Автор: Куликова Оксана Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ"
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания для обеспечения конкурентоспособности выпускников в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Куликова О.В., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 56 УИМ»
«Формирование и развитие функциональной грамотности
на уроках истории и
обществознания
для
обеспечения
конкурентоспособности
выпускников
в
условиях
реализации ФГОС»
Пример из жизни.
Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он
слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности
образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и
активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому
необходимо.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда
означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный
человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для
достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые
учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для
максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития
функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования
умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой
предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в
практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как
способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению
элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый
уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при
взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной,
политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения
обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Виды функциональной грамотности.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов,
умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных,
учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык
функциональной грамотности.
Математическая
грамотность
—
это
способность
формулировать,
применять
и
интерпретировать
математику
в
разнообразных
контекстах.
Она
включает
математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна
грамотность
—
это
способность
человека
занимать
активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых
рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных
решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные
вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на
восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и
эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе
взаимного уважения к человеческому достоинству.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в
виде плана работы:
Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Использование приемов развития критического мышления в системе.
Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая
работа.
Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов
обучения учащихся.
Использование самооценивания и взаимооценивания.
Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Средства
формирования
функциональной
грамотности
на
уроках
истории
и
обществознания:
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной
задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы
просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор
цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности,
монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические
сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон,
создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
-
познавательные
игры,
викторины,
уроки-дебаты,
которые
развивают
навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в
дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со
стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет
учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности,
которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и
прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким
образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а
с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов,
проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с
ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз
убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя
осталось в истории).
В раздаточном материале есть несколько примеров учебных заданий, направленных на
формирование функциональной грамотности.
Но сейчас хочу остановиться на достаточно востребованной с точки зрения итоговой
аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию читательской грамотности. Начнем
с истории.
Недостаток читательских компетенций у школьника отрицательно сказывается и на
результатах ОГЭ и ЕГЭ по истории.
В ОГЭ по истории представлено значительное количество заданий, при выполнении которых
востребованы читательские компетенции достаточно высокого уровня. К таким заданиям относятся,
например, задания на работу с историческим источником, исторической картой, изображением,
логической схемой, статистической таблицей, а также задания, предполагающие поиск ошибок в
тексте
по
истории
и
определение
исторического
понятия
(термина).
Указанные
задания
предполагают анализ и осмысление школьником текста (сплошного или несплошного), извлечение
из него информации, соотнесение текста с другими источниками информации, использование
контекстных знаний. Другие задания, хотя напрямую и не нацелены на проверку сформированности
читательских компетенций, но не могут быть выполнены без их применения, так как изложены в
текстовой
форме и предполагают использование в ответе полученной из текста информации.
Многие задания ЕГЭ по истории также предполагают проверку сформированности
читательских компетенций у выпускников.
Формирование компетенций, связанных с читательской грамотностью и коммуникативной
компетентностью, происходит одновременно с подробным и всесторонним анализом текстового
источника исторической
информации. Эта особенность заданий позволяет использовать методы, характерные для
формирования читательской грамотности и коммуникативной компетентности, для повышения
эффективности изучения истории. Текст, на основе которого выполняются задания всех моделей,
включается в активную учебную
деятельность, всесторонне анализируется, что способствует полному пониманию различных
аспектов, которые могут быть пропущены в ходе обычного чтения.
Приведу пример текста для 7-го класса, который может быть использован для составления
задания.
Текст 1
«На рубеже XVI–XVII веков Россия находилась в тяжёлом состоянии. Опричная политика
Ивана Грозного страшным ударом обрушилась на страну. Хозяйство пришло в упадок. Разрухе
способствовала и затяжная, неудачная Ливонская война (1558–1583). Многие люди, спасаясь,
бежали на южные окраины государства, где пополняли ряды казаков. Среди них росло
недовольство, просыпался бунтарский дух.
Своим положением были не удовлетворены и дворяне. Мелкие и средние помещики требовали
отмены урочных лет сыска беглых, то есть полного прикрепления крестьян к земле, приращения
земли к поместьям. Они добивались большего участия в решении государственных дел. Но всё же
одной из главных причин Смуты был возникший в конце XVI века династический кризис. Историки,
изучавшие эпоху Смутного времени, пришли к выводу, что перечисленные выше проблемы породили
период хаоса и разрухи в стране. В исторической науке его называют Смутным временем, или
просто Смутой. Этот период российской истории длился более десятилетия — с 1604 по 1618 г.».
Вариант задания 1 предполагает такие читательские действия школьника, как извлечение,
интерпретация и толкование, осмысление, обобщение представленной в отрывке из сочинения
историка
информации.
Кроме
того,
задание
предполагает
использование
обучающимися
коммуникативного умения: использовать адекватные задаче речевые средства при обосновании
выбора сужения.
Пример задания1
Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста?
Напишите порядковый номер верного суждения.
1.
России удалось успешно преодолеть период Смуты в начале XVII в.
2. Казаки и мелкие помещики сыграли значительную роль в преодолении кризисного
состояния нашей страны, вошедшего в историю под названием Смутного времени.
3. Кризис, охвативший многие сферы жизни общества в России, стал причиной Смуты.
4. Внешняя политика Ивана IV была неудачной, так как Россия потерпела поражение в
Ливонской войне.
Письменно обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждения с темой приведённого фрагмента.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Для выполнения задания, представленного в примере задания 1 обучающийся должен
прочитать и осмыслить содержание данного отрывка с последующим обобщением, необходимым
для определения его темы (основной мысли). Итогом указанных действий должен быть верный
выбор суждения 3 из приведённого в задании списка, так как именно оно соответствует теме
процитированного фрагмента. Остальные суждения, представленные в задании, верно отражают
отдельные события, предшествующие Смуте (4), характеризуют преодоление Россией периода
Смуты, но не соответствуют теме (основной мысли) фрагмента. Вторая часть задания предполагает
обоснование обучающимся своего выбора. В обосновании он должен связать тему (главную мысль)
текста с содержанием выбранного суждения. Обоснование может быть представлено в форме
короткого речевого высказывания, в котором качество речи не должно затруднять понимания его
смысла. Для приведённого примера обоснование может быть следующим:
«текст посвящён причинам Смуты, которые состояли в системном (повлиявшем на многие
стороны жизни) кризисе, охватившем российское общество. Эта же мысль кратко выражена в
суждении 3».
Таким образом, задание 1 требуют понять смысл фрагмента, обобщить его содержание и
выбрать одно из четырёх суждений, которое по своему содержанию в наибольшей степени связано с
результатом обобщения. Кроме того, задача школьника состоит в самостоятельном объяснении
своего выбора. Самостоятельное формулирование письменного речевого высказывания по заданным
параметрам — достаточно сложное интеллектуальное действие, поэтому данная модель задания
относится к заданиям повышенного уровня сложности.
Задание 2 предполагает самостоятельный поиск школьником причинно-следственных связей в
представленном фрагменте текста. Для выполнения задания школьнику необходимо овладение
способностью совершать такие читательские действия, как извлечение и осмысление информации,
представленной в тексте. Школьник должен выполнить логические рассуждения, которые позволят
«в чистом виде» выделить и сформулировать причинно-следственные связи. Всего ему необходимо
найти и указать две причинно- следственные связи. Особенностью задания является требование к
форме представления ответа. Ответ должен быть представлен в форме схемы, структура которой
дана в самом задании. Таким образом, задание формирует у обучающихся особый тип
коммуникативных умений: при выполнении задания они переводят информацию из однойзнаковой
системы (текст) в другую, более удобную для восприятия данной информации знаковую систему
(схема).
Задание 2
Используя данный текст, укажите две причинно-следственные связи. Ответ запишите
в виде схемы.
.
При формулировании причин и последствий событий опирайтесь на приведённый фрагмент.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Текст 1 содержит несколько причинно-следственных связей, из которых школьник должен
выделить любые две и оформить ответ в виде схемы, например
Задание 3 предполагает объяснение связи данного в задании изображения с темой
приведённого фрагмента сочинения историка. Для выполнения задания этой модели обучающемуся
нужно проанализировать изображение, которое может содержать или не содержать несплошной
текст. Цель работы с изображением состоит в понимании его сути для соотнесения с фрагментом
текста или какой-либо его частью. Следующий этап работы над заданием состоит в анализе
фрагмента в целях изучения его связи с содержанием изображения. И анализ изображения, и анализ
содержания текста для установления связи с изображением предполагают использование широкого
спектра читательских действий. Связь фрагмента с изображением может быть не вполне явной. В
этом случае её объяснение потребует от школьника составления цепочки объяснений, проявления
коммуникативных умений.
Пример задания 3
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Объясните связь изображения с темой приведённого фрагмента сочинения историка. Дайте
развёрнутый ответ с объяснением связи изображения с предложенным фрагментом текста.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Представленное задание 3 предполагает соотнесение с фрагментом текста изображения
памятника К. Минину и Д. М. Пожарскому работы И. П. Мартоса, установленного в Москве на
Красной площади. Изображение представлено в школьных учебниках истории; как правило, оно
рассматривается на уроках. Основная задача школьников при выполнении задания — провести
логическую цепочку между содержанием фрагмента текста и изображением. Обучающийся должен
осознать, что изображение, так же как и фрагмент текста, посвящено событиям Смутного времени.
Сформулированное школьником объяснение может быть следующим: «На изображении представлен
памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому, которые в период Смуты, о причинах которой идёт речь в
приведённом отрывке, сыграли главную роль в освобождении Москвы от польско-литовских
интервентов». Таким образом, для выполнения задания школьнику необходимо создать речевое
высказывание с использованием причинно-следственных связей.
Уровень сформированности читательской грамотности и коммуникативной компетентности у
выпускников средней школы проявляется, в том числе при выполнении заданий ЕГЭ по
обществознанию.
Необходимо
формировать
читательскую
грамотность
и
развивать
коммуникативную
компетентность письменной речи обучающихся на протяжении всех лет обучения в школе.
При изучении каждой темы в качестве стимула к речевой деятельности обучающихся
выступает социальная ситуация — её визуальное изображение или словесное описание (в том числе
в форме афоризма), результаты социологических исследований (представленные в виде таблицы,
графиков или диаграммы), дискуссионная проблема. Предлагаемый для анализа контекст,
составляющий содержательную основу разработанных заданий, как правило, близок к ситуациям
повседневной жизни и требует перевода информации с обыденного языка на понятийно-
терминологический аппарат социальных наук. Кроме того, данный контекст подводит обучающихся
к осознанному выбору социально одобряемой модели поведения в типичной ситуации — даёт основу
формирования функциональной грамотности. При этом система заданий позволяет раскрыть
индивидуальность обучающегося, опереться на его личный социальный опыт.
Рассмотрю некоторые модели заданий, на основе которых может быть развёрнута
деятельность повышению уровня владения русским языком в рамках изучения обществознания.
Задание 1. Анализ предложенной фотографии, связанной с учебной задачей, и выполнение
комплекса заданий с опорой на социальный опыт и предметные гуманитарные знания (развёрнутый
ответ составляется на основе предложенного плана). Задание может выполняться как письменно, так
и устно, индивидуально или в группе. При выполнении задания обучающиеся применяют умения,
связанные с читательской грамотностью: читают текст задания, план сообщения, инструкцию и
анализируют задачу.
От обучающегося (или группы обучающихся, если выбрана групповая форма работы)
требуется провести анализ предложенной фотографии, связанной с учебной задачей, и выполнить
комплекс заданий с опорой на социальный опыт и предметные гуманитарные знания. Объём
привлекаемого материала определяется поставленной задачей. Если в 6-м классе задание связано с
социальной ролью ученика, то для успешного выполнения будет достаточно представлений о правах
и обязанностях обучающегося, сформировавшихся на основе личного социального опыта. Если
задание связано с социальной ролью работника, то потребуется привлечение знаний о различии
простого и сложного, умственного и физического труда, творческого начала в различных профессиях
и т. п. Задания данной модели для семиклассников требуют привлечения определённых правовых
знаний, для восьмиклассников — экономических, включая вопросы финансовой грамотности, а для
девятиклассников — знаний об особенностях здорового образа жизни.
Использование одних и тех же фотографий в некоторых заданиях для разных классов может
способствовать формированию у обучающихся умения взглянуть на один и тот же объект в
контексте разных жизненных ситуаций.
Задание 2. Анализ афоризма, связанного с той или иной обществоведческой проблемой, с
опорой на комплекс заданий: раскрытие смысла ключевого понятия, подбор двух (или более)
синонимов к нему, выявление проблемы, поднятой в приведённом высказывании, интерпретация
афоризма, раскрытие собственной точки зрения на способ решения проблемы.
Пример 2
Прочитайте афоризм и выполните задания.
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за
умением ими пользоваться» (Блез Паскаль).
Блез Паскаль (1623–1662) — французский учёный, литератор, христианский богослов и
философ.
1) Объясните смысл словосочетания «достойное поведение». 2) Подберите к нему два
синонима (т. е. близкие по смыслу словосочетания ИЛИ слова-синонимы к слову
«достойное»). 3) Сформулируйте проблему, на которую обращает внимание автор афоризма.
4) Предложите свой способ её решения с опорой на личный социальный опыт и
обществоведческие знания.
Выполните
все
элементы
задания.
Проблема
и
способ
её
решения
могут
быть
сформулированы в одном или нескольких распространённых предложениях. При оценивании ответа
засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не
засчитываются). Соблюдайте нормы русского литературного языка.
Обучающийся анализирует приведённое высказывание, раскрывает смысл ключевого понятия
и подбирает к нему два синонима. Он интерпретирует информацию, заложенную в афоризме,
формулирует
проблему,
выстраивает
логику
раскрытия
проблемы,
разделяя
главные
и
второстепенные детали, а затем развёрнуто высказывает собственную точку зрения по поводу
способа решения.
Задание 3.
Анализ диаграммы с выполнением комплекса заданий (анализ ситуации,
заложенной в вопросе анализ диаграммы с задачей сформулировать предположения о выявленном
соотношении, о возможном использовании полученной информации).
Подобные задания состоят из текста и диаграммы, относящейся к нему, а также из комплекса
вопросов/требований, ответ на которые предполагает проведение анализа легенды диаграммы и
приведённых на ней числовых данных, перевод цифровой информации в текстовую форму,
формулирование предположений (сравнений, выводов) и т. д. Аналогичные задания могут быть
сформулированы на основе содержания всех тем обществоведческого курса.
Обучающий выполняет следующие действия, связанные с читательской грамотностью: читает
и анализирует вопрос, на который респондентам предлагалось ответить; читает легенду диаграммы и
соотносит её с соответствующими столбцами (сегментами), после чего определяет два наиболее
популярных ответа. Затем он применяет умения, связанные с коммуникативной компетентностью:
формулирует с опорой на изученные понятия и теоретические положения предположения о
возможных причинах популярности каждого из этих двух ответов и возможном практическом
значении данного опроса для предпринимателей.
Применение рассмотренных приёмов в совокупности обеспечивает развитие у обучающихся
коммуникативной компетентности в устной и письменной речи: умений создавать текстовое
высказывание, отбирать и использовать речевые средства для развёрнутого ответа в соответствии с
нормами русского литературного языка. Одно из обязательных требований к устным и письменным
ответам обучающихся — соблюдение норм современного русского литературного языка