Автор: Бачурина Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Анжеро-Судженского городского округа
Населённый пункт: Анжеро-Судженск (Кемеровская область)
Наименование материала: проект
Тема: Проект "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский сад №39»
ПРОЕКТ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА ».
Составители:
Бачурина Оксана Викторовна
Анжеро – Судженск
2023
Актуальность
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм -
это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание
трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с
любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к
Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские
сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории
своего города, поселка. Наш любимый поселок – маленькая частичка Кузбасса –
красивого и богатого уголка России. Поселок Рудничный–наша малая Родина. Навсегда,
на всю жизнь, нам дорого, то место, где мы родились, провели детство. Для многих из нас,
живущих и работающих в поселке – является родным. Что следует иметь в
виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним
содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной край»? Все эти
вопросы подтолкнули нас к разработке и реализации проекта «Кузбасс- малая
Родина». Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры пгт. Рудничный, поможет сформировать
любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к родному краю.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного
интереса, но и имеет социальное значение. Во время реализации данного проекта дети
приобретают новые знания, касающиеся своего родного края, а так же обогащают свой
опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же,
что немало важно, и с родителями. Проект поможет увидеть проблему с разных сторон
комплексно.
Проблема: недостаточно сформированы знания детей о истории и жизни родного
поселка «Рудничный».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2023год.
Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели,
специалисты ДОУ.
Социальные партнеры: МУК «Рудничный», библиотека МУК «Рудничный», храм
Серафима Саровского, школа искусств.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,
художественно – эстетическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
*подбор методической и художественной литературы;
*подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
*дидактические игры;
* прослушивание песен, стихов;
*выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
Цель проекта:
Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника
путём приобщения к истории и культуре малой Родины.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить детей с историческими сведениями малой родины, а так же его
местонахождением, традициями пгт Рудничный;
Расширить и углубить знания детей о пгт Рудничный, его достопримечательностях,
памятниках, символике, о людях-героях родного поселка;
Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, познакомить с современной
жизнью поселка;
Создать предметно – развивающую среду в группе (схема поселка);
Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история
города Анжеро – Судженска и поселка Рудничный ;
Сформировать умения, ориентироваться в поселке, пользоваться картой, читать условные
обозначения.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных
видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в
конструировании, экспериментировании и т.д.
Обучать детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с
привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);
Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для
слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать
наизусть стихи и прочее;
Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством местных поэтов;
Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать
посредством специальных игр и упражнений;
Воспитательные:
Прививать детям чувство гордости за свой родной поселок, чувство сопричастности к
происходящим в нем событиям;
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного поселка
пгт Рудничный;
Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили поселок в разные
исторические эпохи;
Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о
природе их родного поселка, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и
многообразие.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу
общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в
контексте реализации проекта;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях;
Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных
праздников, концертов и выставок по теме проекта;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению
поселка, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;
Подготовить консультации по теме проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
По итогам проведения проекта планируется что дети:
*Проявят интерес к истории родного края;
*Умеют ориентироваться в поселке, вести вежливый разговор с жителями и гостями
поселка, знают достопримечательности родного поселка, умеют любоваться и беречь
красоту природы родного поселка (сформирована система представлений о родном
поселке);
*С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с
поставленными задачами;
*Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
*Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного поселка;
*Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на
происходящее, оказывать посильную помощь.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений,
рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок,
разговор, беседа, рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды обеспечивающей развитие интереса и
любознательности, экскурсии и наблюдения расширяющие кругозор ребенка, работа в
мини-музее «Мой поселок», с целью формирования знаний о родном поселке,
дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Мотивация проектной деятельности
Воспитатель приносит в группу фотографии видов поселка Рудничный (прошлое и
настоящее) или показывает презентацию о родном поселке. Дети рассматривают
принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель
задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает,
сколько лет родному поселку?», «Промышленность поселка» и т.п.
Этапы проекта
Деятельность
воспитателя
Деятельность
детей
Совместная
деятельность с
семьями
воспитанников
I этап
(подготовительный)
Постановка
проблемы, цели и
задач
1. Изучение
муниципального,
регионального
опыта работы по
теме проекта,
используя ресурсы
Интернет.
2. Постановка цели
и задач проекта на
основе результатов
анализа.
3. Составление
плана по
реализации проекта.
4. Сбор
исторических
данных, накопление
наглядно-
демонстрационного
материала и пр.
5. Подбор тематики
занятий, игр и
других видов
детской
деятельности.
6. Привлечение
специалистов
детского сада к
Знакомство с
темой проекта
«Моя малая
Родина»
1. Разработка плана
проекта
(воспитатель
обсуждает план
проектной
деятельности с
родителями
воспитанников).
2. Анкетирование
родителей по теме
проекта.
3. Помощь в
организации
информационного
стенда.
4. Сбор
исторических
данных,
изготовление
наглядно-
демонстрационного
материала и пр.
осуществлению
проекта.
7. Подбор
методической
литературы.
8. Организация
работы с
родителями
(памятки, буклеты,
консультации).
II этап
Работа над проектом
1. Организует
деятельность по
реализации проекта
(поэтапно с
использованием
интерактивных
форм работы с
детьми и
родителями):
- досуговые
мероприятия;
- открытые
просмотры;
- оформительская
деятельность и пр.
2. Вводит в игровую
ситуацию
воспитанников.
3. Стимулирует
активность детей
через:
- создание
проблемных
ситуаций;
- положительные
эмоции;
- мотивацию
деятельности;
- игровую позицию.
1. Вживаются
в игровую
ситуацию.
2. Участвуют
во всех
мероприятиях
проекта.
3. Выбирают
необходимые
материалы для
продуктивной
деятельности.
4. Пополняют
книжный
уголок
материалами
по теме
проекта
1. Участвуют во
всех мероприятиях
проекта совместно с
детьми.
2. Оказывают
посильную помощь
в организации всех
мероприятий
проекта.
4. Изготовление
лэпбука.
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления
развития
Подразделы
Основные цели и
задачи в
соответствии с
программой «От
рождения до
школы»
Содержание психолого-
педагогической работы с
детьми
Социально-
коммуникатив
ное развитие
«Ребенок в семье
и обществе,
патриотическое
воспитание»
Формирование
гражданской
принадлежности;
воспитание любви
к малой Родине,
гордости за ее
достижения,
патриотических
чувств.
1. Дидактическая игра
«Путешествие по улице
Советской»
2. Рассматривание
иллюстраций, открыток, фото
с изображением
достопримечательностей
поселка и его архитектурных
сооружений.
«Самообслужива
ние,
самостоятельность
, трудовое
воспитание»
1.Воспитание
уважения к труду
близких взрослых,
желание
участвовать в
совместной
трудовой
деятельности в
детском саду,
воспитания
стремления быть
полезным и
умения радоваться
результатам
коллективного
труда.
3. Видеоролик «Наш поселок
Рудничный».
1. Беседа о посильной
трудовой деятельности в
условиях семьи и детского
сада.
2. Субботник по
благоустройству территории
ДОУ и прилегающей к ДОУ
территории «Сделаем свой
уголок чище ».
«Формирование
основ
безопасности»
1. Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
в условиях семьи
(ППБ).
2. Формирование
осторожного и
осмотрительного
1. Изготовление карты-схемы
«Наш поселок
2 Занятие познавательного
цикла о ПДД и ППБ с
использованием ИКТ.
3 Акция « Пристегнись и
улыбнись».
отношения к
потенциально
опасным для
ребенка ситуациям
на дороге.
«Игровая
деятельность»
1. Развитие у детей
самостоятельности
, инициативы,
творчества,
навыков
саморегуляции.
1. Сюжетно-ролевые игры:
"Мы – строители", "Почта",
"Библиотека", "Мы –
экскурсоводы", "Наша
улица", « Мы –металлурги»
Больница», «Семья», «Автобу
с», «Дом»,
2. Формирование
доброжелательног
о отношения к
сверстникам,
умения
взаимодействовать
, договариваться,
самостоятельно
разрешать
конфликтные
ситуации.
1. Дидактические
игры: «Какой наш поселок?»,
"Было - стало", «Кто что
делает?»; лото "Знаешь ли ты
свой поселок?", " «Подбери
словечко», «Вот моя улица,
вот мой дом».
3. Словесные игры: «Я начну,
а ты продолжи , «Скажи
наоборот», «Один – много»
4. Русские народные
подвижные игры.
Познавательное
развитие
«Приобщение к
социокультурным
ценностям»
1. Расширение
представлений об
архитектурных
памятниках,
учебных
заведениях и
промышленности
поселка.
2. Знакомство
детей с
профессиями,
связанными со
спецификой
родного поселка.
1. Тематические беседы:
«Моя малая Родина», «Что мы
знаем о родном поселке?»,
«День металлурга»
2. НОД «История
возникновения родного
поселка», «Замечательные
люди пгт Рудничный».
3. Тематические экскурсии.
«Формирование
элементарных
математических
представлений»
Дать детям
элементарные
представления о
времени: его
текучести,
НОД «Сколько лет родному
поселку?»
периодичности,
дней недели,
месяцев, времен
года и др.
«Ознакомление с
миром природы»
Формирование
первичных
представлений об
особенностях
природы родного
поселка.
1 Беседы по теме «Любимое
место отдыха».
«Конструктивно-
модельная
деятельность»
1. Формирование
интереса к
разнообразным
зданиям и
сооружениям
(дома, школы,
храма и др.).
2. Закрепление
навыков
коллективной
работы: умения
распределять
обязанности и
работать в
соответствии с
общим замыслом,
не мешая друг
другу.
1. Рассматривание
иллюстраций с изображением
старинных и современных
зданий поселка,
2. Изготовление макета«Мой
дом».
3.
Конструирование «Парк» , «Н
аш детский сад», «Дома на
нашей улице». «Карьер»,
«Храм Серафима Саровского»
Речевое
развитие
«Развитие речи»
1. Развитие
свободного
общения со
взрослыми и
детьми, овладения
конструктивными
способами и
средствами
взаимодействия с
окружающими.
2. Развитие всех
компонентов
устной речи.
1. Беседа на тему «Улица, на
которой я живу»,« Кварцит –
что это?»
2. Беседы с дошкольниками о
профессиях «Кем работает мой
папа, моя мама».
3. Составление творческого
рассказа «Из окна моя улица
видна».
«Художественная
литература»
1. Развитие
интереса детей к
художественной
литературе.
2. Пополнение
литературного
багажа детей
1. Чтение , стихов рудничных
поэтов.
2. Разучивание стихов о
родном крае.
сказками,
рассказами,
стихотворениями.
3. Развитие
чувства гордости
за местных
писателей и
поэтов.
3 Экскурсия в библиотеку
поселка.
Художественн
о-эстетическое
развитие
«Изобразительная
деятельность»
1. Развитие
продуктивной
деятельности
(рисование, лепка,
аппликация).
2. Развитие
детского
творчества.
1. Аппликация - « Герб пгт
Рудничный», «Российский
флаг»;
2 Тематические выставки
детско-родительского
творчества по теме проекта
«Мой дом. Моя улица»
«Музыкально-
художественная
деятельность»
1. Приобщение
детей к
музыкальной
культуре
2. Обогащение
музыкальных
впечатлений
1. Прослушивание
музыкальных произведений:
гимн г. Анжеро - Судженска,
гимн России,
2 Участие в конкурсах,
концертах МУК «Рудничный»
III этап
Презентация
проект
1. Обработка результатов,
выводы по реализации
проекта.
2. Подготовка к
презентации.
3. Презентация проекта на
родительском собрании.
Представляют
продукт своей
деятельности
гостям группы.
Домашние творческие
задания на тему «Мой родной
дом», выставка рисунков и
фотографий «Мой родной
микрорайон» и др.
IV – этап
Рефлексия
1.Написать
информационную справку
об итогах проектной
деятельности, свои
предложения о
продолжении темы
проекта.
Высказать своё
мнение об этом
проекте, свои
предложения о
продолжении
темы проекта.
Написать отзыв о проекте,
свои предложения о
продолжении темы проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения
опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии
темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по
теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с
родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно
прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств
воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и
семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и
станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность
способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций,
а так же помогает в формировании коллективных взаимоотношений. В ходе
реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания
о поселке Рудничный. Проект захватил все виды деятельности: познавательно-
исследовательскую, коммуникативную, игровую,
продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В
результате дети узнают и называют памятные места, какие есть здания, скверы, название
улиц нашего поселка. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и
дому, но и в центральных улицах родного поселка. Знают и стремятся выполнять правила
поведения в поселке. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в
социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет
и подвигами односельчан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым
жителям поселка.
Во время работы над данным проектом родители активно принимали участие в
реализации проекта, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах
рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к
природе родного поселка. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по
теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание
необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в
школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей.
« Знаете ли Вы свой поселок»
1.
Сколько лет поселку Рудничный?
2.
С чего все начиналось?
3.
Трудовые династии поселка?
4.
Как называется главная улица поселка ?
5.
В каком году образовалось Антоновское РУ?
6.
В каком году был построен Храм Серафима Саровского?
7.
Кто был первый директор Антоновского РУ?
8.
Назовите самый старый микрорайон поселка.
История поселка Рудничный.
Любить свою Родину – значит знать место, где ты родился, где находятся твои корни. Наш
поселок имеет не долгую, но интересную историю.
Кто и почему назвал поселок Рудничным, а не Советским? Как возникли названия улиц?
Какой смысл был вложен в их названия?
Об этом мы вам и расскажем.
Поселок Рудничный расположен недалеко от города Анжеро-Судженска и является его
составной частью. Рудничный район. Это мы. Это наш поселок.
Своим рождением и названием он обязан месторождению кварцитов, открытого в 1927
году группой геологов под руководством Л.М. Шорохова. В 1928 году Тельбесбюро
организовало экспедицию геологов под руководством В.А. Нуднера для разведки
месторождения. Проведенные экспедицией работы и заключение профессора М.А. Усова
послужили основанием для строительства кварцитного рудника.
Анжерский уголь, и рядом, месторождение кварцитов. Это всегда удивляло геологов.
Но так уж сложилось. Замечательный подарок природы.
В 1930 году началось строительство рудника, а рядом поселок горняков.
Геологи и первые рабочие кварцировали в расположенной неподалеку деревне
Антоновке, основанной еще в 1835 году. По названию деревни были названы
месторождение кварцитов «Антоновское», а строящийся рядом поселок Антоновским.
В 1930 – 1932 годах поселок представлял собой крошечное поселение: два двухэтажных
жилых дома по четыре квартиры каждый, барак на 30 человек, столовая, красный уголок,
комната для приезжих. Общее количество рабочих и служащих карьера составляло 85
человек. Значительным источником рабочей силы были окрестные деревни, откуда
крестьяне приезжали на заработки. Увеличивал объем добычи кварцита рудник, рос
поселок Антоновский.
Поселок Антоновский (Старый Рудник) начал застраиваться в начале 30-х годов. В
середине 30-х годов появились магазин, клуб, больница, школа. Строилось жилье для
работников кварцитного рудника. Темпы строительства отставали от спроса и рабочие
сами начали строить себе дома по улицам Суворова, Береговая. К началу 50-х годов
поселок достиг своего расцвета – численность населения составляла 1500 человек.
В 1951 году Антоновское месторождение кварцитов было законсервировано и население
стало разъезжаться. В начале 60-х закрылись клуб, библиотека, больница; в 70-х -
несколько магазинов и аптека. Поселок таял на глазах. Часть жилых домов была
разобрана и перевезена в поселок Рудничный (Новостройка), часть – превратились в
дачные домики. В настоящее время в поселке проживает около 30 человек, в основном
пенсионеры. Жизнь в микрорайоне поддерживается только благодаря регулярному
автобусному сообщению.
С 1951 года добыча кварцита сосредоточилась на новом месторождении – «Гора
Брусничная». Нужно было строить новый поселок. Его быстро назвали: «Новостройка».
Место было выбрано красивое. Река Яя огибает поселок. Сам поселок расположен в
низине, окруженный со всех сторон возвышенностями. И на каждом из холмов жили и
живут люди, и каждое поселение имеет свою необыкновенную историю.
Вот поселок Дружный.
В начале двадцатого столетия на берегу Яи основались выходцы из Черниговской,
Тамбовской и Пензенской губерний. Поселенцы жили дружно, дружно и осваивали новые
земли. Так родилось название Дружный.
В поселении были начальная школа, магазин, дом для приезжих. Место хорошее. Внизу
течет река ЯЯ, а на противоположном берегу лес с богатыми дарами. (Это место
сегодняшнего нашего поселка). Сколько здесь было различных ягод! Ароматным соком
наливалась смородина, удивляла особым вкусом жимолость, покоряла красотой
цветения черемуха. Сегодня на месте поселка Дружного находится улица Дорожная.
Хорошая улица, добротная. Двор каждого хозяина ухожен, в каждом растут цветы.
В военные и послевоенные годы в окрестностях поселка Дружный стали появляться
спецпереселенцы. Основную массу их составляли репрессированные немцы Поволжья.
Им разрешалось строить дома к северо-востоку от поселка Дружный. До конца
пятидесятых годов в новом поселке проживали только немцы, поэтому это поселение
окрестили Берлин. С появлением в 1947 году мебельных мастерских, переросших в
мебельную фабрику, поселок быстро рос, население стало многонациональным, а
название осталось прежнее. Берлин, да и все тут!
Хутор Сороченкин тоже имеет свою историю.
В 1922 году, в полутора километрах от реки Яя, на холме поселились четыре семьи. А
фамилия у всех одна – Сороченко. Жили хорошо, умело вели хозяйство. Жители
окрестных деревень прозвали их Хуторянами, а поселение – Сороченкин хутор. В конце
концов два поселения (Берлин и Сороченкин хутор) практически слились.
А в 1926 году, на берегу Яи для обеспечения водой жителей города был построен
водоканал «Анжерский». Быстро возвели барак для рабочих, обслуживающих
водозабор, и станцию по очистке воды. С каждым годом потребности в воде
увеличивались, поэтому постоянно расширялось производство. Сегодня – это большое
современное предприятие.
Около предприятия люди стали строить дома.
Строили и на берегу реки Яи и рядом с поселком Нахимовский. Сторожилы утверждают,
что свое название поселок получил в честь адмирала Нахимова, под командованием
которого служил один из первых жителей поселка. Еще в конце сороковых годов поселок
Нахимовский слился с жилым массивом Водоканала.
Места в окрестностях Нахимовки и водоканала живописные, воздух чистый. Луга весной
пламенеют от огоньков, пышно цветет черемуха. Далеко разносится ее удивительный
аромат. Да и река порой так разливается, что сердце постукивает. И когда начинается
ледоход, то за бесформенными глыбами синего льда можно наблюдать бесконечно.
Район этот очень привлекает дачников, и, поэтому в настоящее время в Нахимовке
дачников больше, чем постоянных жителей.
А на противоположной стороне, в излучине реки, расположена Брусничка. До 1959 года
здесь существовала деревня Брусничная. С легкой руки одного из жителей и холм, и
деревня получили свое название – Брусничные. По переписи 1926 года в деревне было
57 хозяйств с населением 172 человека, большую часть из которых были русские.
Основным занятием жителей было земледелие.
С 1944 по 1946 год в деревне проживали геологи А.С. Усынин и В.Т. Фирсов, проводившие
детальную разведку месторождения кварцитов «гора Брусничная». Во время
геологоразведочных работ А.С. Усынин умер. Он был болен, но не жалел себя,
отказываясь от отпуска пока не завершат разведку. Могила А.С. Усынина находится на
кладбище деревни Брусничной.
В 1951 году началась разработка месторождения «гора Брусничная» и жители один за
другим сменили сельскохозяйственный труд на труд промышленных рабочих. Со
временем большая часть из них переехала в благоустроенные квартиры Новостройки.
В настоящее время в микрорайоне осталась одна улица – Брусничная, состоящая из 12
домов с постоянным населением и несколькими дачными домиками. Также Брусничка –
излюбленное место отдыха многих горожан.
Санаторий.
В 1936 году в сосновом бору на левом берегу реки Яи был построен Судженский Дом
отдыха. В 70-х годах он получил статус здравницы Всесоюзного значения – санаторий
«Анжерский». Для обслуживающего персонала было построено несколько одно- и
двухэтажных домов на улице Садовой.
В 70-80-х годах санаторий «Анжерский» пользовался большой популярностью у жителей
Кузбасса. С ростом числа отдыхающих увеличивалась потребность в обслуживающем
персонале. Началось строительство домов на улице Санаторная, позже на улицах Светлая
и Солнечная.
Приезжих и жителей поселка привлекают в санатории чистый воздух, тенистые дорожки
соснового бора, отдаленность промышленных предприятий, близость реки. Возможно,
именно поэтому в 1994 году на высоком речном берегу был построен здесь Храм
преподобного Серафима Саровского.
А как же росла и развивалась территория, которую все называли «Новостройка»?
Быстро и стремительно!
В первую очередь нужно было построить железнодорожный мост через реку, который
должен был соединить все поселения. Мост был построен. В 1951 году было построено
несколько домов барачного типа для рабочих на улице Усынина. Улицу назвали в честь
геолога А.С. Усынина. Были возведены три дома для специалистов на улице Школьной.
Затем эту улицу по просьбе жителей поселка переименовали в улицу Ушакова, в честь
Тихона Тимофеевича Ушакова, который был в течение 20 лет управляющим Антоновского
рудника. Тихон Тимофеевич очень много сделал для жителей рудника. Это был
настоящий руководитель. Умный, толковый, далеко смотрящий вперед.
В 1953 году был заложен первый кирпичный двухэтажный благоустроенный дом на
улице Советской. В 50-60-е годы на этой улице были построены несколько жилых двух- и
пятиэтажных жилых домов, школа, больница, Дом Культуры; в 70-х – здание поссовета и
детский сад. Улица Советская стала главной улицей поселка.
В 70-х годах началось
строительство на улице
Металлургов. В 80-90-х
годах в микрорайоне
появилось еще
несколько улиц:
Черемуховая,
Березовая, 40 лет
Победы, Кварцитная
.
Сегодня в поселке 36
улиц и 5 переулков.
Самая многоэтажная
улица – Металлургов.
Главная и самая
длинная улица –
Советская.
В 1959 году решением
исполнительного и.п.
комитета Кемеровского
областного Совета
депутатов трудящихся
были объединены
поселки: Брусничный,
Новостройка,
Дружный,
Антоновский(Старый
Рудник), Водоканал, Сороченкин хутор, Берлин, Нахимовка, Санаторий в один
населенный пункт – рабочий поселок Рудничный.
В феврале 1963 года решением №204/271 исполкома Кемеровского областного Совета
депутатов трудящихся р.п. Рудничный был переведен в подчинение Анжеро-Судженскому
горсовету.
Чем же живут наши жители сегодня?
Заботой, дружбой, работой, учебой, верой.
Помогает жителям Храм Преподобного Серафима Саровского, что вознес свои купола к
небу на высоком берегу нашей реки. Сюда идут поклониться Богу люди со всех мест. Это
прекрасное место очищает души наших жителей, делает их благороднее, чище, духовно
богаче.
Так и живем все вместе.
Цель: расширение знаний детей об архитектурных памятниках, учебных
заведениях, промышленности поселка.
МАКЕТ КАРЬЕРА
Дидактическая игра «Мир природы»
Цель: формирование интереса к особенностям природы родного края, к
ее красоте.
Экскурсия на берег реки ЯЯ
Рисунок Алферовой Весны « Мой любимый уголок отдыха»
Экскурсия в библиотеку МУК «Рудничный».
Цель: пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами,
стихами, развитие чувства гордости за местных писателей и поэтов.
Посещение Интерактивной программы .
«Культура России, традиции»
Цель: Воспитание у детей интереса к традициям русского народа.
Городской
театральный
фестиваль ,
посвященный
Всемирному
дню театра
«Закулисье»
Выступление
воспитанников
группы на
фестивале.
Субботник на участке группы
Цель: формирование интереса к
участию совместной трудовой
деятельности в детском саду,
желание быть полезным
обществу.
НОД «Моя малая Родина»
подготовительная группа
Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: познавательно-речевое.
Тема: «Моя малая Родина».
Форма проведения: фронтальное.
Цель: формирование знаний детей о малой Родине.
Задачи:
закреплять представления детей о своем родном крае, который является частью нашей
большой страны, о большой и малой Родине, о том, что для каждого человека малая
Родина — это место, где родился, где он живет. Формировать у детей понятия «малая
Родина».
развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры.
воспитывать гражданские – патриотические чувства: гордость за свою малую родину,
желание сделать её лучше. Обогащать словарь детей.
Словарная работа: Родина, Россия, флаг, герб, линия железной дороги, монастырь,
черемуха.
Предварительная работа: беседы о родном поселке, о Родине; рассматривание фотографий
достопримечательностей поселка; чтение произведений о Родине; разучивание пословиц;
отгадывание загадок; рисование на тему «Мой поселок»».
Материал: презентация к занятию, компьютер, мультимедийная доска; картинки с
изображением солнца, растений, людей; бумага большого размера для изготовления
макета «Улица будущего»; наборы для рисования (фломастеры, восковые мелки, бумага);
мяч; подарки детям.
Ход НОД:
I. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - скажем друг другу.
«Доброе утро!» - подружке и другу.
«Доброе утро!» - скажем гостям,
Чтоб улыбнулись приветливо нам.
«Доброе утро!» - солнышку красному,
Самому чистому, самому ясному.
И пусть согревают нас солнца лучи,
Лучи теплоты и лучи доброты.
- Я знаю, ребята, что вам очень нравится путешествовать, играть, узнавать что-то новое и
интересное. А чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча, вы узнаете, если
догадаетесь, что же я нарисую своим волшебным карандашом?
Я возьму карандаш, нарисую дом.
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было теплее тем, кто в доме живет,
Нарисую трубу, из нее вьется дым.
Я возьму карандаш, нарисую цветы.
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтоб всегда была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь, станет радостней вдруг.
Я возьму карандаш, нарисую лес.
Нарисую поляну и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.
II. Беседа о малой Родине.
1. Беседа о Родине.
Воспитатель: Ребята, скажите, что я нарисовала?
- Как можно назвать все, что я нарисовала, одним словом?
- А что такое Родина?
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это наша поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка,
дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна!
Воспитатель: Мы с вами живем в огромной прекрасной стране. Посмотрите, какая она
большая. Чтобы добраться с одного ее края на другой, нужно ехать на поезде целую
неделю! Как у каждого человека, у нашей Родины есть имя.
- Как же называется наша Родина?
Воспитатель: Как зовут президента нашей страны?
- В нашей стране много городов, сел, рек, озер, лесов, гор. В ней проживает много
народов. Мы гордимся нашей великой Родиной.
- А какие пословицы о Родине вы знаете?
Ответы детей:
На чужой стороне и весна не красна.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина любимая – что мать родимая.
Если дружа велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Нет в мире краше Родины нашей.
На чужбине и собака тоскует.
На родной стороне и камешек знаком.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Беседа о малой Родине.
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: край,
город, деревня, улица, дом, где он родился и живет. Это место называется малой Родиной.
Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия.
- Как же называется край, в котором мы родились и живем?
Слайд (карта Кемеровской области)
Воспитатель: Посмотрите – это карта Кемеровской области. Какой главный город в нашей
области? (Кемерово, отсюда и название нашей области)
- Как вы думаете, наша область большая или маленькая? (ответы детей)
Игра «Собери цветок»
Посмотрите, вот наша Кемеровская область - сердцевина большого цветка. Давайте
назовем лепестки цветка: Томская область, Новосибирская область, Алтайский край,
Республика Алтай, Республика Хакасия, Красноярский край. (Подставляя лепестки-
области, дети запоминают названия ближайших областей России, их центров, граничащих
с Кемеровской областью).
- Ребята, а вы знаете, что как у каждого края и у каждого города нашей страны, так и у
нашей области есть свои флаг и герб.
Слайд (флаг и герб)
- Посмотрите – это символы Кемеровской области – флаг и герб.
Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми
ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде
стилизованной чаши.
Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита –
зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства.
Зеленый цвет – это также традиционный цвет молодости и надежды.
В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой
полосой золотого цвета, – террикон, символизирующий угольную промышленность. В
центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие
индустриальную
принадлежность
Кемеровской
области.
Из
зеленого
поля
через
перекрещенные молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса.
Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный
металл.
Герб обрамлен дубовым венком, символизирующим статус Кемеровской области как
субъекта Российской Федерации.
Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская
область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части
орденской ленты обозначена дата: 1943 г. – год образования Кемеровской области.
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде
стилизованной полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета
с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины.
В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области.
Люблю я сибирские, русские были,
Московский рассвет над страной.
Улыбка России и нежность России
Всегда жили рядом со мной.
Шумят, как и прежде, леса вековые,
Плывут облака не спеша...
Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
Вы - сердце мое и душа.
- Так пишет о нашем крае, наша кузбасская поэтесса,Н.Чимбарова. Красива и
разнообразна природа Кузбасса. Живописны берега рек, величественны наши горы,
широки наши степные просторы.
- Частью Кемеровской области, ребята, является наш маленький поселок, наша малая
Родина. Как называется наш поселок? (Рудничный)
- Все мы и взрослые, и вы, ребята, очень любим наш поселок. Давайте поиграем, скажем
самые добрые, самые красивые слова в адрес нашей малой Родины. Какой он?
3. Дидактическая игра «Какой наш поселок?»
Воспитатель: Не всегда наш поселок был таким большим и красивым, как сейчас. Много
лет назад в нашем поселке все было по-другому.
А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас прогуляться по нашему родному и любимому
поселку Рудничный. А помогут нам в этом загадки.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
(поликлинника)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это? (детский сад)
Ты можешь здесь купить конверт.
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание - … (почта)
Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем… (магазине)
Началась игра в футбол,
Игроки забили гол.
На трибунах свист и звон.
Что за место? (стадион)
Воспитатель: А теперь, ребята, так как мы с вами оказались на стадионе нашего родного
поселка, я предлагаю вам отдохнуть.
4. Физминутка.
Здравствуй, мир (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там леса! (поворот вправо)
А там – поля! (поворот влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья (поворот головы)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край, ты мой могучий!
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир! (руки наверх)
Встречай меня! (на грудь)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и показать, как вы любите свою
малую родину и много о ней знаете.
5. Игра «Все ли верно, докажи».
Воспитатель: В нашем поселке совсем нет достопримечательностей. Это верно или нет?
Воспитатель: А какие достопримечательности нашего поселка вы знаете?
Воспитатель: Глава нашего поселка В. В. Путин. Это верно или нет? Воспитатель: В
нашем поселке живут только металлурги. Это правда или нет? Люди каких профессий у
нас живут?
Воспитатель: В нашем поселке всего одна улица. Это верно или нет? Назовите улицы.
6. Практическая деятельность детей.
Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите свой поселок и хотите, чтобы он стал уютнее и
краше, поэтому предлагаю вам сейчас стать на некоторое время архитекторами. Давайте
нарисуем новую «Улицу будущего» нашего поселка, дома для наших родных, друзей
и просто хороших людей.
Дети рисуют дома.
Из готовых работ выстраивают «Улицу будущего».
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо потрудились! Я вижу, что вы очень любите свой
поселок, нашу малую Родину. Посмотрите, какая замечательная улица скоро появится в
нашем поселке. Вы вырастите, и кто-то из вас обязательно станет строителем и построит
такую улицу на радость всем жителям посёлка! Давайте, ребята, придумаем для будущей
улицы нашего поселка название. Как она будет называться?
III. Рефлексия:
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о нашей малой родине и с любовью и гордостью
рассказывали о нашем родном поселке.
- Что такое «малая родина»?
- Скажите, за что вы любите наш поселок?
- А что бы вы хотели пожелать нашему поселку? Поместите над макетом "Улицы
Будущего" нашего поселка картинки с изображением ваших пожеланий.
Дети выбирают и приклеивают картинки с изображением солнышка, детей, цветов,
деревьев, птиц ,насекомых и т. д. Постепенно весь макет улицы покрывается цветными
картинками.
Воспитатель: За то, что вы очень любите наш родной поселок и многое о нем знаете, я
приготовила для вас награды.
(награждаю детей медалью «Я живу в посёлке Рудничный!»).
Сценарий развлечения в детском саду "День металлурга". Старший дошкольный
возраст
Цель: Формирование патриотических чувств посредством изучения и приобщения к
традициям празднования Дня металлурга в городе Полевской.
Задачи:
- Познакомить детей с профессией металлург.
- Продолжать знакомить детей с деятельностью градообразующего предприятия ПАО
СТЗ.
- Уточнить знания детей о родном городе, крае, стране.
- Расширять кругозор.
- Познакомить детей с традицией и истоками празднования Дня металлурга.
- Воспитывать у детей патриотические чувства.
- Развивать ловкость, выносливость в ходе спортивных конкурсов.
Участники: средняя, старшая, подготовительная группы, воспитатели, музыкальный
руководитель.
Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись
песенки-зарядки, конусы-маркеры пространства, 2 самосвала на верёвочках,
пластмассовые кубики разных цветов по количеству детей, 4 обруча.
Ход развлечения
1 слайд
Ведущий: Здравствуйте, ребята и взрослые! Здравствуйте! В нашем замечательном
посёлке недавно прошёл праздник… Кто мне ответит, какой праздник мы недавно
праздновали? (ответы детей)
Ведущий: Правильно – день металлургов!
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков… (ответы детей: металл)
Ведущий: Железная логика, железный характер, железные нервы, железное здоровье…
Много существует таких выражений, в основе которых сравнение с прочностью металла!
Скажите, ребята, какие вещи сделаны из металла? (ответы детей)
Ведущий: вот видите, металл присутствует в нашей жизни постоянно, и порой мы
забываем, какой колоссальный труд за ним стоит.
С незапамятных времен в наших краях добывали руду и выплавляли из нее металл.
Сначала в доменных печах, при огромных температурах, а затем и в современных,
электрических. Ребята, посмотрите на слайд, здесь вы можете видеть, как светится металл,
когда он нагрет, раскалён до огромных температур! В таких трудных условиях работают
люди. Это и есть работа металлурга!
Профессия металлурга трудна и ответственна, его труд имеет огромное значение.
Благодаря этому труду в нашей стране есть машины, комбайны, поезда, трубопроводы,
велосипеды и многое другое. День металлурга — это дань уважения тем людям, которые
своими руками создают важные вещи для нас с вами, для нашей страны!
2 слайд
Ведущий: Посмотрите, ребята, как перевозят железную руду с места добычи на завод для
переплавки её в металл. Какие машины для этого используются? Как называется эта
профессия? (ответы детей)
Ведущий: А теперь я предлагаю вам самим попробовать привезти руду на завод. У нас
есть два самосвала и много кубиков. Каждый из вас погрузит кубик и довезёт до места
назначения (обруч), затем передаст самосвал следующему водителю. Играют две
команды. Итак, начинаем игру «Кто быстрее перевезёт руду».
Проводится игра-эстафета под музыкальное сопровождение.
3 слайд
Ведущий: Ребята, давайте теперь потренируем вашу память, проведём игру-викторину.
Мини-викторина «Город металлургов»
1 вопрос: Как называется наш родной город? (ответы детей)
2 вопрос: Как называется наш край, в котором так много лесов, гор, полезных
ископаемых, столько – что хватит на всю нашу страну? (ответы детей)
3: А как называется наша страна? (ответы детей)
4: Есть ли в нашем городе профессия металлурга?...(ответы детей)
5: Где, на каком предприятии в нашем посёлке работают металлурги? (ответы детей)
6: А что же изготавливают на Северском трубном заводе из металла? (ответы детей)
Ведущий: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!
4 слайд
Ведущий: И вот теперь следующее соревнование – «Кто быстрее прицепит вагон?» Нам
также нужны две команды. Капитаны команд, назовём из машинистами, должны провезти
вагончики вокруг конуса. Сначала к машинисту цепляется один участник-вагончик и они
вместе добегают до конуса и возвращаются к команде, затем к ним цепляется следующий
вагончик и так далее. Побеждает та команда, которая первой провезёт все свои вагончики
вокруг конуса.
Проводится игра-эстафета под музыкальное сопровождение.
5 слайд
Ведущий: Знаете, ребята, металлурги – не только сильные, смелые, ловкие, но и умные!
Давайте поиграем в одну умную игру, проверим ваши знания и вашу память. Игра
называется «Скажи наоборот». Я буду говорить слово, а вы слово наоборот!
Проводится словесная игра «Скажи наоборот»
Ведущий: Например: День – ночь,
Утро – … (вечер),
Мягкий – …(твёрдый),
Грустный – …(весёлый),
Грязный – …(чистый),
Ленивый – …(трудолюбивый),
Идти – …(стоять),
Говорить – …(молчать),
Шептать – …(кричать),
Надевать – …(снимать),
Далеко – …(близко),
Высоко – …(низко),
Впереди – …(сзади),
Слева – …(справа).
Ведущий: Молодцы, ребята, всё правильно назвали!
Ведущий: Металлурги – трудолюбивые, смелые, сильные! А что помогает быть сильными
таким ребятам, как вы?
Ответы детей: …физкультура, еда, зарядка…
Ведущий: Здорово! Вот сейчас мы все вместе встанем на разминку, чтобы стать ещё
сильнее!
6 слайд
Проводится зарядка под музыку «Солнышко лучистое»
Все дети рассыпались по залу, делают движения вместе с воспитателями.
7 слайд
Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь вы стали ещё немножечко сильнее, ловчее и быстрее.
Может быть, когда вы вырастите, тоже станете металлургами. С праздником всех!
Конспект экскурсии
с детьми подготовительной группы
на тему «Мой любимый поселок Рудничный»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Виды деятельности: Наблюдения, беседа, игра.
Цель: Расширение и уточнение знаний о родном посѐлке
Образовательные задачи:
Формировать знания детей о достопримечательностях посѐлка.
Продолжать формировать представление о назначении общественных учреждений,
особенностях архитектурного строительства.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.
Развивать интерес к родным местам.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родному посѐлку его истории и культуре.
Материалы и оборудование: Маршрутная карта, фотоаппарат.
Словарная работа: Поликлиника, библиотека, храм, маршрут.
Предварительная работа:
Беседа
Рассматривание фотоальбома «Родной посѐлок»
Чтение стихотворений о родном крае.
Рисование на тему: «Дом, в котором я живу».
Ход экскурсии:
(Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем)
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмѐмся
И друг другу улыбнѐмся
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться нам с вами не просто на прогулку, мы
отправимся в путешествие по нашему родному посѐлку.
- Как называется наш посѐлок?
- Кто придумал такое название?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Что необходимо нам взять с собой, чтобы не сбиться с пути?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Верно, мы как настоящие путешественники возьмѐм с собой карту. Давайте
ее рассмотрим и увидим маршрут нашего
путешествия.
Маршрут – это направления по которым мы
будем с вами иди. На карте обозначены улицы и здания
располагающиеся на них.
И так в путь.
Пройдя немного по улице Железнодорожная на которой находится наш детский сад, мы с
вами окажемся на улице Ленина, где будем переходить пешеходный переход.
Первым пунктом на нашей карте обозначено историческое место в нашем посѐлке –
это «Памятник погибшим воинам» (История нашего поселка неразрывно связана с
историей всей страны – с Великой Отечественной войной. Что вы знаете о
войне? (ответы детей)
Обратите внимание, дети, на огонь. Его название – «Вечный огонь». Запомните это
название. «Вечный огонь» горит всегда: во все времена года, в дождь и снег как память о
всех погибших солдатах. Часто люди приносят цветы к памятнику и стоят молча. Давайте
и мы почтим память павших солдат минутой молчания. Отнесемся с уважением и
почтением к тем, кто не вернулся с войны.
Минута молчания.
А теперь нам пора продолжить наше путешествие следующая остановка у нас будет на
улице Юбилейная
Воспитатель: На улице Юбилейная находится много разных зданий, одно из них это –
поликлиника.
- Для чего она предназначена?
- Кто из вас здесь был?
Воспитатель: Здесь работают врачи и медицинские сѐстры, которые лечат и оказывают
помощь больным людям. Здесь же находиться и
аптека.
- Что мы можем купить в аптеке?
- Для чего нужны лекарства?
(Дети высказывают предположения)
Ребята рядом с поликлиникой находится один из красивейших памятников архитектуры
храм Святого князя Владимира.
Как по-другому мы его называем? (Церковь)
Как вы думаете, для чего в поселке Разумное нужен храм? (это место, где любой человек
может обратиться с молитвой к богу).
Может, кто-нибудь из вас был в храме с родителями или с бабушкой? Что видели? Что
делали? (ответы детей).
Посмотрите, куда это торопятся дети с рюкзачками за спиной?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Давайте пройдѐм с вами на школьный двор. Что вы слышите?
(Дети отвечают на вопрос)
-Это школьный звонок, который созывает детей в классы.
Пройдѐт немного времени и вы тоже окажитесь за школьной
партой.
Воспитатель: Предлагаю продолжить нашу экскурсию.
Следующий пункт на нашей карте вам хорошо знаком, здесь
мы с вами были не раз.
Воспитатель: Что же это за здание?
(Дети рассказывают о Центре культурного развития имени Елисеева). А еще здесь есть
библиотека. Здесь живут книги, которые так и ждут, чтобы их прочли любопытные
глазки ребят. А пока читать вы умеете не все, помогут вам в этом ваши мамы.
Обратите внимание, какие красивые дома построили
строители. Они похожи друг на друга или отличаются?
(Дети рассматривают жилые дома)
Воспитатель: Конечно, все они разной постройки. В этом то вся красота и прелесть
нашего посѐлка.
Ребята, а посмотрите какие построены детские городки. Чья же эта работа, как вы
думает?
(Дети высказывают предположения)
- Хотите поиграть?
Подвижная игра на детской площадке «Ловишки»
Цель: развитие внимания, двигательной активности детей
Воспитатель: Предлагаю продолжить нашу экскурсию.
А сейчас мы с вами пройдем по аллее, где много растет самых разных деревьев и
кустарников.
Посмотрите, сколько много каштанов, предлагаю собрать их
для будущих поделок. Согласны?
(сбор каштанов для поделок)
Воспитатель: Перейдя улицу по подземному пешеходному переходу, мы с вами вышли к
следующему пункту на нашей карте это бассейн.
Для чего он предназначен?
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Многие из вас с родителями ходили в бассейн, а когда
немного подрастѐте, вы можете посещать бассейн сами,
записаться в секцию по плаванию.
Воспитатель: А теперь ребята нам пора отправляться обратно в наш детский сад. Вы
обратили внимание на то, как чисто и ухоженно вокруг?
Чья же эта работа, как вы думает?
(Дети высказывают предположения)
Я думаю, что карта нам уже не нужна, поскольку мы идем привычной для нас дорогой в
детский сад. Вот и подошло к концу наше путешествие.
По посѐлку погуляли
Много нового узнали
Возвратиться в детский сад
Каждый будет из нас рад.
Воспитатель: Что понравилось на экскурсии?
Какие здания есть в посѐлке?
Как называются улицы?
Какие исторические места находятся в посѐлке?
Список используемой литературы
1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с
детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
2008. – 96с.
5. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)
/Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
6. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ
«Перспектива», 2008г.-248 с.
7. Горюнов Г. « Течение горькой реки» (Стихотворения, поэмы).»Печатный двор
Кузбасса» 2013.
9. Седельцева Л.А. «Отчий край» (Стихи, сказки). Типография «Папирус» г. Анжеро –
Судженск. 2016.
10. Анжеро – Судженск .Газета «Наш город» , 17.07 1999г.; 16.07.2005г., 16.07.2011г.
11. Архивная копия. Решение №867, исполнительного комитета Кемеровского областного
Совета депутатов трудящихся. Кемерово 28.10.1959г. « об образовании Рудничного
поселка Анжеро – Судженского района.