине зала на основе русского народного танца.

Переводы рук из одного положения в другое, упражнения для кистей рук, в сочетании

с переменным шагом.

Дробные комбинации:

- ключ с подскоком, двойной ключ, ключ на два такта;

-синкопированная дробь;

- усложненная дробь;

- двойная дробь с притопом, двойная дробь.

Упражнения по диагонали:

- присядка с выходом во II позицию;

- присядка с отжиманием на 6/8;

- моталочка с ковырялочкой;

- хромоножка одинарная, двойная;

- сальто;

- сальто- колесо;

- барашек;

- присядка с координацией рук.

Упражнения на середине зала:

- припадание с быстрой частью;

- веревочка (двойная, с переступанием)

Присядки и хлопушки:

- «мячик» с выкриками;

- Выбрасывание наг с координацией рук;

- выбрасывание ног по червертям;

- хлопушка с отскоком;

- хлопушка в продвижении.

3. Изучение нового материала.

Тема: «Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском характере».

Обучающиеся уже знакомы с некоторыми дробными выстукиваниями, преподаватель

предлагает вспомнить с обучающими приемы исполнения дробных выстукиваний. Дробные

движения или, как их еще называют, дробные выстукивания, являются основой танцев у

многих народов. Особенно они характерны для русских, испанских, мексиканских

танцевальных движений и других народных танцах.

Приемы исполнения дробных выстукиваний различны: они выполняются в разных

темпах и ритмах, ребром каблука, всей ступней, полупальцами, а так же в сочетании с

переступаниями, на подскоках или перескоках, с хлопком, поворотом в характере и манере

соответствующего народного танца.

Дробное выстукивание – это силовое движение, подключающее в работу все мышцы

ног и суставы (тазобедренный, коленный, голеностопный), сухожилия стопы.

Дробное выстукивание «в три ножки»

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.Руки раскрыты в

стороны

На «раз» - небольшой шаг вперед правой новой на каблук. Левую ногу с притопом

приставить на всю ступню к правой ноге.

На «и»- опустить правую ногу на всю ступню.

Таким образом, на каждую четверть такта приходится три мелких притопа.

На «два и» - повторить движения, указанные на счет «раз - и»

Затем движение повторить сначала.

PAGE \* MERGEFORMAT8

Дробное выстукивание «Тройная дробь»

Исходное положение ног: первая «прямая». Музыкальный размер: 2/4. Руки на

поясе, голова прямо. Движение исполняется на слегка присогнутых ногах.

На «и» (затакт)- перескок на правую ногу с одновременным отрывом правой ноги с

сокращенной стопой.

На «раз» - перескок на правую ногу с одновременным отрывом левой ноги с сокращенным

подъемом до уровней щиколотки правой стопы.

На «и-два» - движение повторяется с другой ноги.

«Тройная дробь» характерна для танцев многих областей России. Руки, корпус, бедра,

движения плеч и головы придают различный характер, манеру, колорит этой дроби, делают

ее «многоцветной», разнообразной в каждом отдельном танце.

«Тройная дробь» может быть исполнена степенно, важно, бойко, задорно с вызовом, в

зависимости от характера музыки и образа танца.

«Тройная дробь» может быть исполнена не только на всей стопе. Но и на подушечках стоп, с

чередованием ударов стоп и подушечек; синкопировано; с углублением приседания; в

различных направлениях и с поворотами; с различными ритмическими ударами в

комбинациях и с прищелкиваниями пальцев, с ударами в ладони.

5. Повторение танцев народов мира (этюдная работа)

Грузинский народный танец «Лезгинка»

- положение ног

- положение рук

- ходы

- выкрики

- прыжки

- трюки

- выпады

- вращения

- координация рук ног и головы

Украинский народный танец «Ползунец»

- положение ног

- положение рук

- основной шаг

- выкрики

- присядки с координацией рук

- трюки

- ритмические хлопки

- кувырки

- сольные партии

6. Заключительная часть урока:

- построение в центре зала в шахматном порядке;

Подведение итогов урока:

-характеристика работы каждого учащегося

- поощрение за успешную работу;

-выставление оценок;

PAGE \* MERGEFORMAT8

- озвучивание домашнего задания;

- поклон преподавателю и концертмейстеру.

Заключение

За шесть лет обучения для ребят были поставлены разнохарактерные этюды и танцы,

такие как «Шуточный пляс», «Мужской перепляс», «Русская Рать», «Деревенские забавы»,

«Комарики» в русском характере, «Конь - огонь» в казачьем характере. В этих постановках

используется разнообразные дробные выстукивания.

Очень

важно

научить

детей

грамотно

и

качественно

исполнять

дробные

выстукивания. Ведь это всегда азарт и эмоции. Вялое, ритмически неграмотное, не

отвечающее динамическим оттенкам исполнение снижает эффект восприятия. А при четком,

ярком исполнении у зрителя появляется ощущение радости и удовлетворенности. Ведь

настоящее

искусство

всегда

трогает,

заставляет

испытывать

приятное

волнение

и

удовольствие.

PAGE \* MERGEFORMAT8

Список литературы:

1.

И.Г.Есаулов, К.А.Есаулова Народно- сценический танец: Учебное

пособие. Изд. пятое, спереотипное «Планета музыки». С-Петербург,Москва,

Краснодар., 2019

2.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные

движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П. Гусев. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3.

О.Ю.Адамович, Т.С.Михайлова, Н.Н.Александрова Народно-

сценический танец. Упражнения у станка. Изд. четвертое, спереотипное «Планета

музыки». С-Петербург,Москва, Краснодар., 2019

4.

В.М.Захаров радуга русского танца. М., 1986

5.

Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.

PAGE \* MERGEFORMAT8

Приложение

Подготовительная часть урока:

Разминка- это подготовительная и необходимая часть урока. Разминка включает

комплекс простых движений улучшающих кровообращение и повышающих амплитуду

движений суставов. Главная задача- разогреть тело, подготовив его к более сложным и

серьезным нагрузкам. Если пренебречь этой важной частью, то можно легко заработать

растяжение, вывих или разрыв связок.

Отработка пройденного материала:

Экзерсис у станка- заключается в том, чтобы заложить основы техники и владения

костно- мышечным аппаратом. Необходимо научить координировать темп и ритм движений

с музыкальным темпом и ритмом различного национального характера.

Demi

plie

(полуприседания),

grand

plie

(полное приседание).

Plie

развивают

эластичность связок, укрепляет мышцы, развивает выворотность.. Таким образом, начинать

урок следует с этих движений. Упражнения подготавливают обучающихся к исполнению и

освоению прыжковых движений.

Battmement

tendu

(упражнения

на

развитие

подвижности

стопы)-

развивают

подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют ахиллово сухожилия,

икроножную мышцу и мышцы стопы. Помогают развитию координации подготавливают к

исполнению последующих, более сложных упражнений у палки. При исполнении всех видов

battmement tendu нужно следить за сохранением выворотности ног, точностью поворотов

головы, постановкой корпуса и координацией всех частей тела.

Battmement

tendu

jete

(маленькие броски)- развивают мышцы голени и стопы,

способствуют развитию коленного и тазобедренного суставов, повышают способность четко

выполнять мелкие и сильные движения.

Rond de jambe par terre (круговые движения ногой по полу)- развивает подвижность

тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, как работающей, так и опорной ноги.

Круговые движения выполняются сильно вытянутой ногой, голова сопровождает ее

движения, корпус сильно подтянут и сохраняет положение en face (прямо).

Flik-

flak

(упражнения с ненапряженной стопой)- развивают подвижность в

голеностопноном

и

коленном

суставах,

укрепляют

икроножные

мышцы,

ахиллово

сухожилие.

Подготовка к «веревочке» и «веревочка»- развивают подвижность в коленном и

тазобедренном суставе, подготавливают к исполнению движения «веревочка» на середине

зала.

Каблучные упражнения- движения развивают четкость, ритмичность, силу ног,

укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. Подготавливают к исполнению дроби на

середине зала. Дробные выстукивания.

Par

tortille

(зигзаг)- движение развивает подвижность в голеностопном суставе.

Подготавливает к исполнению движений на середине зала «гармошка», «елочка».

Дробные выстукивания- развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют

мышцы стопы, икроножные мышцы.

Releve

lend

(медленное раскрывание ноги)- упражнения раскрывают силу ног,

подвижность в тазобедренном и коленном суставах, укрепляют икроножную мышцу,

ахиллово сухожилия.

Grand battement jete (большие броски)- развивают шаг, подвижность в тазобедренном

суставе, силу ног.

Упражнения на середине зала-

некоторые движения, усвоенные у станка,

переносятся на середину зала, где отрабатывается манера, методика, характер исполнения

движений и еще большая танцевальность и выразительность.

Музыкальное оформление урока

PAGE \* MERGEFORMAT8

Музыка на уроке народно- сценического танца- это важный фактор эстетического и

художественного воспитание обучающихся.

Принципы музыкального оформления урока:

- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;

- проведение предварительной работы преподавателя с концертмейстером;

- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока

(экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);

- использование на уроке народно- сценического танца «живого» музыкального

сопровождения (баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;

- воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры;

- подчинение учебно- танцевального материала особенностям народной музыки, ее

национальному колориту.

PAGE \* MERGEFORMAT8



В раздел образования