Автор: Синицына Наталия Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДСОШ №4 с УИОП дошкольное отделение №32 "Орленок"
Населённый пункт: Московская обл, г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статью приготовила: Воспитатель Синицына Н. И.
МАОУ ДСОШ №4 с УИОП дошкольное отделение №32 «Орленок»
Развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста
Творческие способности являются одним из основных рычагов
воспитания старших дошкольников в ДОУ.
Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту
кого-либо, чего-либо, то, что придает своеобразие кому-либо [2].
Как отмечаютЛ. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и
другие, «дошкольное детство является сензитивным периодом становления
творческих сил и способностей».
Именно в этот период
происходят изменения во многих сферах:
совершенствуются психические процессы - внимание, память, восприятие,
мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а
на их основе - способности и склонности [4].
Как отмечают Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «…в
старшем дошкольном возрасте происходят переломные моменты в развитии
внимания. В этот период начинает проявляться форма произвольного
внимания, но, несмотря на изменения в развитии внимания, остается
непроизвольное внимание» [4].
В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения
в процессе развития памяти. Память в этом возрасте носит непроизвольный
характер.
Становление мышления в старшем дошкольном возрасте связано с
усвоением новых способов умственных действий, возможности для развития
различных форм образного мышления.
Изучая творческие способности старших дошкольников, Е. В. Котова
отмечает, чток 6 - 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы
тремя способами:
-
используя наглядно-действенное;
-
наглядно-образное;
-
логическое мышление [4, с. 6].
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться
логическое мышление, определяя тем самым перспективу творческого
развития.
По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, в
старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством,
появляется новый тип деятельности – творческий.
Как отмечают
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов
и другие, «…
воображение является важнейшим новообразованием дошкольного детства, с
ним связаны процессы зарождения творческой личности» [4].
Творческие способности старших дошкольников развиваются в
художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, игровой,
рисовании и лепке, конструировании, художественно-речевой и других видах
деятельности.
Рассматривая
творческие
способности,
необходимо
рассмотреть
особенности развития творческих способностей.
Н.
А.
Ветлугина
выделяет
следующие
особенностиразвития
творческих способностей:
-
способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и
произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию,
эмоционально откликаться на красоту;
-
творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи,
изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для
передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и
личностное отношение к происходящему);
-
оцениватьпрекрасное
в
окружающем,
различать
средства
художественной
выразительности
в
содержании
литературных,
изобразительных,
музыкальных
произведений
и
театрализованной
деятельности;
-
самостоятельно искать
и находить оригинальные приемы
решения творческих задач [1].
По мнению Б. Л. Яворского «...особенность музыкально-творческих
способностей
заключается
в
их
развитии
на
основе
восприятия
художественного образа – музыки» [4].
Автор выделяет особенности развития
творческих способностей
старших дошкольников в музыкальной деятельности:
-
все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому
главная задача педагога-воспитателя всемерно стимулировать их;
-
важным
средством
активизации
творческих
способностей
является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут
проявить себя в самых различных направлениях;
-
педагогическая ценность детского творчества заключена в самом
процессе творчества [4].
Т.
С.
Комарова
выделяет
особенности
развития
творческих
способностей
старших
дошкольников
в
художественно-эстетической
деятельности:
-
развивается эстетическое восприятие, старшие дошкольники
учатся созерцать красоту окружающего мира;
-
развиваются
мыслительныеоперации:
анализ,
сравнение,
установление сходства и различия предметов;
-
развивается способность наблюдения
в явлениях и объектах
природы;
-
совершенствуются
изобразительные
навыки
и
уменияформировать художественно-творческие способности;
-
развиваются формы цвета, пропорции, художественный вкус
[3,с. 12].
Особенности
развития
творческих
способностей
старших
дошкольников представлены в таблице 1.
Таблица 1 -Особенности развития творческих способностей старших
дошкольников в разных видах деятельности
№
Ф.И.О. автора
Вид
деятельности
Особенности
1.
А. И. Вайчене
И. Л. Дзержински
А. И. Катинене
Л Н. Комиссарова
М. А. Медведева
О. П. Радынова
Музыкальная
деятельность
-
дает возможностьдетям
почувствовать
себя
сопричастными ко всему, что
происходит
во
время
проводимых
музыкальных
действий;
-
позволяет детям свободно
выражать
свои
эмоции,
выражать
себя
и
ориентироваться
в
окружающем мире;
-
способствуетвоспитанию
духовно-нравственных
и
эстетических чувств.[6].
2.
Н. П. Сакулина
Изобразительная
деятельность
-
восприятие и связанное с
ним
представление.
Чтобы
научиться
изображать,
надо
овладеть
особым
способом
восприятия: видеть предмет в
целом.
Продолжение таблицы 1
№
Ф.И.О. автора
Вид
деятельности
Особенности
-
овладение
средствами
графического
воплощения
образа
(овладение
комплексом
умений
и
навыков
изображения,
формы,
строения,
пропорциональных
отношений,
положения
в
пространстве);
-
овладение
техникойрисунка.
Технические
умения
и
навыки
тесно
слиты
сграфическими,
являются
их составной частью [5].
3.
Т. С. Комарова
Изобразительная
деятельность
-
техника
рисования,
способы
правильного
держания карандаша;
-
владение
техникой
линии, штриха, пятна;
-
формообразующие
движения, направленные на
передачу формы предмета
[3].
Отличительные особенности видов способностей представлены в
таблице 2.
Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей
№
Виды способностей
Особенности
1
1.
1
2
Общие способности:
Интеллектуальные способности
Организаторские способности
-
любознательность;
-
отличная память;
-
интерес к учебе;
-
наблюдательность;
-
способность
подолгу
концентрироваться
на
интеллектуальных занятиях;
-
попытки
поставить
собственные опыты, эксперименты;
-
любовь
к
чтению
энциклопедий;
-
увлечение
ребусами,
загадками на сообразительность и
логику.
-
самостоятельность;
-
быстрая
адаптация
к
незнакомой ситуации;
-
уверенность
в
общении
с
посторонним
человеком,
как
с
ребенком, так и со взрослым;
-
популярность
среди
сверстников.
Продолжение таблицы 2
Таблица 2 – Отличительные особенности видов способностей
№
Виды способностей
Особенности
2.
Специальные способности:
Творческие способности
-
занятие рисованием, лепкой,
аппликацией
подолгу
и
с
удовольствием;
-
передача через используемый
материал
характерных
особенностей
предмета
или
персонажа;
-
отсутствие необходимости в
шаблонах,
подсказках
для
открытия новых техник и приемов;
-
умение
замечать
красоту
вокруг себя (любоваться радугой,
искрящимся
снегом,
рассматривание с удовольствием
картин в музеях);
-
умение
мастерить
поделки
прикладного характера, которыми
можно украсить интерьер комнаты
или
использовать
для
создания
стильного образа (бусы, браслеты).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст]:
кн. для учителя / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. -287 с.
2.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф.
Ефремова. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
3.
Комарова,
Т.
С.
Развитие
художественных
способностей
дошкольников. [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ. 2014. - 144 с.
4.
Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников
[Текст]: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В Кузнецова, Т. А. Романова
М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
5.
Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших
дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / С. И. Телегина // Сибирский
педагогический журнал. - 2008. - № 7.
6.
Юрченко, Л. Г. Особенности развития творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий [Текст] /Л. Г.
Юрченко, Н. В Корнейшикова // Символ науки. - 2016. - № 4.С - 4.