Автор: Спиридонова Сахая Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Туллукчаан"
Населённый пункт: с.Кердем, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ПРИМЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Спиридонова С.В.
Научный руководитель: М.И.Дедюкина
Якутск, Северо–Восточный Федеральный Университет им. М.К.Аммосова.
spiridonova
.
sakhaya
@
.
ru
APPLICATION OF
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION
TEACHING APPLICATIONS AS A MEANS OF CREATIVE IMAGINATION
OLDER PRESCHOOLERS
Spiridonova S.V
Scientific director: Dedyukina M.I
NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY IN YAKUTSK
spiridonova
.
sakhaya
@
.
ru
Ключевые
слова:
аппликация,
воображение,
информационно
коммуникационные технологии, старшие дошкольники, творчество.
Key words: application, imagination, information and communication technology,
older preschoolers, creative.
В
соответствии
с
«Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования»
«художественно-эстетическое
развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства
и
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на
вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом
материале, принятом за фон.
В
обучении
аппликации
можно
использовать
информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ).
ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому,
средством осуществления которых является компьютер.
В данном исследовании мы рассматриваем возможность целенаправленного
и планомерного применения ИКТ в обучении детей старшей
группы
аппликации с целью развития их творческого воображения, т.к. на наш
взгляд ИКТ позволяют:
- составлять различные варианты изображений из простых геометрических
фигур и «переносить» их в аппликативную деятельность;
- подбирать различные варианты цветов спектра и их сочетания для
элементов аппликации;
-
изменять
величину
предметов
при
передаче
композиционного
расположения элементов изображений, в строении предметов;
- разрабатывать эскизы для сюжетной и декоративной аппликации по
замыслу.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации
путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не
всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.
Творческое воображение характеризуется
тем,
что
человек
преобразует
представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно
намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые
материалы.
Пилотажное исследование было проведено нами в старшей группе
«Чуораанчык» МБДОУ №82 «Мичээр» г.Якутска. С целью определения
уровня
развития
воображения
детей
была
проведена
диагностика
О.М.Дьяченко «Дорисовывание
фигур».В исследовании участвовало 12
детей.
В соответствии с инструкцией детям предлагались листы бумаги с
изображением
неопределенных
фигур,
которые
они
должны
были
дорисовать. Время рисования не ограничивалось, ребенок должен был
рисовать самостоятельно. Ребенку на выбор предлагались графитный и
цветные карандаши. Диагностика проводилась с детьми индивидуально.
После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивали: «Что у тебя
получилось?».
Ответ
ребенка
фиксировался
в
протоколе.
Затем
последовательно предъявлялись остальные карточки с фигурками.
Согласно данной диагностике нельзя было задавать ребенку наводящие
вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе?» или «Посмотрим вокруг,
что ты видишь, похожее на эту фигуру?».
К ошибкам относятся:
- Ребенок нарисовал узор (на вопрос: «Что это?» он отвечает: «Просто так»
или «Это узор такой»).
- Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру
(например: «Это квадрат»).
- Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос «А что это
значит на твоей картинке?» ребенок отвечает: «Ничего, просто так»).
Для
оценки
уровня
выполнения
задания
для
каждого
ребенка
подсчитывался
коэффициент
оригинальности
(К
ор
):
количество
неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в
которых фигура для дорисовывания превращались в один и тот же элемент.
Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора
считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывались ребенку.
Затем сравнивались изображения, созданные каждым из детей обследуемой
группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.
Таким образом, К
ор
равен количеству рисунков, не повторяющихся (по
характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из
детей группы.
Полученные результаты для обработки занесены в протокол. По
горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали –
фамилии детей. Под каждой фигуркой мы записывали, какое изображение
дал
ребенок.
Название
повторяющихся
изображений
по
горизонтали
(повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по
одной и той же фигурке) зачеркивались. Количество не зачеркнутых ответов
– К
ор
каждого ребенка. Затем мы вывели средний К
ор
по группе
(индивидуальные величины К
ор
суммируют и делят на количество детей в
группе).
Итак, по результатам диагностики нами выявлены следующие уровни
развития творческого воображения детей по созданию оригинальных
образов:
высокий уровень – 3 ребенка (25%);
средний уровень – 6 детей (50%);
низкий уровень – 3 ребенка (25%);
Таким образом, диагностика О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур»
позволила определить уровень развития творческого воображения детей
старшей группы «Чуораанчык». В группе преобладают дети со средним
уровнем развития творческого воображения (6 детей - 50%), а высокий и
низкий уровень продемонстрировали по 25% (по 3 ребенка) детей.
На основе изученного нами теоретического материала и проведенного
пилотажного исследования мы пришли к следующим выводам:
- одной из задач в воспитательно - образовательной работе дошкольных
образовательных учреждений является развитие творческого воображения
дошкольников, в данном случае в аппликации;
- по результатам диагностики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур» мы
выявили, что у большинства обследованных детей старшей группы
наблюдается средний уровень развития творческого воображения;
- необходимо широко применять методы и приемы ИКТ в художественно-
творческой деятельности детей старшей группы, так как ИКТ является
источником формирования у детей творческого мышления и воображения;
- создание соответствующей предметно – развивающей среды является
непременным условием для развития творческого воображения детей в
детском саду и в семье;
-помимо
ХТД
детям
необходимо
заниматься
играми
и
игровыми
упражнениями с элементами ИКТ, которые могут быть организованы со
стороны педагогов и родителей;
- считаем важным разработку педагогами плана работы с использованием
элементов ИКТ в разных видах деятельности детей старшей группы;
- педагогам ДОУ следует целенаправленно, систематически, планомерно
проводить работу по развитию творческого воображения – центрального
новообразования детей дошкольного возраста.
- воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка
проводником
в
мир
новых
технологий.
Воспитатели
ДОУ
обязаны
обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы
непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого
образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и
использование информационных технологий в ДОУ.