Авторы: Ольга Александррвна Оника, Воронина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2083
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в детском садк. Проект "Я б в кондитеры пошел...".
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Проектная деятельность в детском саду.
Проект « Я б в кондитеры пошел...»
Подготовили: Воспитатели старшей группы ГБОУ
Школа №2083 (ДОП «Ивушка»)
Оника О.А., Воронина Н.А.
Москва
2024
1
Мы хотим поделиться с вами опытом работы - как мы проводили проект «Я б
в кондитеры пошел…» в подготовительной группе в дошкольной
образовательной площадке «Ивушка» Школы № 2083 города Москвы.
Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во
взрослой жизни. Наша задача: помочь детям уже с ранних лет встать на путь
поиска
своего
предназначения,
дать
им
максимально
подробную
информацию обо всех основных сферах человеческого труда, осознать
важность каждой профессии.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и
профессий – это актуальный процесс в современном мире, который
необходимо строить с учетом требований современного образования.
Ознакомление дошкольников с миром профессий одна из задач социализации
ребенка. Профессиональное самоопределение - это не мгновенное событие, а
позиция всей жизни человека и, начинаться она должна в дошкольном
периоде. Знакомство детей с реальным миром имеет более прочные
результаты в том случае, если процесс открытия «нового - неизведанного»
строится на близком, понятном материале.
Раннее начало подготовки ребенка, к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,
чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше
разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет
знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, у него
надо вызвать интерес к труду взрослых, начиная с ближнего окружения, с
профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают
изо дня в день. Эта деятельность должна включать совместное обсуждение
мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой
деятельности.
Все это позволяет сделать проектная деятельность. Дети с удовольствием
учувствуют в проектах потому что это лучшее средство для познания
нового, неизведанного для них.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования прописано, что взаимодействие с родителями в вопросах
образования ребенка должно строиться посредством создания проектов.
Благодаря этим требованиям реализация проектов активно вошла в практику
дошкольных образовательных организаций как совместная познавательная,
творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников
проекта.
Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохо-зяйственных
школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.
2
Основоположник метода Джон Дьюи считал, что опыт и знания ребенок
должен приобретать в ходе изготовления различных макетов, схем,
проведения опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.
Идеи Джона Дьюи и его последователей не потеряли актуальности и в
наши дни, кроме того, ФГОС ДО дал методу проектов «новое дыхание» и он
вышел за пределы школы.
В настоящее время в практике дошкольного образования мы опираемся на
методические разработки таких авторов как Николай Евгеньевич Веракса и
Вера Александровна Деркунская и др.
Веракса Н.Е. выделяет такие виды проектов как
Творческий, исследовательский и нормативный
Вячеслав Вадимович Воскобович приводит классификацию проектов по
времени, по количеству участников, по доминирующему методу и по
характеру контактов.
По Деркунской В. А. проектная деятельность дошкольников может быть
познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По
продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до
нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со
взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных
действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании
предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-
изучении-исследовании).
По Деркунской В. А. Проектная деятельность — это создание воспитателем
таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со
взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым
путем, анализировать и преобразовывать.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци.
В проектной деятельности ребенок получает возможность быть
самостоятельным активным деятелем, который ответственен за опыт своей
деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес
детей к обозначенной проблеме.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов
детей, умение самостоятельно применять полученные представления в
типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,
восполнять недостающие знания и обретать умения.
В ходе реализации проекта меняется позиция педагога. Из транслятора
готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности и помогает детям приобретать универсальные культурные
способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации
педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
отличает следующее:
3
•
практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
•
нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие
самостоятельность и творчество дошкольников;
•
интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная
заинтересованность в нем.
Работа над проектом, включает в себя:
•
задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
•
целенаправленную детскую деятельность;
•
формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с
другом;
•
результат деятельности как найденный детьми способ решения
проблемы проекта.
На слайде вы видите предложенный
Воскобовичем
(Вячеславом
Вадимовичем) шаблон для оформления текстового файла проекта, в котором
перечислены все элементы, которые должен включать проект.
Надеемся этот шаблон поможет педагогам при разработке и реализации
проектов, как помогла нам оформить наш опыт работы. Расскажем вам про
наш проект более подробно.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы
пришли к идее разработки проекта про Мир профессий и предложили детям
самостоятельно выбрать профессию, с которой они бы хотели ознакомиться.
Некоторые ребята называли профессии своих родителей, кто -то из детей
затруднялся с ответом и не мог определиться с выбором темы проекта, но
в ходе обсуждения большинство детей заинтересовались профессией
Кондитер. Кондитер – профессия интересная и привлекательная для
большинства детей. Кто из нас в детстве не мечтал быть кондитером и есть
много сладостей? Эта профессия позволяет не только найти
высокооплачиваемую работу, но и дома радовать своих близких
результатами своего труда, а может стать любимым хобби. Кто-то из ребят
уже в дошкольном возрасте лепит с мамой пироги, взбивает тесто и начинку
для кексов, украшает пирожные замысловатыми завитками глазури и яркими
горошинками кондитерской посыпки. Если ребёнку нравится какое-то дело
необходимо поддержать его в этом выборе.
Поэтому мы с детьми решили все узнать об этой увлекательной профессии в
ходе проекта « Я б в кондитеры пошел…»,
целью которого является: расширить знания детей о разнообразном мире
профессий и познакомить детей с профессией – кондитера.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- познакомить с работой кондитера
- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для
работы;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую моторику,
фантазию, творчество;
- воспитывать уважение к людям труда;
4
- воспитывать интерес к трудовой деятельности – кондитера
Мы предположили, что этот опыт поможет детям в дальнейшем с выбором
профессии.
Прежде чем приступить к реализации задуманного проекта, мы изучили
методическую литературу по данной тематике.
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников нашей
группы была эффективной необходимо было создать определенную
предметно-развивающую среду.
- создана библиотека с подборкой книг о профессиях
- подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические и настольно-
печатные игры «Что кому нужно», «Учимся готовить с Поваренком»,
«Четвертый лишний» и другие.
- подобран демонстрационный материал: «Профессии детского сада»,
«Профессии наших родителей» и другие. сделана подборка мультфильмов,
видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
-
уголок ряженья был дополнен костюмами для сюжетно-ролевых игр:
«Повар», «Официант», «Продавец»
-
оснащена «Волшебная коробочка» с предметами – заместителями
-
Так же в группе есть зоны, удобные для развертывания различных игровых
сюжетов
Проект
проводился
в
3
этапа:
подготовительный,
основной
и
заключительный. На подготовительном этапе проходила формулировка цели,
задач,
определение
продуктов
проекта.
Подбирался
методический
и
дидактический
материал,
проходило
информирование
родителей
о
содержательных аспектах проекта.
После
этого мы наметили основные направления работы по
реализации основного этапа проекта.
Работа по формированию у детей
представлений о труде взрослых проводилась в процессе образовательной
деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной
деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Мы предположили, что одним из наиболее действенных способов
ознакомления детей с трудом взрослых, будет экскурсия, в ходе которой дети
смогут увидеть непосредственно сам процесс труда, его орудия в
естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых.
Поэтому мы организовали экскурсию на пищеблок детского сада, где наши
повара не только готовят, но и выпекают вкусную сдобу.
Перед тем как идти на пищеблок мы познакомились с профессией повар,
повар - кондитер. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать
представитель данной профессии. Обсудили правила безопасного поведения
на кухне, дети тщательно помыли руки и одели одноразовые шапочки.
На пищеблоке детей встретила повар Королева Елена Васильевна. Она
рассказала ребятам о том, что пищеблок – это специальное помещение, где
готовят еду и выпекают вкусные булочки для ребят. Дети были удивлены,
увидев большие кастрюли, половники и печи. Во время экскурсии мы
обращали внимание детей на повара, его отношение к выполняемой работе,
5
взаимоотношения с другими людьми. Такое наблюдение за
профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на
поведение детей, их отношение к людям и вещам.
В
преддверии
празднования
Международного
Дня
Повара,
мы
пригласили к нам в группу маму одной из наших воспитанниц, которая
работает в частной кондитерской и попросили ее провести для ребят мастер
класс. Она откликнулась на нашу просьбу и предложила провести для ребят
мини мастер класс по лепке из марципанов, так как это любимое лакомство
многих ребят и при этом они будут использовать полученные в детском саду
навыки, как на лепке.
Татьяна Владимировна пришла на мастер класс в спецодежде и в
доступной форме рассказала детям о своей профессии, а после этого
предложила сделать из марципана фигурки животных.
Дети
с
интересом
слушали
рассказ
кондитера,
рассматривали
инструменты для работы с марципаном, задавали вопросы и конечно с
удовольствием лепили изделия, взвешивали нужное кол во марципана, на
кухонных весах, красили его пищевыми красками комментировали свои
впечатления.
Полученные знания и умения дети выражали в продуктивной
деятельности
Лепка «Пирожное»
Аппликация «Кондитерские угощения»
В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на
себя роль повара – кондитера, воплощали свои замыслы, старались играть в
соответствии с ролью.
На протяжении всего проекта мы активно взаимодействовали с
родителями. Мы предложили родителям в выходные дни совместно с детьми
приготовить любимые десерты.
В дальнейшем мы планируем принять участие в конкурсе «Мастерята»,
для этого команда детей тренируется в лепке марципанов в группе и дома с
родителями.
В заключении хочется отметить, что выбрать профессию невозможно без
сомнения. Но чтобы дети могли ее выбрать – мы должны погрузить их в
многообразный мир профессий. Чем больше ребенок впитает информации и
чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в
будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Наша работа над проектом «Я б кондитеры пошел « завершена, но мы
продолжаем знакомство с миром профессий Наши ребята выбрали тему для
нового проекта « Я снимаю кино…»
6