Автор: Елена Сергеевна Жарова
Должность: Учитель биологии и химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1 им. П. С. Курасанова"
Населённый пункт: c. Черемшан
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационные технологии преподавания биологии в школе»
Раздел: среднее образование
Статья «Инновационные технологии преподавания биологии в школе».
«Педагог, обучая творить учеников, сам, прежде всего, должен
быть творцом, уметь не традиционно мыслить и принимать
творческие решения проблем с применением новых инновационных технологий».
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд
принципиально
новых
проблем,
обусловленных
политическими,
социально-экономическими,
мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость
повышения качества и доступности образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования.
Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в
информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием
компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую
информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы
образования.
Целью инновационной деятельности педагога является качественное изменение личности учащегося
по сравнению с традиционной системой. Инновационная деятельность в образовании как социально
значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что
способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Поэтому
содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и
технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в
практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.
Преподавание предметов в том числе и биологии в современной школе претерпевает кардинальные
изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и
социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам
действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и
самопознания ученика. Решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных
технологий обучения.
Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у учащихся возможностей
осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического
мышления,
опыта
исследователя.
Это
становится
возможным
благодаря
внедрению
в
профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ,
предполагающих решение педагогических проблем.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,
формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального
раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, -
основные цели инновационной деятельности.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в
постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на
потенциальные возможности человека и их реализацию.
В своей педагогической практике внедряю такие инновационные технологии как:
1. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и
организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего
происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные
способности.
2. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное обогащение
содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные
методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.
3. Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому, уделять
внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и
глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые
получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих
возможностей, повышается уровень мотивации ученья.
4. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать
индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному
и социальному самоопределению.
5. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно
пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что
важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории
развития каждого школьника.
6. Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает
учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возможность
сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по
предварительной подготовке учащихся.
7. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие
виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной
деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности, развитие учебных умений и навыков.
8. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во
время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с
физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на
проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты
в обучении.
9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицированного учета
достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения,
определения траектории индивидуального развития личности.
10. Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в современных
школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со
слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки.
11. Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию
обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по
способам контроля и самоконтроля.
Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что
побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору
оптимальных.
Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и
общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди
которых лидирует «умение учиться».