Напоминание

Формирование нравственных ценностей школьников на уроках литературы


Автор: Кравцова Людмила Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей школьников на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Городова Т.П., учитель русского языка и литературы

Формирование

нравственных

ценностей

в

процессе

изучения

литературы.

Цель:

формирование нравственных ценностей в процессе изучения

литературы.

Задачи:

выявлять нравственные уроки литературы, определить степень

воздействия рассматриваемых произведений на учащихся, прогнозировать

ситуации

нравственного

выбора,

формировать

у

читателя-школьника

нравственно-эстетические потребности более высокого порядка.

Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая

в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой

взгляд

на

мир,

свою

жизненную

позицию.

Переживая

трагические

конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература –

литература высоких требований к человеку, обостренной совестливости,

неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный ее предмет – человек, его

внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу, к природе.

В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это

равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во

все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека.

Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…»

Литература – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на

душу учение о добре, это могучая ограда от зла. Это искусство слова,

освещенное духовным и нравственным смыслом, передающимся читателю.

В основе изучения литературы, дающего высокий воспитательный

результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием

произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-

литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений.

Обогащение

художественного

восприятия

предполагает

развитие

способности

наслаждаться

искусством,

понимать

его

целостность

и

художественную значимость.

На

основе

чтения

и

изучения

художественных

произведений

развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника,

укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Именно на основе

чтения формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные

вкусы молодежи.

Программа под редакцией А.Г. Кутузова (Программа по литературе. 5-

11 класс. Под редакцией А.Г. Кутузова. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев,

Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов, Л.В. Колосс)

является федеральной с 1995 г. В ее основе – концепция литературного

образования на основе творческой деятельности, когда личность ученика

включается в процесс постижения художественного произведения. Система

коммуникативно-творческих работ, предложенная в программе, в частности,

разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое

задание»,

«Самостоятельный

анализ

выбранного

произведения»,

способствует формированию читательских умений учеников. В программу

включаются

произведения,

сохраняющие

общечеловеческое

значение,

развивающие мысль и чувство юных читателей. Мифтахитдинова Л.Р.,

опытный учителей высшей категории г. Орска считает: если говорить об

усилении нравственной направленности изучения литературы, то нужны не

морализирование,

не

поучания,

а

такое

изучение

художественных

произведений, которое учитывает замысел автора, особенности конфликтов

характеров действующих лиц, авторскую позицию.

Девиз курса литературы в 9 класса: «Автор – образ – читатель». Что сказал

писатель всем людям? Что сказал он мне? Как я отношусь к сказанному? Эти

три вопроса – главные в изучении литературы девятиклассниками по

учебнику

«В

мире

литературы.

9

класс».

А

потому

важнейшими

направлениями

работы

с

литературным

произведением

становятся

«расшифровка»

и

«свое

слово».

Анализ

и

оценка

сливаются

в

самостоятельное суждение, актуализирующее художественный текст, иначе

говоря, в интерпретацию. Общение с искусством требует соблюдения

известных правил, дающих простор воображению читателя, зрителя,

слушателя, личностной оценке художественного произведения.

Оживание литературного произведения в сознании читателей приводит

к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда

далеко стоящую от намерений писателя.

Без усилий читателя глубины литературного произведения остаются

тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя

измеряется способностью вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед

собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.

Эмоциональное погружение в текст – первый этап постижения

литературного произведения, неизбежный и во многом решающий для

читателя. Но для того чтобы оно приводило к определенному итогу, к

законченным выводам, к концепции произведения, размышление над

художественным

текстом

должно

обрести

направленность,

последовательность подлинной работы. Этот второй этап постижения

произведения зовется анализом, т.е. работой, проверяющей наши чувства,

мысли, представления, возникшие при чтении.

Анализ – это путь от читательских впечатлений к автору произведения,

это попытка приблизиться к позиции писателя. Здесь нужны широта и

точность

разума,

пристальность

взгляда,

художественное

внимание,

обращение к форме произведения, способность в художественной детали

увидеть мысль писателя, как мир в капле воды.

Воображение и способность чувством отозваться на слово – это ключи,

которые открывают читателю мир художественного произведения.

Так при изучении трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (9

класс) учащиеся отвечают на вопросы, побуждающие к выяснению взглядов,

позиции, определению своего отношения к ним: «Только ли о любви эта

трагедия? Как подтверждает автор, что феодальная этика неумна в своей

слепой, жестокой дикости? Можно ли сказать, что Ромео слабее Джульетты,

не так энергичен, не так силен духом? Джульетта «целеустремленная», как

говорится в трагедии; вспомните рассказ В. Распутина «Женский разговор»,

сравнимы ли слова «целеустремленная» в двух произведения? Почему А.С.

Пушкин сказал, что Меркуцио – «замечательнейшее лицо изо всей

трагедии» вслед за Ромео и Джульеттой? Каков же пафос финала –

трагически безысходный или оптимистически светлый? Можно ли увидеть

сходные мотивы в трагедии Шекспира и стихотворении В. Кочеткова «С

любимыми не расставайтесь…»?»

При анализе рассказа В. Астафьева «Людочка» учащиеся решают

следующие вопросы: «Какие нравственные традиции русской литературы

нашли отражение в рассказе? Каковы нравственные уроки повести Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза» и рассказа В.П. Астафьева «Людочка»? Почему

история Людочки жжет сердце? Почему автор отказывает своей героине в

любви? Почему в произведении нет положительного героя? Может ли кто-

нибудь из вас оказаться на месте Людочки? Можно ли что-либо сделать?»

Повесть

Ф.

Искандера

«Софичка»

заставляет

задуматься

над

вопросами: «Символом чего был Большой Дом? Что может быть страшнее

кровной мести? Почему после многолетнего ожидания прощения от

Софички Нури умирает? Что собирает семью и близких? Возможно ли

исчезноведение хищничества, потребительства, жестокости?»

На уроке по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» ученики

говорят о Родине, патриотизме: «Чем определяется любовь к Родине? Как вы

понимает слова Ж.-Ж. Руссо: Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее

зависит от ее употребления»? Велик или мал подвиг у Вопь-озера? В чем

многозначность названия повести? Зачем в повести нужен эпилог?»

При знакомстве с поэмой М.Ю. Лермонтова «Беглец» (6 кл.) ученикам

предлагается поразмышлять о роли Кавказа в жизни поэта, о красоте земли и

человека в дивной стране гор, об умении принимать иноплеменные нравы,

устои, обычаи, перенимать лучшие из них даже тогда, когда волею судеб

другой

народ

становится

«противоположной

стороной»

на

поле

политической вражды: «Каков подзаголовок поэмы? Кто такой беглец?

Каково значение этого слова в поэме? Почему мать не приняла последнего

из своих сыновей? Можно ли понять ее поступок? Какие чувства матери и

Гарупа удалось передать художнику Н. Дубовскому ярко и сильно? Как

проявляется отношение автора к Гаруну, в каких словах оно звучит наиболее

ярко? Каков идеал самого поэта? В годы Великой Отечественной войны

Аветисовым была написана опера «Беглец» (поставлена в 1943 г.). Случайно

ли?»

Стимулирование

личностного

восприятия,

нравственный

выбор,

который делает каждый ученик, постигая содержание произведения,

обогащая свои познания и представления о мире, находя в нем личностный

смысл, пищу для размышлений и глубоких переживаний – серьезнейшая

задача уроков литературы, которую успешно решают учителя литературы

нашей школы.



В раздел образования