Автор: Козионова Лариса Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 11"
Населённый пункт: город Кунгур Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нейромешочков в работе учителя - логопеда при преодолении речевых нарушений у детей с особыми возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 11»
г. Кунгур, Пермский край
Использование нейромешочков в работе учителя - логопеда при
преодолении речевых нарушений у детей с особыми возможностями здоровья
Учитель-логопед:
Козионова Лариса Викторовна
Тенденции современного образования склоняют нас к поиску новых идей
взаимодействия с детьми, поиску новых интересных технологий, методов и
приемов.
Дети с особыми возможностями здоровья, в том числе дети, имеющие речевые
нарушения, имеют проблемы с общим и мануальным праксисом, координацией
движений. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем
физическом развитии, снижает темп коррекционной работы, увеличивает время
введения (автоматизации) звуков в речь. Устранению двигательных расстройств на
уровне
тела
и
артикуляционной
моторики
помогает
нейропсихологическая
коррекция. При помощи нейроупражнений у детей повышается самоконтроль,
улучшается пространственное восприятие на всех этапах развития, приходит в
норму восприятие "схемы" собственного тела и восприятие сложного типа речевых
конструкций
–
артикуляционных
поз.
Комплексная
нейропсихологическая
коррекция способствует стабилизации и развитию всех структур головного мозга
посредством активации высших психических функций в процессе занятий.
Для преодоления нарушений, перечисленных выше, с успехом можно
использовать нейромешочки.
Они подойдут, если у ребенка: трудности с
восприятием нового материала, наблюдаются гиперактивность и невнимательность,
проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, сложности с координацией
движений, наблюдается неловкость, особенности развития.
Нейромешочки
-
игровой
тренажёр
и
эффективный
дополнительный
инструмент для развивающих занятий и игр.
Нейромешочки используются
параллельно с различного рода телесными упражнениями. Телесные упражнения
так
же
развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются
синкинезии
(непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате
движений во время мыслительной деятельности простраиваются новые нейронные
связи и укрепляются старые, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном
выполнении
реципрокных
(перекрестных)
движений
образуется
большое
количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что
способствует развитию всех высших психических функций.
Так
же
работа
с
нейромешочками
позволяет
укреплять,
развивать
и
тренировать тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, стимулирует общее
развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых
областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также
является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Наряду
с
вышеперечисленными
плюсами,
нейромешочки
способствуют
комплексному развитию детей:
-
регуляторная
сфера:помогают
отстройке
программ
действий,
более
длительной
концентрации
внимания
на
поставленной
задаче,
укрепление
возможностей к самоконтролю над нежелательным поведением;
- сенсомоторная сфера:способствует координации глаз-рука-глаз, увеличивает
ловкость
и
точность
движений,
повышает
межполушарное
взаимодействие,
увеличивает скорости обработки сенсорной информации;
- когнитивная сфера:развитие речи, различных видов памяти, восприятия,
мышления;
- зрительная система:повышает длительность фиксации зрительного внимания
на предмете, формирует и укрепляет пространственные представления, укрепляет
мышцы глаз;
- слуховая система: улучшает слуховое восприятие, формирует чувство ритма;
- мышечная система:нормализует тонус мышц рук, улучшает и укрепляет
осанку.
«Правильные» мешочки имеют определенный вес (150 г) и размер (10 на 10
см).Мешочки
наполнены
кварцевым
песком.
Вполне
можно
изготовить
самостоятельно, для этого потребуется очень плотная, не скользящая ткань
(габардин) и песок (можно приобрести в зоомагазине или заказать на любом
маркетплейсе).
Организуя деятельность с детьми с нейромешочками, опираемся на следующие
правила и принципы выполнения упражнений:
-
соблюдение
естественного
внутреннего
ритма,
который
является
естественным и комфортным для ребенка с ОВЗ, позволяющий естественно и
просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти;
- движения глаз и пространственная ориентация, необходимо переводить
взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-
вверх, ближе-дальше;
- сотрудничество, потому что многие упражнения являются парными или
групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать
в команде.
Обучение действиям с мешочками проводим поэтапно:
1 этап - начальное разучивание движения. Задачи: познакомить ребенка с
новыми двигательными действиями; создать целостные представления о движении
и его выполнении. Исходя из поставленных задач, используем методику начального
разучивания:
показ
педагогом
образца
движения,
его
детальный
показ,
сопровождаемый словом, выполнение показываемого движения самим ребенком.
2 этап - углубленное разучивание движений. На данном этапе уточняем
правильность выполнения ребенком техники упражнения, исправляем ошибки.
Стараемся
восстановить
в
сознании
ребенка
последовательность
элементов
движения. Обращаем внимание ребенка на правильность выполнения действия,
используя словесное поощрение, следим за выполнением упражнений каждым
ребенком. На этом этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому
предлагаем вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, при этом
ребенку даются подсказки названия упражнений. Такое напоминание помогает
ребенку вспомнить последовательность движений. У него активизируется внимание,
память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения.
Постепенно
приобретенные
ребенком
навыки
двигательного
движения
закрепляются и совершенствуются.
3 этап -
закрепление и совершенствование двигательного действия, что
способствует развитию дифференцированного торможения. Все лишние движения
затормаживаются, исчезают, нужные движения закрепляются словом педагога. На
этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания,
целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено
на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность
движения. Он может выполнять его по названию.
Ниже предлагаю некоторые упражнения:
- упражнения начинаютсяс ребенком сидя на полу с простых заданий,
где ребёнок и взрослый сидят друг на против друга и перекидывают мешочки друг
другу на небольшом расстоянии;
- с каждым занятием, упражнения усложняются, в зависимости от усвоения
ребёнком программы заданной педагогом (перекидывание, подбрасывание стоя на
двух ногах, стоя на одной ноге, стоя на балансире и т.д.);
- игра «StopandGo»- двигаться с мешочками на голове пока звучит музыка;
- игра «Другу – себе» - передавать мешочек по кругу другу – себе. Усложнение:
один мешочек передаем ногами в противоположном направлении;
- игра «Парочки» - в паре, под речевое сопровождение передаем мешочек по
квадрату;
- игра «Карусель» - передаем мешочек за спиной из левой руки в правую.
Постепенно увеличивая темп, «раскручиваем карусель». Постепенно замедляем
темп. Останавливаемся и меняем направление в другую сторону, передавая теперь
мешочек за спиной из правой руки в левую. Раскручиваем «карусель» в другую
сторону.
- игра «Добываем огонь» - крутим мешочек между ладоней, имитируя добычу
огня.
- игра «Все мы любим танцевать…»
- правой рукой кладем мешочек на
поднятое колено согнутой левой ноги. Хлопок в ладоши. Левой рукой кладем
мешочек на поднятое колено согнутой правой ноги. Хлопок в ладоши. Повтор
несколько раз. Усложнением упражнения может служить перекладывание мешочка
из руки в руку несколько раз.
Следует отметить, что упражнения с нейромешочками помогают развивать
тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизирут работу полушарий,
улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и
внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате у детей улучшается
зрительно - моторная координация, формируется пространственная ориентировка,
совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы,
улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность
поведения. Гармонизируются процессы торможения и возбуждения. Как следствие,
у детей повысилась продуктивность деятельности по преодолению речевых
нарушений, формирование навыков прочности усвоения программного материала.
Стали доступны мыслительные задачи, требующие больших энергетических
усилий.
Таким
образом,
нейрокоррекционные
упражнения
с
использованием
нетрадиционного
оборудования
-
нейромешочков,
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения, расширяют круг интересов и общения детей.
Развивающие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них
социально - коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные
интересы.
Данные Игры-упражнения позволяют развивать :
Саморегуляцию и контроль: Формирование программ действия, удержание программы в
течении длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функции
саморегуляции над выполняемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию
нежелательного поведения.
Сенсомоторную сферу: программа "Рука-глаз-мозг", а ловкость, точность выполняемых
действий, развитие межполушарных связей.
Зрительно-слуховые, речевые системы: фиксация, прослеживание предмета, чувство ритма
(внутреннего и внешнего) , расширение полей зрения.
Становлению и сохранению правильной красивой осанки;
Сбучению сотрудничеству со взрослыми и другими детьми.