Автор: Савостьянова Анна Александровна
Должность: Преподователь
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Атагайская детская школа искусств"
Населённый пункт: Иркутская обл, Нижнеудинский район, р.п Атагай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском характере
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Атагайская детская школа искусств»
Методическая разработка занятия (урока)
учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
8 лет обучения
Народно- сценический танец
6 класс (юноши)
Тема: «Изучение дробных выстукиваний на середине
зала в русском характере»
Савостьянова Анна Александровна
(преподаватель)
Нижнеудинский район, р.п Атагай
2024 год
PAGE \* MERGEFORMAT8
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………..7
Список литературы………………………………………………….....8
Приложение…………………………………………………………….9
PAGE \* MERGEFORMAT8
Пояснительная записка
Народный танец - это один из древнейших видов народного творчества. Характер
народных танцев формировался с учетом географического расположения того или иного
региона, социальных, бытовых условий жизни народа, под влиянием исторических событий.
Стиль, манера исполнения танцев неразрывно связаны с музыкой культурой данного народа,
с его обрядами, культовыми празднествами, ритуалами, обычаями.
Народно - сценический танец является одной из основных специальных дисциплин на
хореографическом
отделении.
Данный
урок
предусматривает
изучение
дробных
выстукиваний на середине зала в русском характере.
Занятия
по
народно-сценическому
танцу
формирует
координацию
движений,
способствуют укреплению мышечного аппарата, развивают те группы мышц, которые мало
участвуют в процессе классического тренажа, дают возможность обучающимся овладеть
разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью темпов
и ритмов.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом
опыте и может быть использована преподавателями дополнительного образования в области
хореографического искусства и руководителями танцевальных коллективов.
Тема урока:
«Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском
характере».
Цель: Ознакомиться с комбинациями дробных выстукиваний и их принципами
исполнения.
Задачи:
Образовательные:
- работа над материалом по изучению дробных выстукиваний;
- работа над точностью и чистотой исполнения.
Развивающие:
- развитие психологической и физической выносливости;
- развитие координации движений.
Воспитательные:
- воспитание коллективной ответственности;
- формирование уважения к русским традициям.
Тип урока:
-урок изучения нового материала
Форма обучения:
-групповая
Методы обучения:
- практический (работа над изучаемым действием индивидуально, по парам, в группе);
- словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (личный показ изучаемого действия);
- логический (анализ, обобщение, рефлексия);
- метод мотивации и эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха);
- контроль и самоконтроль (взаимный контроль, контроль преподавателя).
Материально-техническое обеспечение урока:
- хореографический зал с зеркалами;
- USB проигрыватель;
-баян
PAGE \* MERGEFORMAT8
Основная часть
Ход занятия:
Организационный момент
Вводная часть урока
- вход в зал;
- поклон преподавателю и концертмейстеру;
- озвучивание темы и цели урока.
1. Подготовительная часть урока
Разминка:
- releve;
- работа головы, рук и корпуса;
- наклоны в сторону, вперед, тройные наклоны;
- поднимание колен;
- круговые вращения корпуса;
- легкие прыжки.
2. Отработка пройденного материала
2.1. Экзерсис у станка:
Полуприседания и полные приседания: музыкальный размер 2\4- в венгерском
характере. В комбинацию включены: плавное plie, наклоны корпуса вперед, переход из I
выворотной позиции в параллельную I
позицию, удары каблуками. Руки «восьмёрка»
характерная венгерскому исполнению, а так же положение руки на макушке (под шапочкой)
в момент приседаний. Характер исполнения спокойный.
Упражнения на развитие подвижности стопы: музыкальный размер 2\4- в грузинском
характере. В комбинацию включены: наклоны корпуса в сторону, повороты и развороты,
выпады, падения на колено, выкрики. Характер исполнения быстрый, четкий.
Маленькие броски: музыкальный размер 2\4- в бурятском характере. В комбинацию
включены: движения наездников, покачивание, выпад на колено, выкрики. Характер
исполнения быстрый, шутливый.
Круговые движения ногой по полу: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В
комбинацию включены: круговые движения по полу носком и пяткой, «восьмерка»,
координация головы. Характер исполнения спокойный.
Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк): музыкальный размер 2/4- в
цыганском характере. В комбинацию включены: флик одинарный (подготовка), флик с
ударом в позиции, флик с переступанием и с соскоком на опорной ноге. Характер
исполнения четкий.
Подготовка к «веревочке» и «веревочка»: музыкальный размер 2\4, в русском
плясовом характере. В комбинацию включены: развороты бедра, подъем на полупальцы,
зигзаг и подъем работающей ноги до колена опорной ноги. Характер исполнения задорный,
веселый.
Каблучные упражнения: музыкальный размер 2\4- в русском плясовом характере. В
комбинацию включены: удары одинарные, двойные, развороты, переступание Характер
исполнения умеренный, четкий.
Зигзаг: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В комбинацию включены:
зигзаги одинарные: основной вид, с приседанием, с ударом работающей ноги, двойные
удары, координация головы. Характер исполнения спокойный, четкий.
Выстукивание: музыкальный размер 2/4- в казачьем характере. В комбинацию
включены: двойная дробь, одинарные удары каблуком, хромоножка. Характер исполнения
веселый, быстрый.
Раскрывание ноги на 90 градусов: музыкальный размер 2\4- в молдавском характере.
В комбинацию включены: developpes c demi plie на опорной ноге, developpes с ударом пятки
опорной ноги. Характер исполнения спокойный.
PAGE \* MERGEFORMAT8
Большие броски: музыкальный размер 2\4- в русском характере. В комбинацию
включены развороты, удары рукой по голенищу, присядка, выкрики.
2.2.Упражнения на середине зала на основе русского народного танца.
Переводы рук из одного положения в другое, упражнения для кистей рук, в сочетании
с переменным шагом.
Дробные комбинации:
- ключ с подскоком, двойной ключ, ключ на два такта;
-синкопированная дробь;
- усложненная дробь;
- двойная дробь с притопом, двойная дробь.
Упражнения по диагонали:
- присядка с выходом во II позицию;
- присядка с отжиманием на 6/8;
- моталочка с ковырялочкой;
- хромоножка одинарная, двойная;
- сальто;
- сальто- колесо;
- барашек;
- присядка с координацией рук.
Упражнения на середине зала:
- припадание с быстрой частью;
- веревочка (двойная, с переступанием)
Присядки и хлопушки:
- «мячик» с выкриками;
- Выбрасывание наг с координацией рук;
- выбрасывание ног по червертям;
- хлопушка с отскоком;
- хлопушка в продвижении.
3. Изучение нового материала.
Тема: «Изучение дробных выстукиваний на середине зала в русском характере».
Обучающиеся уже знакомы с некоторыми дробными выстукиваниями, преподаватель
предлагает вспомнить с обучающими приемы исполнения дробных выстукиваний. Дробные
движения или, как их еще называют, дробные выстукивания, являются основой танцев у
многих народов. Особенно они характерны для русских, испанских, мексиканских
танцевальных движений и других народных танцах.
Приемы исполнения дробных выстукиваний различны: они выполняются в разных
темпах и ритмах, ребром каблука, всей ступней, полупальцами, а так же в сочетании с
переступаниями, на подскоках или перескоках, с хлопком, поворотом в характере и манере
соответствующего народного танца.
Дробное выстукивание – это силовое движение, подключающее в работу все мышцы
ног и суставы (тазобедренный, коленный, голеностопный), сухожилия стопы.
Дробное выстукивание «в три ножки»
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.Руки раскрыты в
стороны
На «раз» - небольшой шаг вперед правой новой на каблук. Левую ногу с притопом
приставить на всю ступню к правой ноге.
На «и»- опустить правую ногу на всю ступню.
Таким образом, на каждую четверть такта приходится три мелких притопа.
На «два и» - повторить движения, указанные на счет «раз - и»
Затем движение повторить сначала.
PAGE \* MERGEFORMAT8
Дробное выстукивание «Тройная дробь»
Исходное положение ног: первая «прямая». Музыкальный размер: 2/4. Руки на
поясе, голова прямо. Движение исполняется на слегка присогнутых ногах.
На «и» (затакт)- перескок на правую ногу с одновременным отрывом правой ноги с
сокращенной стопой.
На «раз» - перескок на правую ногу с одновременным отрывом левой ноги с сокращенным
подъемом до уровней щиколотки правой стопы.
На «и-два» - движение повторяется с другой ноги.
«Тройная дробь» характерна для танцев многих областей России. Руки, корпус, бедра,
движения плеч и головы придают различный характер, манеру, колорит этой дроби, делают
ее «многоцветной», разнообразной в каждом отдельном танце.
«Тройная дробь» может быть исполнена степенно, важно, бойко, задорно с вызовом, в
зависимости от характера музыки и образа танца.
«Тройная дробь» может быть исполнена не только на всей стопе. Но и на подушечках стоп, с
чередованием ударов стоп и подушечек; синкопировано; с углублением приседания; в
различных направлениях и с поворотами; с различными ритмическими ударами в
комбинациях и с прищелкиваниями пальцев, с ударами в ладони.
5. Повторение танцев народов мира (этюдная работа)
Грузинский народный танец «Лезгинка»
- положение ног
- положение рук
- ходы
- выкрики
- прыжки
- трюки
- выпады
- вращения
- координация рук ног и головы
Украинский народный танец «Ползунец»
- положение ног
- положение рук
- основной шаг
- выкрики
- присядки с координацией рук
- трюки
- ритмические хлопки
- кувырки
- сольные партии
6. Заключительная часть урока:
- построение в центре зала в шахматном порядке;
Подведение итогов урока:
-характеристика работы каждого учащегося
- поощрение за успешную работу;
-выставление оценок;
PAGE \* MERGEFORMAT8
- озвучивание домашнего задания;
- поклон преподавателю и концертмейстеру.
Заключение
За шесть лет обучения для ребят были поставлены разнохарактерные этюды и танцы,
такие как «Шуточный пляс», «Мужской перепляс», «Русская Рать», «Деревенские забавы»,
«Комарики» в русском характере, «Конь - огонь» в казачьем характере. В этих постановках
используется разнообразные дробные выстукивания.
Очень
важно
научить
детей
грамотно
и
качественно
исполнять
дробные
выстукивания. Ведь это всегда азарт и эмоции. Вялое, ритмически неграмотное, не
отвечающее динамическим оттенкам исполнение снижает эффект восприятия. А при четком,
ярком исполнении у зрителя появляется ощущение радости и удовлетворенности. Ведь
настоящее
искусство
всегда
трогает,
заставляет
испытывать
приятное
волнение
и
удовольствие.
PAGE \* MERGEFORMAT8
Список литературы:
1.
И.Г.Есаулов, К.А.Есаулова Народно- сценический танец: Учебное
пособие. Изд. пятое, спереотипное «Планета музыки». С-Петербург,Москва,
Краснодар., 2019
2.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П. Гусев. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3.
О.Ю.Адамович, Т.С.Михайлова, Н.Н.Александрова Народно-
сценический танец. Упражнения у станка. Изд. четвертое, спереотипное «Планета
музыки». С-Петербург,Москва, Краснодар., 2019
4.
В.М.Захаров радуга русского танца. М., 1986
5.
Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
PAGE \* MERGEFORMAT8
Приложение
Подготовительная часть урока:
Разминка- это подготовительная и необходимая часть урока. Разминка включает
комплекс простых движений улучшающих кровообращение и повышающих амплитуду
движений суставов. Главная задача- разогреть тело, подготовив его к более сложным и
серьезным нагрузкам. Если пренебречь этой важной частью, то можно легко заработать
растяжение, вывих или разрыв связок.
Отработка пройденного материала:
Экзерсис у станка- заключается в том, чтобы заложить основы техники и владения
костно- мышечным аппаратом. Необходимо научить координировать темп и ритм движений
с музыкальным темпом и ритмом различного национального характера.
Demi
plie
(полуприседания),
grand
plie
(полное приседание).
Plie
развивают
эластичность связок, укрепляет мышцы, развивает выворотность.. Таким образом, начинать
урок следует с этих движений. Упражнения подготавливают обучающихся к исполнению и
освоению прыжковых движений.
Battmement
tendu
(упражнения
на
развитие
подвижности
стопы)-
развивают
подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют ахиллово сухожилия,
икроножную мышцу и мышцы стопы. Помогают развитию координации подготавливают к
исполнению последующих, более сложных упражнений у палки. При исполнении всех видов
battmement tendu нужно следить за сохранением выворотности ног, точностью поворотов
головы, постановкой корпуса и координацией всех частей тела.
Battmement
tendu
jete
(маленькие броски)- развивают мышцы голени и стопы,
способствуют развитию коленного и тазобедренного суставов, повышают способность четко
выполнять мелкие и сильные движения.
Rond de jambe par terre (круговые движения ногой по полу)- развивает подвижность
тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, как работающей, так и опорной ноги.
Круговые движения выполняются сильно вытянутой ногой, голова сопровождает ее
движения, корпус сильно подтянут и сохраняет положение en face (прямо).
Flik-
flak
(упражнения с ненапряженной стопой)- развивают подвижность в
голеностопноном
и
коленном
суставах,
укрепляют
икроножные
мышцы,
ахиллово
сухожилие.
Подготовка к «веревочке» и «веревочка»- развивают подвижность в коленном и
тазобедренном суставе, подготавливают к исполнению движения «веревочка» на середине
зала.
Каблучные упражнения- движения развивают четкость, ритмичность, силу ног,
укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. Подготавливают к исполнению дроби на
середине зала. Дробные выстукивания.
Par
tortille
(зигзаг)- движение развивает подвижность в голеностопном суставе.
Подготавливает к исполнению движений на середине зала «гармошка», «елочка».
Дробные выстукивания- развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют
мышцы стопы, икроножные мышцы.
Releve
lend
(медленное раскрывание ноги)- упражнения раскрывают силу ног,
подвижность в тазобедренном и коленном суставах, укрепляют икроножную мышцу,
ахиллово сухожилия.
Grand battement jete (большие броски)- развивают шаг, подвижность в тазобедренном
суставе, силу ног.
Упражнения на середине зала-
некоторые движения, усвоенные у станка,
переносятся на середину зала, где отрабатывается манера, методика, характер исполнения
движений и еще большая танцевальность и выразительность.
Музыкальное оформление урока
PAGE \* MERGEFORMAT8
Музыка на уроке народно- сценического танца- это важный фактор эстетического и
художественного воспитание обучающихся.
Принципы музыкального оформления урока:
- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;
- проведение предварительной работы преподавателя с концертмейстером;
- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока
(экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);
- использование на уроке народно- сценического танца «живого» музыкального
сопровождения (баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;
- воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры;
- подчинение учебно- танцевального материала особенностям народной музыки, ее
национальному колориту.
PAGE \* MERGEFORMAT8