Напоминание

ПРИМЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Спиридонова Сахая Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Туллукчаан"
Населённый пункт: с.Кердем, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИМЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Спиридонова С.В.

Научный руководитель: М.И.Дедюкина

Якутск, Северо–Восточный Федеральный Университет им. М.К.Аммосова.

spiridonova

.

sakhaya

@

mail

.

ru

APPLICATION OF

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION

TEACHING APPLICATIONS AS A MEANS OF CREATIVE IMAGINATION

OLDER PRESCHOOLERS

Spiridonova S.V

Scientific director: Dedyukina M.I

NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY IN YAKUTSK

spiridonova

.

sakhaya

@

mail

.

ru

Ключевые

слова:

аппликация,

воображение,

информационно

коммуникационные технологии, старшие дошкольники, творчество.

Key words: application, imagination, information and communication technology,

older preschoolers, creative.

В

соответствии

с

«Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования»

«художественно-эстетическое

развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование

элементарных

представлений

о

видах

искусства

и

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на

вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом

материале, принятом за фон.

В

обучении

аппликации

можно

использовать

информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому,

средством осуществления которых является компьютер.

В данном исследовании мы рассматриваем возможность целенаправленного

и планомерного применения ИКТ в обучении детей старшей

группы

аппликации с целью развития их творческого воображения, т.к. на наш

взгляд ИКТ позволяют:

- составлять различные варианты изображений из простых геометрических

фигур и «переносить» их в аппликативную деятельность;

- подбирать различные варианты цветов спектра и их сочетания для

элементов аппликации;

-

изменять

величину

предметов

при

передаче

композиционного

расположения элементов изображений, в строении предметов;

- разрабатывать эскизы для сюжетной и декоративной аппликации по

замыслу.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации

путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не

всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

Творческое воображение характеризуется

тем,

что

человек

преобразует

представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно

намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые

материалы.

Пилотажное исследование было проведено нами в старшей группе

«Чуораанчык» МБДОУ №82 «Мичээр» г.Якутска. С целью определения

уровня

развития

воображения

детей

была

проведена

диагностика

О.М.Дьяченко «Дорисовывание

фигур».В исследовании участвовало 12

детей.

В соответствии с инструкцией детям предлагались листы бумаги с

изображением

неопределенных

фигур,

которые

они

должны

были

дорисовать. Время рисования не ограничивалось, ребенок должен был

рисовать самостоятельно. Ребенку на выбор предлагались графитный и

цветные карандаши. Диагностика проводилась с детьми индивидуально.

После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивали: «Что у тебя

получилось?».

Ответ

ребенка

фиксировался

в

протоколе.

Затем

последовательно предъявлялись остальные карточки с фигурками.

Согласно данной диагностике нельзя было задавать ребенку наводящие

вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе?» или «Посмотрим вокруг,

что ты видишь, похожее на эту фигуру?».

К ошибкам относятся:

- Ребенок нарисовал узор (на вопрос: «Что это?» он отвечает: «Просто так»

или «Это узор такой»).

- Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру

(например: «Это квадрат»).

- Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос «А что это

значит на твоей картинке?» ребенок отвечает: «Ничего, просто так»).

Для

оценки

уровня

выполнения

задания

для

каждого

ребенка

подсчитывался

коэффициент

оригинальности

ор

):

количество

неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в

которых фигура для дорисовывания превращались в один и тот же элемент.

Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора

считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывались ребенку.

Затем сравнивались изображения, созданные каждым из детей обследуемой

группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.

Таким образом, К

ор

равен количеству рисунков, не повторяющихся (по

характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из

детей группы.

Полученные результаты для обработки занесены в протокол. По

горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали –

фамилии детей. Под каждой фигуркой мы записывали, какое изображение

дал

ребенок.

Название

повторяющихся

изображений

по

горизонтали

(повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по

одной и той же фигурке) зачеркивались. Количество не зачеркнутых ответов

– К

ор

каждого ребенка. Затем мы вывели средний К

ор

по группе

(индивидуальные величины К

ор

суммируют и делят на количество детей в

группе).

Итак, по результатам диагностики нами выявлены следующие уровни

развития творческого воображения детей по созданию оригинальных

образов:

высокий уровень – 3 ребенка (25%);

средний уровень – 6 детей (50%);

низкий уровень – 3 ребенка (25%);

Таким образом, диагностика О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур»

позволила определить уровень развития творческого воображения детей

старшей группы «Чуораанчык». В группе преобладают дети со средним

уровнем развития творческого воображения (6 детей - 50%), а высокий и

низкий уровень продемонстрировали по 25% (по 3 ребенка) детей.

На основе изученного нами теоретического материала и проведенного

пилотажного исследования мы пришли к следующим выводам:

- одной из задач в воспитательно - образовательной работе дошкольных

образовательных учреждений является развитие творческого воображения

дошкольников, в данном случае в аппликации;

- по результатам диагностики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур» мы

выявили, что у большинства обследованных детей старшей группы

наблюдается средний уровень развития творческого воображения;

- необходимо широко применять методы и приемы ИКТ в художественно-

творческой деятельности детей старшей группы, так как ИКТ является

источником формирования у детей творческого мышления и воображения;

- создание соответствующей предметно – развивающей среды является

непременным условием для развития творческого воображения детей в

детском саду и в семье;

-помимо

ХТД

детям

необходимо

заниматься

играми

и

игровыми

упражнениями с элементами ИКТ, которые могут быть организованы со

стороны педагогов и родителей;

- считаем важным разработку педагогами плана работы с использованием

элементов ИКТ в разных видах деятельности детей старшей группы;

- педагогам ДОУ следует целенаправленно, систематически, планомерно

проводить работу по развитию творческого воображения – центрального

новообразования детей дошкольного возраста.

- воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка

проводником

в

мир

новых

технологий.

Воспитатели

ДОУ

обязаны

обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы

непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого

образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и

использование информационных технологий в ДОУ.



В раздел образования