Напоминание

Волшебница соль


Автор: Ирина Николаевна Петрова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Оленинский детский сад №2
Населённый пункт: пгт Оленино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Волшебница соль
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Оленинский детский сад №2

Конспект открытого занятия

Тема: «Волшебница соль»

(Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность).

для детей старшей группы

Воспитатель: Петрова И.Н

п.Оленино 2024г

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка

подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях,

встречающихся в природе и в жизни.

Образовательные задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах,

формах и видах соли.

-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством

знакомства с веществом.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни

человека.

Развивающие задачи:

-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность

самостоятельно задавать интересующий вопрос.

-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего

мира.

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество»,

«растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки,

яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона с контуром

снежинки.

Ход занятия:

Название

этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность и

возможные

ответы детей

I

Организа-

ционный

Постановка

цели

Детей встречает «Ученый».

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Николаевна.

Ребята у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с

вами им поделиться.

(Дети становятся в круг)

Ребята, давайте за руки возьмемся, В круг скорее

соберемся.

«Ходит солнышко по кругу, Дарит деточкам свой

свет, А со светом к нам приходит, Дружбы пламенный

привет».

К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с

ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

- А теперь, ребята, передайте своё хорошее

настроение гостям и улыбнитесь им.

Я к вам пришла из страны «Наука-ландия » принесла с

собой много знаний и экспериментов. Отгадав

загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с

вами познакомимся!

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадает - испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это…

В случае затруднения с ответом воспитатель

помогает детям.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет

речь? (ответы детей) .

Теперь я вам расскажу немного о соли!

Воспитатель: Ребята, кто знает, откуда

берется соль? (ответы детей).

Соль добывается разными способами, посмотрите

на картинку (показываю картинки).

Поваренную соль добывают в соляных озерах и

морях. Раньше это делали в

ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас

-Здравствуйте!

Соль.

Про соль

нет

Да. Нет

в наше время эту соль добывают с помощью

специальных комбайнов.

Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в

любом органе человека, так же как и в крови, слезах

содержится соль. Соль одна из самых

распространенных специй, которая усиливает вкус

блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и

пресной. Соль также нужна и для консервирования

блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго.

Вы видели, как мама солит? Много соли она

добавляет?

Соль просто необходима для жизни человека ее не

только употребляют в пищу, но с ее помощью люди

лечат различные заболевания (показываю картинку).

А когда у вас болит горло?

Существуют огромные соляные пещеры, куда

ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы

вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в

этой пещере, она вся сверкает и переливается.

А что же это такое в посылке? (достаю из посылки

морскую соль и показываю детям) Это соль, которую

используют как косметическое средство - это морская

соль. Может быть у кого - то дома есть

такая соль (ответы детей).

Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы

детей).

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну,

чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной,

эластичной, увлажненной: то есть она тоже

используется для оздоровления.

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый

помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы

сейчас и узнаем. Перед вами на блюдце лежат кусочки

льда, по сыпим их солью, послушайте, что

происходит (соль начинает трещать). Так

соль начинает растапливать лед.

Вывод: свойство соли растворять. И поэтому

пешеходные дорожки посыпают солью и лед

растапливается.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в

лабораторию проводить опыты.

II Основной

-Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте

превратимся в маленьких исследователей! (одеваем

халаты).

-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать

правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.

Подойдите к столу, перед вами карточки с

картинками, в одну сторону сложите картинки,

изображающие, что можно делать во время

эксперимента, а что нельзя! ( Перед детьми 9

карточек, изображающие действия: кричать,

трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать,

помогать друг другу, думать, задавать вопросы.

Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что

делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать,

нюхать, трогать окажутся между этими двумя

группами, нужно объяснить что не все вещества во

время эксперимента можно трогать, нюхать и

пробовать).

Проходят в лабораторию .

Хорошо теперь мы можем приступить к

экспериментам!

Опыт 1:

Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная,

морская и каменная соль. Рассмотрите ,чем они

отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной!

Перед вами баночки с поваренной солью,

внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем

описать наше вещество.

Какого цвета соль?

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу.

Имеет ли запах соль?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте

соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?

Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее

обратно в баночку! Какая соль?

Сыпучая не сыпучая?

Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Опыт 2.

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю

вам попробовать и ответить что за вещество у вас в

стаканчике. (дети пробуют воду).

Так что вы попробовали?

Имеет ли она вкус?

Теперь давайте попробуем растворить соль в воде.

Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с

водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или

нет!

- У морской

более крупные

частицы.

-Белого

- На кристаллы

- нет

-Да. Она

соленая.

Он сыпется,

значит она

сыпучая.

Белая, соленая,

не имеет запаха,

сыпучая.

Воду.

-Нет.

Соль исчезла,

растворилась.

-Соленой.

Без вкуса, соль

Пробуем на вкус, какой стала вода?

А какой была? Делаем вывод.

Опыт 3:

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят

1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).

Скажите, что вы видите перед собой?

Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.

Что произошло?

А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная,

по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто

был на море, наверняка заметили, что на в морской

воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас

держит на плаву.

Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками,

словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные

движения руками.)

Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.

сделала воду

соленой.

-Куринные яйца.

-Банки с водой

-У меня яйцо

утонуло, а у

меня нет.

-В соленой.

- Она белая, без

запаха, имеет

вкус,

растворяется в

воде, делает

воду плотной и

соленой.

III

Заключи-

тельный,

рефлексия.

12

.Ребята, любите делать поделки?

Какие материалы вы используете для их создания?

Сегодня нам с вами поможет соль, проходите за

столы, перед вами снежинка.

Для того что бы изготовить поделку необходимо

-да

Картон, бумага,

клей.

Соль.

нанести клей на лучики снежинки, а затем засыпать их

солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные снежинки у нас

получились! Они подсохнут, и вы украсите ими свою

группы.

Рефлексия:

-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы

изучали?

-Какие свойства у этого вещества?

-Чем мы занимались?

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что нового изучили? Чему научились?

-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам

предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам

стаканчик с соляным раствором, в нем стоит

карандаш, вам нужно поставить его на окно, где часто

бывает солнышко и немного подождать и

пронаблюдать, что произойдет когда вся вода

испариться!

Ну а мне пора в свою страну «Науку-ландию»,

спасибо до свидания!

-Перечисляют

все изученные

свойства.

-

Экспериментиро

вали.

-ответы детей.



В раздел образования