Автор: Иванова Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №26
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Возрождение семейных традиций,как основа воспитания детей"
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования
Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки качества образования»
Возрождение семейных традиций как основа воспитания детей.
Методическая разработка
Содержание
Введение
Глава 1. Научно -теоретическое обоснование взаимодействия семьи и
дошкольной организации в формировании традиций семейного воспитания
o
o
1.1 Историко - теоретические основы семейного воспитания и его
традиций в период дошкольного детства
o
o
1.2 Сущность и содержание понятий: традиции семейного
воспитания, ценностные ориентиры
o
o
1.3 Особенности взаимодействия детского сада и семьи как
условие эффективного формирования традиций семейного воспитания
o
o
1.4 Теоретическое обоснование модели взаимодействия
дошкольной организации и семьи при формировании традиций семейного
воспитания
Глава 2. Педагогический эксперимент формирования традиций
семейного воспитания дошкольников в процессе взаимодействия семьи и
дошкольной организации
o
2.1 Констатирующий эксперимент исследования взаимодействия с
родителями дошкольников по становлению традиций семейного воспитания
2.2Формирующий эксперимент взаимодействия с родителями дошкольников
по становлению традиций семейного воспитания
o
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической не
разработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к
семейным традициям, а также влиянием семейных традиций на
формирование личности дошкольников.
Очевидным является противоречие между усилением значимости
формирования личности дошкольников и недостатком эффективных средств
в процессе формирования личности.
Проблема исследования состоит в том, какие средства являются наиболее
эффективными для формирования личности дошкольников. В связи с особой
воспитательной ролью семьи необходимо определить значение
внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для
формирования личности ребёнка.
В данной работе мы будем исследовать, как понятие семейные традиции, так
и их влияние в формировании личности дошкольника.
Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование
личности дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.
Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования
личности дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать значимость и необходимость использования
семейных традиций в воспитании ребенка.
2.Изучить методическую литературу и опыт работы по формированию
интереса у дошкольников к семейным традициям.
3.Изучить уровень приобщения ребенка к семейным традициям.
4.Определить приоритетные направления взаимодействия детского сада и
семьи по данной проблеме.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы
исследования:
1)теоретический анализ психолого - педагогической литературы;
2) диагностические (наблюдение).
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование взаимодействия семьи и
дошкольной организации в формировании традиций семейного
воспитания
1.1 Историко - теоретические основы семейного воспитания и его
традиций в период дошкольного детства
Много тысячелетий семейное воспитание было практически единственной
формой воспитания детей в обществе, школы и другие воспитательные
учреждения обслуживали небольшую часть детей, привилегированных
классов.
В VII-VIII в. в Афинах главным считалось воспитание в семье. Дети до 7 лет
находились в сфере семейной педагогики. Девочек обучали не только
грамоте, так же учили домоводству, шитью и т.д.
Совокупность древнерусского воспитания была направлена на житейские
правила. Кодекс сведений, чувств, навыков которые считались нужными для
освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», как
нужно жить христианам. Обучение данной науки было главной задачей
воспитания и образования Древней Руси.
В педагогике Древней Руси основное орудие воспитания - живой пример.
Ребёнок воспитывается в нравственной атмосфере.
Уже в XI-XII веках в Киевском государстве появляется ряд рукописных книг -
сборники статей, такие как «Пчела», «Златоуст», Изборник Святослава и др.
В этих сборниках людей обучали жизненным добродетелям: трудолюбию,
стремлению к знаниям и т.д. Таким образом, вводились в сознание людей
имена античных авторов, передавая мудрость накопленную веками.
Мономах призывает соблюдать устой - «Постоянный труд и борьба с
леностью».
Учения Мономаха закреплены трудами отцов. Он подводит к тому, что люди
совершают не только добрые дела, но и зло, а следовательно, зло необходимо
преградить.
Особое внимание Мономах уделяет воспитанию юношей. В обсуждении
больше думай, чем говори. Уважение к старшим и покорность им - основа
благонравия.
Священник Сильвестр составил советы «домашнего утроения». Данная книга
обязывала воспитание детей в «страхе Божии», повиновения старших.
Фундаментом отношений детей и родителей является любовь. Необходимо,
чтобы она была полна ответственности, содержала в себе уважение и
авторитет, и стремление понять ребенка, но не быть эгоистичной.
В Средние века отношения между родителями противоречивы. С одной
стороны любовь матери, внимание воспитателей, а с другой деспотичная воля
отца.
Капиталистические отношения вызвали новые общественные потребности.
Развитие науки и техники привели за собой интерес к знаниям, потребность в
новой форме и направлении воспитания.
Семейное воспитание оставалось основной формой воспитания, со временем
создаются условия для развития системы общественного воспитания детей в
педагогических учреждениях.
Основой для педагогической теории стал опыт семейного воспитания.
В области теоретической педагогики начала ХХ века можно выделить
появление трудов П.Ф. Лесгафта посвящённых вопросам семейного
воспитания.
Огромное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и
дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребёнка
и его значение». Теория семейного воспитания, предложенная Лесгафтом,
проникнута большой любовью к ребёнку. Он говорил, что ребёнок рождается
ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или
иным благодаря воспитанию. «Испорченность» ребёнка - результат не
врождённой умственной или нравственной тупости, а педагогических
ошибок. Лесгафт считает, что в хорошей семье ребёнок становится
гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов
семьи.
Роль семьи в жизни ребёнка очень велика и по своей важности, и по тому
месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь
ребёнка.
Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья
является могучим воспитательным средством. Жизнь мало даёт нового, она
возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики
воспитательные силы здоровой семьи. Напротив, распад или резкие
перемены в семье влекут за собой большие беды для души ребёнка, разрушая
самые основы её.
1.2 Сущность и содержание понятий: традиции семейного воспитания,
ценностные ориентиры
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и
передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила
поведения. Различные сферы жизни и деятельности семьи строятся на
примере разных образцов, которые воссоздаются новыми поколениями семей
и регламентируют создания новых семей.(отношение родителей, супругов и
многое другое).
Традиции передаются из поколения в поколения, адаптируясь к условиям
жизни. В обществе их назначение неизменно: они служат для упрочения
родственных, семейных связей и отношений, которые являются механизмами
передачи ценных качеств людей это любовь, доброта, взаимопонимание и др.
Ценность семьи определяет смысл традиционного воспитания. В традициях
нет четкой регламентации поступков, нет привязки к определенной ситуации.
Традиции гостеприимства придерживаются многие семьи, претворяется в
жизнь по разному: одно делают акцент на угощении, другие на общении с
гостем.
Традиции развивают сложные привычки, содействуют формированию
определенного поведения ребенка, где он может выбирать способ
выполнения определенного поступка. Традиции есть массовые сложные
привычки, которые направляют ребенка как в утвердившихся отношениях,
так и в новых вариантах отношений, которые не похожи на те, которые были
в его опыте.
Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально
насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более
успешно.
Культурные, религиозные особенности каждой семьи отражаются в
традициях. Традиции разные по воспитательной сущности.
Например: традиция празднования дня рождения ребенка, в виде детского
праздника (песни, игры, подарки и др.). В другой семье день рождение
ребенка - повод для взрослого застолья за которым полностью забыт ребенок.
Горечь и обида на самых родных людей сохраняется у ребенка на долгие
годы. Первый пример традиции - становится основой для бедующих
радостей, стимулирует творчество, подталкивает к добру. Второй- причина
многих бед, потрясений детей, явное свидетельство пропасти между ним и
родителями (мир для них враждебный и жестокий).
Многие традиции возрождаются. Например: семьи проявляют интерес
корням (хранят семейные реликвии, создают фотоальбомы с родословной и
многое другое).
Большое значение в воспитательном отношении имеет организация
деятельности взрослого и ребенка, активности, творчества ребенка. Ярким
примером ритуального момента является Новогодний праздник (установка и
украшение елки). Маленьким детям важен элемент красочности,
необычности от восприятия украшенной елочки. Именно поэтому маленьким
детям показывают уже украшенную елку, потом на протяжении нескольких
дней рассматривают на ней игрушки, вызывая восхищение, любование. Когда
ребенку исполняется 4- 5лет им разрешают принимать участие в украшении
елочки.
Семейные традиции - главное средство передачи социально - культурных
ценностей, норм семьи констатирование ее связей с объектами, которые
входят в сферу ее жизнедеятельности.
1.3 Особенности взаимодействия детского сада и семьи как условие
эффективного формирования традиций семейного воспитания
Функции семьи и дошкольного учреждения разные, но чтобы воспитать
всесторонне развитую личность нужно их совмещать. Опыт полученный в
детстве определяет жизнь. С раннего детства рядом с малышом находятся
главные люди - семья.
Современные родители грамотны и образованы в педагогическом плане, чем
их предшественники, они четко определяют запросы в отношении уровня и
качества образования своего ребенка. С ними сложно построить систему
взаимодействия. Взаимодействие воспитателей с родителями очень важно и
это не взывает никаких сомнений. При воспитании появляются различные
проблемы патриотического, духовного и др. развития, которые можно вместе
решить более результативно.
Основа духовно - нравственного воспитания является духовная культура
семьи, образовательного учреждения в которой живет ребенок, в которой
происходит его развитие. Определяющим в формировании внутреннего мира
ребенка является дух, который царит в семье и детском саду, которым живут
родители, воспитатели, составляющие ближайшее социальное окружение
ребенка. Главное условие нравственно – патриотического воспитания
детей это приобщение детей к культуре своего народа. Раскрытие личности в
ребенке возможно, если его вовлекать в культуру собственного народа.
Необходимо привлечение родителей к мероприятиям, которые способствуют
совместной деятельности детей и их родителей.
Важно широко применять групповые, и индивидуальные формы работы с
родителями:
· беседы;
· консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как
воспитать маленького гражданина»;
· совместные конкурсы: «Дары Осени», поделки из природного материала,
поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние
игрушки»;
· совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная
семья», «Как я провел лето». Оформлен фотоальбом «Это Я», к которому
ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии
своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга,
проявляют интерес к собеседнику.
· досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я - дружная семья»,
«Веселые старты»;
· поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и
общие родительские собрания, выставки, оформляются информационные и
тематические стенды, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за
круглым столом.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин
своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям
и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных
связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий
гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо
использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным
условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как
ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья - это где живут в
согласии. Каждый и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех
остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется
открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его
поймут.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими
людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает
познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию
эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе,
чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи
воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития
представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры
поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
1.4 Теоретическое обоснование модели взаимодействия дошкольной
организации и семьи при формировании традиций семейного
воспитания
При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего
учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от
целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и
религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и
интернациональное и т.д.
Во время повышение образования и профессиональной активности
родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению
досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной
творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению
семьи, создаёт возможности для приобщения детей к культуре. Растёт
ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию
семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей
побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению
необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в
одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной)
положительно сказывается на других (воспитательной) и способствуют
повышению педагогической культуры родителей.
Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается
на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с
детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая
мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что
вызывает у детей интерес, повышает её интерес в их глазах. Даже дети
дошкольного возраста с гордостью говорят о том, что мама работает (неважно
кем). При дефиците домашнего времени мать больше требований
предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает
к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, даёт им постоянные
поручения, положительное значение чего бесспорно.
Но есть оборотная сторона производственной деятельности матери, которая
негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль над
поведением ребёнка - на него остаётся меньше времени и сил.
Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно,
имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю
жизнь семьи и связана со всеми аспектами её деятельности.
Однако, практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает
«качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и
способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не
могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря
работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвёртые
просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья
обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или,
по - научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от
того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их,
зависят результаты семейного воспитания.
Ребёнок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом
этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Всё должно
быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут.
Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Когда детям
позволено всё, и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать»
своими родителями.
В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы
сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи
следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность
и стремление родителей понять причины поведения ребёнка, его точку
зрения, его вкусы и интересы.
Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью
дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в
семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности,
которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности
за порядок семейной жизни.
Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании
условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование
ребёнка, его слабые стороны, выявить его тип. Родители должны воспитывать
ребёнка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.
Одной из самых важных сторон жизни семьи является формирование основ
будущей семейной жизни ребёнка. Эта работа должна начинаться с
воспитания у детей привычек. Рычаг воспитательной деятельности -
привычка (например, развивать в детях привычку каждое начатое дело
доводить до конца). При этом у ребёнка создаётся чувство большей
ответственности за каждое предпринимаемое дело и приобретается опыт
претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда
особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без
подавления воли ребёнка.
Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребёнку содействует
развитию в нём инициативы, творческой смелости и сознания
ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребёнка, чтобы в
его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил
ребёнка наиболее благоприятно идёт в семье. Этому в большей степени
способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном
кругу) и иные занятия с детьми.
Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования
личностных качеств ребёнка и в особенности развития способности
достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть
очень осторожным, предоставляя ребёнку свободу находить самому решения,
ничего ему не навязывая.
При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребёнка очень
важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является
важным формирующим элементом личности ребёнка. И здесь семье
принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребёнок
впервые получает возможность проявить себя и находить наиболее
соответствующие ему формы духовного развития.
Глава 2. Педагогический эксперимент формирования традиций
семейного воспитания дошкольников в процессе взаимодействия семьи
и дошкольной организации
2.1 Констатирующий эксперимент исследования взаимодействия с
родителями дошкольников по становлению традиций семейного
воспитания
Что такое семья? Слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых
мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама,
близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье! Для
того, чтобы понять в чем состоят ценности традиций семьи мною была
поставлена цель дальнейшей работы.
Констатирующий эксперимент проходил на базе детского сада № 26 в
подготовительной к школе группе.
В эксперименте принимали участие 16 семей. Для выявления начального
уровня знаний родителей и детей семейных традиций мною были выбраны
наиболее продуктивные формы сотрудничества с семьей.
Для достижения цели была проведена следующая работа:
- наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОУ;
Для этого разработана карта наблюдений семьи. (Приложение 1)
Цель: выявить атмосферу в семье каждого ребенка, отношение ребенка к
родителям, отношение родителей к ребенку, стиль отношений ребенка со
сверстниками.
Наблюдение планирую проводить в естественных условиях дошкольной
группы.
- Анкетирование родителей.
Цель: выявления знаний каждой семьи своих традиций.
Анкетирование планирую проводить на специально организованном
родительском собрании.
Полученные данные планирую провести по завершению работы
аналитическим и качественным путем.
2.2 Формирующий эксперимент взаимодействия с родителями
дошкольников по становлению традиций семейного воспитания
Когда родители приводят детей в детский сад и забирают их домой, ведется
наблюдение за общением родителей и детей.
По общению можно сказать, какое отношение между ребенком и родителями,
какой стиль общения в семье преобладает. Было отмечено, что не все
родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном
дне. Мало кто из родителей интересуются поделками, рисунками своих
детей. По такому отношению можно понять, как родители относятся к
разностороннему развитию своих детей, они считают, что для детей важна
только материальная обеспеченность.
Во время ухода детей домой проводятся беседы с родителями, чаще
индивидуальные (Часто ли ваш ребенок играет в «семью»? Наблюдали ли
вы, как он играет? Воспитывает ли игра в «семью» у вашего сына или дочери
качества, необходимые будущим родителям? Можно ли, наблюдая игру
ребенка, рассмотреть в поведении сына или дочери черты будущих
родителей? Как следует взрослым влиять на игры детей, чтобы детские роли
отражали то хорошее, что существует в отношениях между членами вашей
семьи?).
Когда одновременно собираются более трех родителей, проводится групповая
беседа, целью которой, является, добиться понимания родителей о значении
сотрудничества с ДОУ в воспитании их детей.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и
учреждениях . В начале года родителям моих воспитанников было
предложено ответить на вопросы составленной мной анкеты «Семейные
традиции и ценности».
В анкетировании родителей приняли участие 15 человек из 16.
Вопрос
Ответ
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
Да; нет
Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?
Да; нет
Есть ли у Вас семейные реликвии?
Да ; нет
Где и когда семья собирается вместе?
Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые
любимые?
Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды,
ужины?
Да ; нет
Есть ли семейные привычки?
Да ; нет
Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на
ночь?
Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
Проведя наблюдение и проанализировав результаты анкетирования выяснила,
что не все родители подготовительной группы соблюдают традиции и
обычаи в семье, почитают и уважают взрослых, празднуют традиционные
праздники , многие вообще затрудняются ответить на вопросы анкеты.
Данные анкеты позволили мне выявить:
– уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с
ребенком;
– недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
– неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его
духовных потребностей;
– незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенных проблем взаимодействия с семьями
воспитанников, я поставила перед собой цели и задачи дальнейшей работы .
Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений
с семьями воспитанников.
Для реализации поставленной цели мной были определены
следующие задачи:
. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
. Установить доверительные партнёрские отношение.
. Развивать различные формы сотрудничества совместного и
индивидуального подхода к семьям.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей
успешного сотрудничества, и доверительных отношений я изучила
необходимую педагогическую литературу, электронные источники по данной
теме.
В начале учебного года на первом родительском собрании ознакомила
родителей с годовым планом группы, проинформировала об актуальных
задачах воспитания и обучения на текущий год, провела анкетирование
родителей группы для того, чтобы спланировать свою дальнейшую работу, в
данном направлении.
По взаимодействию с семьями воспитанников использую принцип
индивидуального подхода:
- индивидуальные вечерние беседы
- консультации по темам:
«Возрастные особенности старшего дошкольника»,
«Поделись хорошей книжкой»,
«Игры и игрушки для старшего дошкольника»,
«Как провести замечательный выходной всей семьей»,
«Агрессивный ребенок»,
«Особенный ребенок»;
- сочинение «Мой ребенок», чаще в виде устного рассказа.
Использую следующие формы взаимодействия с семьями
воспитанников:
1. Наглядно-информационные
- тематическими стендами, меняющиеся помесячно.
-в родительском уголке подобран материал для общего ознакомления с
жизнью группы.
-расписание непосредственно основной образовательной деятельности
-рекомендации по закаливанию (консультации);
-безопасное пребывание ребёнка в деском саду
- приглашаю к участию;
-необходимые нормативно-правовые акты;
-объявления.
2.Коллективные формы:
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- мини-собрания
- круглый стол
-исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
3.Досуговые формы
взаимодействия с родителями.
При данной форме организации устанавливаются теплые неформальные
отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные
отношения между родителями и детьми. В дальнейшем это позволяет проще
налаживать с родителями контакты, предоставлять педагогическую
информацию. К данной группе форм относятся проведение таких
традиционных совместных праздников и досугов:
- «Встреча Нового года»,
- «Рождественские забавы»,
- «Праздник мам»,
- «Лучший папа»,
- «Папа, мама, я — дружная семья»,
Не обойтись и без спортивных развлечений
-дни именинников совместно с родителями.
Такие вечера помогли создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить
участников педагогического процесса, проявить смекалку и фантазию в
различных конкурсах. Родители выступают в роли
непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают
стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и
рассказывают интересные истории и т. д.
Организую родителей к участию в выставках:
- дары осени
- новогодняя игрушка
-Подарок для папы
Привлекаю родителей к посильной помощи в создании предметно-
развивающей среды группы (приобретение пособий, уголков
экспериментирования, дидактических игр, игрушек, модулей, атрибутов к
сюжетно-ролевым играм, костюмов для организации театрализованных игр и
утренников)
Был составлен перспективный план мероприятий, включающий беседы,
наблюдения, развивающие и дидактические игры для закрепления знаний
детей о традициях семьи.
месяц
мероприятие
цели
участники
результат
Сентябрь
Самообразование
.
1.Найти
информацию
о
семейных
т р а д и ц и я х
в
различных
источниках.
2.Сформировать
базу
знаний
о
семейных
традициях
для
предоставления
ее родителям
воспитатели
П о в ы с и л а
с в о и
знания
Октябрь
Анкетирование
1.Выявление
семей, в которых
есть традиции.
Скоординировать
свою
работу
в
распределении
семейных
т р а д и ц и й
н а
группы, виды.
. Воспитатели,
родители
Выяснила знают ли
р о д и т е л и ,
ч т о
такое
традиции,
возможно
ли
их
сохранение,
есть
л и
т р а д и ц и и
в
семьях
Ноябрь
. Создание папки
–
п е р ед в и ж к и :
«Как
п р о ве с ти
выходной
день
в
семье?»,
«День
рожденье
только
р а з
в
г о д у » ;
« И г р ы
в
семейном кругу».
Беседы
с
детьми
на
тему:
«Моя
любимая
семья,
какая она?»
Обогатить
родителей
через
наглядную
информацию
з н а н и я м и
п о
данным
вопросам.
Воспитатель,
родители,
дети
Получение
информации
Декабрь
Б е с е д ы
с
родителями
на
тему:
«Семейные
т р а д и ц и и » ,
2 .
«Моя
родословная».
Работа с детьми:
закрепление
и
расширение
представлений
детей
о
с во и х
родственниках:
сюжетно-ролевая
игра
« С е м ь я » :
игровые
ситуации:
«Едем
за
покупками»,
«Ужин
в
кругу
Дать
информацию
родителям, какие
бывают
семейные
традиции;
.
1.Вооружить
их
з н а н и я м и
о
семейных
традициях
3.Введение
новых традиций
2.Проследить
поколения семей
Воспитатель,
родители,
дети
Родители
Приняли
решение
накапливать
опыт
по
данной
теме,
информировать
остальных.
Составление
генеологического
древа
некоторых
семей
семьи»,
«Мама
укладывает детей
спать»,
«У
нас
гости»,
«Покупаем
п о д а р к и
д л я
членов семьи»
Январь
Создание
фотоальбома:
«Наши
семейные
традиции».
Сбор
фотографий.
Проведение
занятия с детьми:
«Мой
дом,
моя
с е м ь я ,
м о я
страна»
Распространение
опыта
семейных
традиций
Родители,
бабушки,
дедушки,
с е с т р а
и
братья
расширять
представление
о
семье, о традициях
семьи,
вызвать
у
детей
интерес
к
своей
родословной,
учить рассказывать
о своих предках, о
традициях
своей
семьи,
воспитывать
л ю б о в ь
к
родителям,
у в а ж е н и е
к
с т а р ш и м ,
к
семейным
традициям.
Февраль
Создание
музея
семьи
Поднять
значимость
семейных
реликвий
Воспитатели,
родители,
дети.
Организация
выставки
семейных
реликвий:
« Э то
дорого,
поэтому
храним»
Март
Проведение
беседы
с
детьми
Т е м а :
« М о я
с е м ь я »
—
составление
рассказов.
Д ат ь
п о н я т и е
д е т я м ,
ч т о
у
д р у г и х
д е т е й
тоже
есть
своя
семья,
родители,
что
родители
и
дети любят друг
друга и заботятся
друг о друге.
Воспитатели,
дети
Продолжать
уточнять,
расширять
знания
и
представления
детей о семье, как
о
людях,
которые
ж и в у т
в м е с т е .
Активизировать
словарный
запас
детей
прилагательными,
характеризующими
с е м ь ю
и
обозначающими
настроение
человека.
Апрель
Проведение Д/ И
с детьми «На кого
я похож»
формировать
интерес
к
своей
родословной
Воспитатели,
дети
Продолжать
уточнять,
расширять
знания
и
представления
детей о семье, как
о
людях,
которые
живут вместе.
Май
Создание
«Клумбы
традиций»
Привлечение
родителей
и
детей к созданию
семейной
к л у м б ы
н а
территории
детского сада.
Воспитатели,
дети,
родители
Совместная работа
д е т е й
с
р од и т е л я м и
п о
благоустройству
клумбы.
Большая
роль
в
реализации
опыта
отводилась
совместной
деятельности
воспитателя с детьми и родителями..
В результате проделанной работы
На
сегодняшний
день
сложилась
определенная
система
в работе
с
родителями:
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками
встреч и помощниками воспитателя;
- создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания;
- появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;
- повысилась культура межличностных взаимодействий детей;
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями;
- позволила мне решить те задачи, которые я перед собой ставила;
Данная деятельность продолжается по настоящее время.
На дальнейшую перспективу планирую:
- продолжать повышать уровень педагогической компетенции родителей
-
продолжать работу по
созданию
условий
привлечения
родителей
к
совместному сотрудничеству
- поделиться своим опытом работы с коллегами.
Литература
Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи
и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А
до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и
сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, №
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера,
2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
Современные формы работы с родителями [Электронный
ресурс]//vseodetishkaxrabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М.: «Аркти»,
2005, С. 221.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Методические
рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.
П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. — №9. — С. 52-58.
Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.
-метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др.
Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. —
№1. — С. 41-49– М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 112 с.
Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты
лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина
Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов
дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников:
Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. –
163 с.
Подготовительная группа
Цель: Расширение представлений детей о себе, о семье, обществе
(ближайшем социуме).
Систематизировать знания детей по теме «Семейные традиции».
Задачи: 1. Формировать первичные представления о себе, семье,
обществе (ближайшем социуме).
2.
Развивать любознательность и познавательную активность через:
формирование первоначальных представлений о родословной;
продолжать развивать интерес к профессиям родителей,
расширять представление о значении их труда для общества;
2.
Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
Воспитывать у детей желание проявлять сострадание, внимание к
родным и близким.
3.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Коммуни
кация
Позна
ние
^ Чтение
художестве
нной
литератур
ы
Социализ
ация
Труд
Безопас
ность
Художественное
творчество
Беседа-
диалог:
«Что
такое
семья»,«
Учись
проявлят
ь
благородс
тво»
^ Состав
ление
творческ
их
Расска
зы
воспит
ателя
на
темы: «
Мой
дом,
моя
семья»
,
«Родос
ловная
–
Чтениестих
отворений
рассказов и
сказок по
данной
теме.
^ Сюжетн
о-ролевые
игры:
«Семья»,
«Семейн
ые
праздник
и»,
«Новосел
ье»,
«Строите
ли» ,
«Больниц
а»,
Знакомс
тво с
професс
иями
родител
ей.
Рассмат
ривание
альбома
:
«Профе
ссии
моих
Безопас
ность
дома на
дороге:
рисован
ие,
беседы.
Д/ и
«Один
дома»,
«Прави
льно-
неправи
^ Продуктивная
деятельность:
Рисование
«Любимые
занятие моей
семьи», « Милой
мамочки портрет»
«Фантастические
цветы в подарок
маме»
Лепка: «Лебёдушк
а»Аппликация:
рассказов
: «Моя
семья»,
Рассматр
ивание
альбома
«Наша
семья»,
«Семейн
ые
традиции
»,
«Старши
й в доме»,
«Как я
помогаю
дома»
Словесны
е
игры: «К
то кем
кому
приходит
ься»
Коммуни
кативные
игры: «Я
начну, а
ты
закончи»,
«Подбери
признак»
^ Разучив
ание
стихотвор
ений,
старин
ная
русска
я
тради
ция»
Д\и «К
то для
кого?»
,
«Пода
рки
всей
семье»
,
«Кому
что
нужно
для
труда»
«Парикма
херская»
Хороводн
ая игра:
«У
бабушки
Маланьи»
НОД
(правовое
)
Тема:
«Мужчин
ы и
женщины
в семье»
Пр сод.:
закрепить
представл
ение
детей о
семьи,
родственн
ых
отношени
ях, об
обязаннос
тях
членов
семьи;
познаком
ить с
особеннос
тями
поведения
мужчин и
родител
ей»
Беседа-
диалог:
«Как я
помога
ю маме»
льно».
Рассмат
ривание
иллюст
раций
«Опасн
ые
ситуаци
и»
Беседа
«Мой
дом, моя
крепост
ь»
-рассказ
ать
какие
правила
безопас
ности
соблюда
ют
ежеднев
но в
своем
доме,
дворе.
«Лебедь»
Конкурс детских
рисунков «Моя
мама лучше всех»
«Мой любимый
папа»
Коллаж «Моя
маленькая мама»
пословиц,
поговоро
к о семье.
женщин в
обществе
и в семье.
^ ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Праздник «ПАПА, МАМА, Я –
дружная семья»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Иллюстрации и картинки о семье
Стихотворения: В.Приходько «Мама пришла», Г.Виеру Мамин
день»,Э.Успенский Если б был бы я девчонкой», Г.Глушнёв «Я не плачу»,
Л.Квитко «Бабушкины руки»
^ Рассказы и сказки: Ю. Яковлев «Мама», Э.Шим «Брат и младшая
сестра», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Мамина работа»,
В.Осеев «Просто старушка», «Три сына», В Серова «Папа
дома».Сказка: «Кукушка», «Айога»
Зона сюжетно-ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и
совместное изготовление атрибутов.
^ ИЗО – уголок: материалы и инструменты для рисования, лепки,
аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление семейной газеты «Один день из жизни семьи»
Сотворчество детей и родителей при изготовлении «Семейного
альбома» и составлении «Генеалогического древа»
Подбор родителями информации о своей профессии, и о своей
фамилии (что означает) – активизировать родителей, подобрать
полезную информации по проекту.
Индивидуальная беседа «Коллекцию в вашем доме», «Праздники и
традиции в вашей семье»
Подготовка к празднику семьи: «ПАПА, МАМА, Я – дружная
семья»