Автор: Жайворон Ольга Макаровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 144
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Путешествие на Север
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие в логопедической подготовительной группе «Незабудки» на
тему «Обитатели холодных стран «Путешествие на север»
МБДОУ № 144 учитель-логопед Жайворон Ольга Макаровна
Цель коррекционно-образовательная: формировать первичные
представления о строении, обитании, повадках животных Севера.
Активизировать мыслительные процессы на основе подбора
родственных слов, выбора логически правильного предложения. Продолжать
обучать образованию притяжательных прилагательных
Коррекционно-развивающие: упражнять в подборе прилагательных к
существительным на тему «Животные холодных стран». Развивать навыки
словообразования (сложные слова).
Закреплять умения в употреблении существительных в различных
падежах упражнять в узнавании животных Севера по их описанию. Обучать
умению собирать целое из 8 частей. Развивать связную речь, внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любознательность,
доброту, любовь к окружающей природе, умению работать в команде.
Развивать свободное общение логопеда с детьми, умение слушать своих
товарищей.
Оборудование: картинки животных Севера, разрезные картинки
животных Севера, символы, ленточки, синие полоски, конверт с письмом,
картинка «Узнай животное», мольберт, картинки с заданием.
Ход занятия: дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Настрой на
занятие (самомассаж: «Ушки-непослушки только у «вреднюшки», а у хороших
ребят - ушки слушать хотят». Дети проговаривают слова и выполняют
движения, массируют мочки ушей).
Дети давайте встанем в круг и поиграем в игру «Веревочка» (по кругу
вращаем веревочку со словами: «Кручу – верчу, сказать хочу: у кого оказался
узелок называет слово действие). Стук в дверь, «Вам письмо», передают
конверт. «Интересно от кого письмо», предположения детей. «Давайте откроем
и посмотрим, здесь что-то написано. Соня прочитай пожалуйста». (Девочка
читает. Текст письма написали «полярники». Кстати, а вы знаете, кто такие
«Полярники»? (Ответы детей).
Пояснить: «Полярники - это люди, которые работают и живут на
Севере. Чаще это ученые. Они нам предлагают отправиться в экспедицию на
север». (Ответы детей). «Добираться туда далеко и долго. Есть более короткий
путь. Давайте назовем 10 зимних слов и окажемся там. Не забудьте одеться
потеплее, я вас назначаю младшими научными сотрудниками.»
Дети называют зимние слова. Подходим к телевизору. Первыми нас
встречают: «Посмотрите, кто это на экране?» Картинки северных животных с
детенышами. У кого кто: у моржа – моржонок, у медведя – медвежонок, у
тюленя – белек. «Почему его так называют? Чем же питаются животные, кругом
лед и снег?» (Ответы детей.)
«Ребята отправляемся с вами дальше, но надо быть осторожными.
Следует опасаться каких-то животных. Вы знаете кого-нибудь?» (Ответы детей).
А как вы думаете, почему медведь – хищник? Наконец-то мы добрались с вами
до станции (это научные лаборатории). Здесь нас ждут какие-то дела.»
Опять конверты. Открываем. Просят собрать картинку из частей.
«Лаборатории маленькие. Чтобы нам было удобно работать, давайте разделимся
на команды по символам. У кого красные рукавички - садиться там, где такая
рукавичка на столе. Смотрите, где синяя, а где зеленая разместились.
Приступайте к исследованию.» Дети собирают картинку животного из 8 частей.
«Послушайте, о ком я сказала «толстолапый, ластоногий»?» Каждой
команде надо 2 – 3-я словами описать свое животное. Дети выполняют задание.
Ребята на память об этой экспедиции. «Я сфотографирую ваши картинки
животных. Работаем дальше. Посмотрите на доску, кто-то уже знает тайну этой
записи ? Здесь какие-то обозначения. Это схема предложения с предлогом.
Пожалуйста, придумайте о своем животном предложение по схеме».
«Молодцы, справились! Давайте отдохнем.
Игра с пальчиками: тяпы, тяпы, тяпы, тяпы. Это ласты, а не лапы. У
тюленей ласты, эти носят мамы, папы, дети.
Выполняем следующие движения: на снегу лежит тюлень, двигаться
тюленю лень, у ленивого растяпы превратились ласты в лапы.»
Детям предлагаю посадить здесь необычное дерево. «Как оно
называется?». (Ответы детей). Украсим его родственными словами, а подбирать
родственников будем к слову «снег». Дети называют 7-9 слов.
На доске звуковая схема слова «морж». «Обращаю внимание, на эту
шифровку. Как вы думаете, что обозначает.» (Ответы детей) «Назовите северное
животное, в котором всего 4 звука? А сколько слогов ? Почему один?» (Ответы
детей). «Измените это слово так, чтобы было 2 слога. Теперь 3 слога.» (Ответы
детей) «Назовите любое слово со звуком «М» в начале, затем со звуком «О, Р,
Ж». Предлагаю посмотреть на пленку, где я фотографировала животных. Ой,
ребята. Это что за абракадабра? Наверное, мой телефон заблокировался от
холода и не понять, что получилось. Что же мы будем рассказывать о своей
экскурсии?
Может вы узнаете здесь кого- нибудь?
На доске картинка из разных частей животных Севера. «Это чьи рога –
оленьи, чьи лапы - медвежьи. (И т. д.)».
«Ну что, задачи все выполнили, пора возвращаться в детский сад.
Нужно согреться от холода, отдохнуть и подвести итог.
Продолжите мою фразу – «Я сегодня узнала, что на Севере.» (Ответы
детей.)
«Всем спасибо, вы большие молодцы.»