Автор: Кравцова Людмила Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей школьников на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Городова Т.П., учитель русского языка и литературы
Формирование
нравственных
ценностей
в
процессе
изучения
литературы.
Цель:
формирование нравственных ценностей в процессе изучения
литературы.
Задачи:
выявлять нравственные уроки литературы, определить степень
воздействия рассматриваемых произведений на учащихся, прогнозировать
ситуации
нравственного
выбора,
формировать
у
читателя-школьника
нравственно-эстетические потребности более высокого порядка.
Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая
в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой
взгляд
на
мир,
свою
жизненную
позицию.
Переживая
трагические
конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература –
литература высоких требований к человеку, обостренной совестливости,
неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный ее предмет – человек, его
внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу, к природе.
В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это
равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во
все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека.
Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…»
Литература – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на
душу учение о добре, это могучая ограда от зла. Это искусство слова,
освещенное духовным и нравственным смыслом, передающимся читателю.
В основе изучения литературы, дающего высокий воспитательный
результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием
произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-
литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений.
Обогащение
художественного
восприятия
предполагает
развитие
способности
наслаждаться
искусством,
понимать
его
целостность
и
художественную значимость.
На
основе
чтения
и
изучения
художественных
произведений
развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника,
укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Именно на основе
чтения формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные
вкусы молодежи.
Программа под редакцией А.Г. Кутузова (Программа по литературе. 5-
11 класс. Под редакцией А.Г. Кутузова. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев,
Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов, Л.В. Колосс)
является федеральной с 1995 г. В ее основе – концепция литературного
образования на основе творческой деятельности, когда личность ученика
включается в процесс постижения художественного произведения. Система
коммуникативно-творческих работ, предложенная в программе, в частности,
разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое
задание»,
«Самостоятельный
анализ
выбранного
произведения»,
способствует формированию читательских умений учеников. В программу
включаются
произведения,
сохраняющие
общечеловеческое
значение,
развивающие мысль и чувство юных читателей. Мифтахитдинова Л.Р.,
опытный учителей высшей категории г. Орска считает: если говорить об
усилении нравственной направленности изучения литературы, то нужны не
морализирование,
не
поучания,
а
такое
изучение
художественных
произведений, которое учитывает замысел автора, особенности конфликтов
характеров действующих лиц, авторскую позицию.
Девиз курса литературы в 9 класса: «Автор – образ – читатель». Что сказал
писатель всем людям? Что сказал он мне? Как я отношусь к сказанному? Эти
три вопроса – главные в изучении литературы девятиклассниками по
учебнику
«В
мире
литературы.
9
класс».
А
потому
важнейшими
направлениями
работы
с
литературным
произведением
становятся
«расшифровка»
и
«свое
слово».
Анализ
и
оценка
сливаются
в
самостоятельное суждение, актуализирующее художественный текст, иначе
говоря, в интерпретацию. Общение с искусством требует соблюдения
известных правил, дающих простор воображению читателя, зрителя,
слушателя, личностной оценке художественного произведения.
Оживание литературного произведения в сознании читателей приводит
к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда
далеко стоящую от намерений писателя.
Без усилий читателя глубины литературного произведения остаются
тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя
измеряется способностью вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед
собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.
Эмоциональное погружение в текст – первый этап постижения
литературного произведения, неизбежный и во многом решающий для
читателя. Но для того чтобы оно приводило к определенному итогу, к
законченным выводам, к концепции произведения, размышление над
художественным
текстом
должно
обрести
направленность,
последовательность подлинной работы. Этот второй этап постижения
произведения зовется анализом, т.е. работой, проверяющей наши чувства,
мысли, представления, возникшие при чтении.
Анализ – это путь от читательских впечатлений к автору произведения,
это попытка приблизиться к позиции писателя. Здесь нужны широта и
точность
разума,
пристальность
взгляда,
художественное
внимание,
обращение к форме произведения, способность в художественной детали
увидеть мысль писателя, как мир в капле воды.
Воображение и способность чувством отозваться на слово – это ключи,
которые открывают читателю мир художественного произведения.
Так при изучении трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (9
класс) учащиеся отвечают на вопросы, побуждающие к выяснению взглядов,
позиции, определению своего отношения к ним: «Только ли о любви эта
трагедия? Как подтверждает автор, что феодальная этика неумна в своей
слепой, жестокой дикости? Можно ли сказать, что Ромео слабее Джульетты,
не так энергичен, не так силен духом? Джульетта «целеустремленная», как
говорится в трагедии; вспомните рассказ В. Распутина «Женский разговор»,
сравнимы ли слова «целеустремленная» в двух произведения? Почему А.С.
Пушкин сказал, что Меркуцио – «замечательнейшее лицо изо всей
трагедии» вслед за Ромео и Джульеттой? Каков же пафос финала –
трагически безысходный или оптимистически светлый? Можно ли увидеть
сходные мотивы в трагедии Шекспира и стихотворении В. Кочеткова «С
любимыми не расставайтесь…»?»
При анализе рассказа В. Астафьева «Людочка» учащиеся решают
следующие вопросы: «Какие нравственные традиции русской литературы
нашли отражение в рассказе? Каковы нравственные уроки повести Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза» и рассказа В.П. Астафьева «Людочка»? Почему
история Людочки жжет сердце? Почему автор отказывает своей героине в
любви? Почему в произведении нет положительного героя? Может ли кто-
нибудь из вас оказаться на месте Людочки? Можно ли что-либо сделать?»
Повесть
Ф.
Искандера
«Софичка»
заставляет
задуматься
над
вопросами: «Символом чего был Большой Дом? Что может быть страшнее
кровной мести? Почему после многолетнего ожидания прощения от
Софички Нури умирает? Что собирает семью и близких? Возможно ли
исчезноведение хищничества, потребительства, жестокости?»
На уроке по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» ученики
говорят о Родине, патриотизме: «Чем определяется любовь к Родине? Как вы
понимает слова Ж.-Ж. Руссо: Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее
зависит от ее употребления»? Велик или мал подвиг у Вопь-озера? В чем
многозначность названия повести? Зачем в повести нужен эпилог?»
При знакомстве с поэмой М.Ю. Лермонтова «Беглец» (6 кл.) ученикам
предлагается поразмышлять о роли Кавказа в жизни поэта, о красоте земли и
человека в дивной стране гор, об умении принимать иноплеменные нравы,
устои, обычаи, перенимать лучшие из них даже тогда, когда волею судеб
другой
народ
становится
«противоположной
стороной»
на
поле
политической вражды: «Каков подзаголовок поэмы? Кто такой беглец?
Каково значение этого слова в поэме? Почему мать не приняла последнего
из своих сыновей? Можно ли понять ее поступок? Какие чувства матери и
Гарупа удалось передать художнику Н. Дубовскому ярко и сильно? Как
проявляется отношение автора к Гаруну, в каких словах оно звучит наиболее
ярко? Каков идеал самого поэта? В годы Великой Отечественной войны
Аветисовым была написана опера «Беглец» (поставлена в 1943 г.). Случайно
ли?»
Стимулирование
личностного
восприятия,
нравственный
выбор,
который делает каждый ученик, постигая содержание произведения,
обогащая свои познания и представления о мире, находя в нем личностный
смысл, пищу для размышлений и глубоких переживаний – серьезнейшая
задача уроков литературы, которую успешно решают учителя литературы
нашей школы.