Напоминание

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Синицына Наталия Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДСОШ №4 с УИОП дошкольное отделение №32 "Орленок"
Населённый пункт: Московская обл, г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статью приготовила: Воспитатель Синицына Н. И.

МАОУ ДСОШ №4 с УИОП дошкольное отделение №32 «Орленок»

Развития творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста

Творческие способности являются одним из основных рычагов

воспитания старших дошкольников в ДОУ.

Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту

кого-либо, чего-либо, то, что придает своеобразие кому-либо [2].

Как отмечаютЛ. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и

другие, «дошкольное детство является сензитивным периодом становления

творческих сил и способностей».

Именно в этот период

происходят изменения во многих сферах:

совершенствуются психические процессы - внимание, память, восприятие,

мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а

на их основе - способности и склонности [4].

Как отмечают Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «…в

старшем дошкольном возрасте происходят переломные моменты в развитии

внимания. В этот период начинает проявляться форма произвольного

внимания, но, несмотря на изменения в развитии внимания, остается

непроизвольное внимание» [4].

В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения

в процессе развития памяти. Память в этом возрасте носит непроизвольный

характер.

Становление мышления в старшем дошкольном возрасте связано с

усвоением новых способов умственных действий, возможности для развития

различных форм образного мышления.

Изучая творческие способности старших дошкольников, Е. В. Котова

отмечает, чток 6 - 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы

тремя способами:

-

используя наглядно-действенное;

-

наглядно-образное;

-

логическое мышление [4, с. 6].

В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться

логическое мышление, определяя тем самым перспективу творческого

развития.

По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, в

старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством,

появляется новый тип деятельности – творческий.

Как отмечают

Л. С. Выготский, В. В. Давыдов

и другие, «…

воображение является важнейшим новообразованием дошкольного детства, с

ним связаны процессы зарождения творческой личности» [4].

Творческие способности старших дошкольников развиваются в

художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, игровой,

рисовании и лепке, конструировании, художественно-речевой и других видах

деятельности.

Рассматривая

творческие

способности,

необходимо

рассмотреть

особенности развития творческих способностей.

Н.

А.

Ветлугина

выделяет

следующие

особенностиразвития

творческих способностей:

-

способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и

произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию,

эмоционально откликаться на красоту;

-

творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи,

изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для

передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и

личностное отношение к происходящему);

-

оцениватьпрекрасное

в

окружающем,

различать

средства

художественной

выразительности

в

содержании

литературных,

изобразительных,

музыкальных

произведений

и

театрализованной

деятельности;

-

самостоятельно искать

и находить оригинальные приемы

решения творческих задач [1].

По мнению Б. Л. Яворского «...особенность музыкально-творческих

способностей

заключается

в

их

развитии

на

основе

восприятия

художественного образа – музыки» [4].

Автор выделяет особенности развития

творческих способностей

старших дошкольников в музыкальной деятельности:

-

все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому

главная задача педагога-воспитателя всемерно стимулировать их;

-

важным

средством

активизации

творческих

способностей

является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут

проявить себя в самых различных направлениях;

-

педагогическая ценность детского творчества заключена в самом

процессе творчества [4].

Т.

С.

Комарова

выделяет

особенности

развития

творческих

способностей

старших

дошкольников

в

художественно-эстетической

деятельности:

-

развивается эстетическое восприятие, старшие дошкольники

учатся созерцать красоту окружающего мира;

-

развиваются

мыслительныеоперации:

анализ,

сравнение,

установление сходства и различия предметов;

-

развивается способность наблюдения

в явлениях и объектах

природы;

-

совершенствуются

изобразительные

навыки

и

уменияформировать художественно-творческие способности;

-

развиваются формы цвета, пропорции, художественный вкус

[3,с. 12].

Особенности

развития

творческих

способностей

старших

дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Особенности развития творческих способностей старших

дошкольников в разных видах деятельности

Ф.И.О. автора

Вид

деятельности

Особенности

1.

А. И. Вайчене

И. Л. Дзержински

А. И. Катинене

Л Н. Комиссарова

М. А. Медведева

О. П. Радынова

Музыкальная

деятельность

-

дает возможностьдетям

почувствовать

себя

сопричастными ко всему, что

происходит

во

время

проводимых

музыкальных

действий;

-

позволяет детям свободно

выражать

свои

эмоции,

выражать

себя

и

ориентироваться

в

окружающем мире;

-

способствуетвоспитанию

духовно-нравственных

и

эстетических чувств.[6].

2.

Н. П. Сакулина

Изобразительная

деятельность

-

восприятие и связанное с

ним

представление.

Чтобы

научиться

изображать,

надо

овладеть

особым

способом

восприятия: видеть предмет в

целом.

Продолжение таблицы 1

Ф.И.О. автора

Вид

деятельности

Особенности

-

овладение

средствами

графического

воплощения

образа

(овладение

комплексом

умений

и

навыков

изображения,

формы,

строения,

пропорциональных

отношений,

положения

в

пространстве);

-

овладение

техникойрисунка.

Технические

умения

и

навыки

тесно

слиты

сграфическими,

являются

их составной частью [5].

3.

Т. С. Комарова

Изобразительная

деятельность

-

техника

рисования,

способы

правильного

держания карандаша;

-

владение

техникой

линии, штриха, пятна;

-

формообразующие

движения, направленные на

передачу формы предмета

[3].

Отличительные особенности видов способностей представлены в

таблице 2.

Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей

Виды способностей

Особенности

1

1.

1

2

Общие способности:

Интеллектуальные способности

Организаторские способности

-

любознательность;

-

отличная память;

-

интерес к учебе;

-

наблюдательность;

-

способность

подолгу

концентрироваться

на

интеллектуальных занятиях;

-

попытки

поставить

собственные опыты, эксперименты;

-

любовь

к

чтению

энциклопедий;

-

увлечение

ребусами,

загадками на сообразительность и

логику.

-

самостоятельность;

-

быстрая

адаптация

к

незнакомой ситуации;

-

уверенность

в

общении

с

посторонним

человеком,

как

с

ребенком, так и со взрослым;

-

популярность

среди

сверстников.

Продолжение таблицы 2

Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей

Виды способностей

Особенности

2.

Специальные способности:

Творческие способности

-

занятие рисованием, лепкой,

аппликацией

подолгу

и

с

удовольствием;

-

передача через используемый

материал

характерных

особенностей

предмета

или

персонажа;

-

отсутствие необходимости в

шаблонах,

подсказках

для

открытия новых техник и приемов;

-

умение

замечать

красоту

вокруг себя (любоваться радугой,

искрящимся

снегом,

рассматривание с удовольствием

картин в музеях);

-

умение

мастерить

поделки

прикладного характера, которыми

можно украсить интерьер комнаты

или

использовать

для

создания

стильного образа (бусы, браслеты).

ЛИТЕРАТУРА

1.

Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст]:

кн. для учителя / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. -287 с.

2.

Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф.

Ефремова. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

3.

Комарова,

Т.

С.

Развитие

художественных

способностей

дошкольников. [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ. 2014. - 144 с.

4.

Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников

[Текст]: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В Кузнецова, Т. А. Романова

М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).

5.

Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших

дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / С. И. Телегина // Сибирский

педагогический журнал. - 2008. - № 7.

6.

Юрченко, Л. Г. Особенности развития творческих способностей

детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий [Текст] /Л. Г.

Юрченко, Н. В Корнейшикова // Символ науки. - 2016. - № 4.С - 4.



В раздел образования