Напоминание

"Проектная деятельность в детском садк. Проект "Я б в кондитеры пошел...".


Авторы: Ольга Александррвна Оника, Воронина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2083
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в детском садк. Проект "Я б в кондитеры пошел...".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

«Проектная деятельность в детском саду.

Проект « Я б в кондитеры пошел...»

Подготовили: Воспитатели старшей группы ГБОУ

Школа №2083 (ДОП «Ивушка»)

Оника О.А., Воронина Н.А.

Москва

2024

1

Мы хотим поделиться с вами опытом работы - как мы проводили проект «Я б

в кондитеры пошел…» в подготовительной группе в дошкольной

образовательной площадке «Ивушка» Школы № 2083 города Москвы.

Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во

взрослой жизни. Наша задача: помочь детям уже с ранних лет встать на путь

поиска

своего

предназначения,

дать

им

максимально

подробную

информацию обо всех основных сферах человеческого труда, осознать

важность каждой профессии.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и

профессий – это актуальный процесс в современном мире, который

необходимо строить с учетом требований современного образования.

Ознакомление дошкольников с миром профессий одна из задач социализации

ребенка. Профессиональное самоопределение - это не мгновенное событие, а

позиция всей жизни человека и, начинаться она должна в дошкольном

периоде. Знакомство детей с реальным миром имеет более прочные

результаты в том случае, если процесс открытия «нового - неизведанного»

строится на близком, понятном материале.

Раннее начало подготовки ребенка, к выбору будущей профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению

родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,

чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше

разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет

знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, у него

надо вызвать интерес к труду взрослых, начиная с ближнего окружения, с

профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают

изо дня в день. Эта деятельность должна включать совместное обсуждение

мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой

деятельности.

Все это позволяет сделать проектная деятельность. Дети с удовольствием

учувствуют в проектах потому что это лучшее средство для познания

нового, неизведанного для них.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования прописано, что взаимодействие с родителями в вопросах

образования ребенка должно строиться посредством создания проектов.

Благодаря этим требованиям реализация проектов активно вошла в практику

дошкольных образовательных организаций как совместная познавательная,

творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего

результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников

проекта.

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохо-зяйственных

школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.

2

Основоположник метода Джон Дьюи считал, что опыт и знания ребенок

должен приобретать в ходе изготовления различных макетов, схем,

проведения опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Идеи Джона Дьюи и его последователей не потеряли актуальности и в

наши дни, кроме того, ФГОС ДО дал методу проектов «новое дыхание» и он

вышел за пределы школы.

В настоящее время в практике дошкольного образования мы опираемся на

методические разработки таких авторов как Николай Евгеньевич Веракса и

Вера Александровна Деркунская и др.

Веракса Н.Е. выделяет такие виды проектов как

Творческий, исследовательский и нормативный

Вячеслав Вадимович Воскобович приводит классификацию проектов по

времени, по количеству участников, по доминирующему методу и по

характеру контактов.

По Деркунской В. А. проектная деятельность дошкольников может быть

познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По

продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до

нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со

взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных

действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании

предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-

изучении-исследовании).

По Деркунской В. А. Проектная деятельность — это создание воспитателем

таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со

взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым

путем, анализировать и преобразовывать.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци.

В проектной деятельности ребенок получает возможность быть

самостоятельным активным деятелем, который ответственен за опыт своей

деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес

детей к обозначенной проблеме.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов

детей, умение самостоятельно применять полученные представления в

типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве,

восполнять недостающие знания и обретать умения.

В ходе реализации проекта меняется позиция педагога. Из транслятора

готовых знаний он превращается в организатора познавательной

деятельности и помогает детям приобретать универсальные культурные

способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие

действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации

педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

отличает следующее:

3

практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;

нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие

самостоятельность и творчество дошкольников;

интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная

заинтересованность в нем.

Работа над проектом, включает в себя:

задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

целенаправленную детскую деятельность;

формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с

другом;

результат деятельности как найденный детьми способ решения

проблемы проекта.

На слайде вы видите предложенный

Воскобовичем

(Вячеславом

Вадимовичем) шаблон для оформления текстового файла проекта, в котором

перечислены все элементы, которые должен включать проект.

Надеемся этот шаблон поможет педагогам при разработке и реализации

проектов, как помогла нам оформить наш опыт работы. Расскажем вам про

наш проект более подробно.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы

пришли к идее разработки проекта про Мир профессий и предложили детям

самостоятельно выбрать профессию, с которой они бы хотели ознакомиться.

Некоторые ребята называли профессии своих родителей, кто -то из детей

затруднялся с ответом и не мог определиться с выбором темы проекта, но

в ходе обсуждения большинство детей заинтересовались профессией

Кондитер. Кондитер – профессия интересная и привлекательная для

большинства детей. Кто из нас в детстве не мечтал быть кондитером и есть

много сладостей? Эта профессия позволяет не только найти

высокооплачиваемую работу, но и дома радовать своих близких

результатами своего труда, а может стать любимым хобби. Кто-то из ребят

уже в дошкольном возрасте лепит с мамой пироги, взбивает тесто и начинку

для кексов, украшает пирожные замысловатыми завитками глазури и яркими

горошинками кондитерской посыпки. Если ребёнку нравится какое-то дело

необходимо поддержать его в этом выборе.

Поэтому мы с детьми решили все узнать об этой увлекательной профессии в

ходе проекта « Я б в кондитеры пошел…»,

целью которого является: расширить знания детей о разнообразном мире

профессий и познакомить детей с профессией – кондитера.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- познакомить с работой кондитера

- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для

работы;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую моторику,

фантазию, творчество;

- воспитывать уважение к людям труда;

4

- воспитывать интерес к трудовой деятельности – кондитера

Мы предположили, что этот опыт поможет детям в дальнейшем с выбором

профессии.

Прежде чем приступить к реализации задуманного проекта, мы изучили

методическую литературу по данной тематике.

Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников нашей

группы была эффективной необходимо было создать определенную

предметно-развивающую среду.

- создана библиотека с подборкой книг о профессиях

- подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические и настольно-

печатные игры «Что кому нужно», «Учимся готовить с Поваренком»,

«Четвертый лишний» и другие.

- подобран демонстрационный материал: «Профессии детского сада»,

«Профессии наших родителей» и другие. сделана подборка мультфильмов,

видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

-

уголок ряженья был дополнен костюмами для сюжетно-ролевых игр:

«Повар», «Официант», «Продавец»

-

оснащена «Волшебная коробочка» с предметами – заместителями

-

Так же в группе есть зоны, удобные для развертывания различных игровых

сюжетов

Проект

проводился

в

3

этапа:

подготовительный,

основной

и

заключительный. На подготовительном этапе проходила формулировка цели,

задач,

определение

продуктов

проекта.

Подбирался

методический

и

дидактический

материал,

проходило

информирование

родителей

о

содержательных аспектах проекта.

После

этого мы наметили основные направления работы по

реализации основного этапа проекта.

Работа по формированию у детей

представлений о труде взрослых проводилась в процессе образовательной

деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной

деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников.

Мы предположили, что одним из наиболее действенных способов

ознакомления детей с трудом взрослых, будет экскурсия, в ходе которой дети

смогут увидеть непосредственно сам процесс труда, его орудия в

естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых.

Поэтому мы организовали экскурсию на пищеблок детского сада, где наши

повара не только готовят, но и выпекают вкусную сдобу.

Перед тем как идти на пищеблок мы познакомились с профессией повар,

повар - кондитер. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать

представитель данной профессии. Обсудили правила безопасного поведения

на кухне, дети тщательно помыли руки и одели одноразовые шапочки.

На пищеблоке детей встретила повар Королева Елена Васильевна. Она

рассказала ребятам о том, что пищеблок – это специальное помещение, где

готовят еду и выпекают вкусные булочки для ребят. Дети были удивлены,

увидев большие кастрюли, половники и печи. Во время экскурсии мы

обращали внимание детей на повара, его отношение к выполняемой работе,

5

взаимоотношения с другими людьми. Такое наблюдение за

профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на

поведение детей, их отношение к людям и вещам.

В

преддверии

празднования

Международного

Дня

Повара,

мы

пригласили к нам в группу маму одной из наших воспитанниц, которая

работает в частной кондитерской и попросили ее провести для ребят мастер

класс. Она откликнулась на нашу просьбу и предложила провести для ребят

мини мастер класс по лепке из марципанов, так как это любимое лакомство

многих ребят и при этом они будут использовать полученные в детском саду

навыки, как на лепке.

Татьяна Владимировна пришла на мастер класс в спецодежде и в

доступной форме рассказала детям о своей профессии, а после этого

предложила сделать из марципана фигурки животных.

Дети

с

интересом

слушали

рассказ

кондитера,

рассматривали

инструменты для работы с марципаном, задавали вопросы и конечно с

удовольствием лепили изделия, взвешивали нужное кол во марципана, на

кухонных весах, красили его пищевыми красками комментировали свои

впечатления.

Полученные знания и умения дети выражали в продуктивной

деятельности

Лепка «Пирожное»

Аппликация «Кондитерские угощения»

В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на

себя роль повара – кондитера, воплощали свои замыслы, старались играть в

соответствии с ролью.

На протяжении всего проекта мы активно взаимодействовали с

родителями. Мы предложили родителям в выходные дни совместно с детьми

приготовить любимые десерты.

В дальнейшем мы планируем принять участие в конкурсе «Мастерята»,

для этого команда детей тренируется в лепке марципанов в группе и дома с

родителями.

В заключении хочется отметить, что выбрать профессию невозможно без

сомнения. Но чтобы дети могли ее выбрать – мы должны погрузить их в

многообразный мир профессий. Чем больше ребенок впитает информации и

чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в

будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Наша работа над проектом «Я б кондитеры пошел « завершена, но мы

продолжаем знакомство с миром профессий Наши ребята выбрали тему для

нового проекта « Я снимаю кино…»

6



В раздел образования