Автор: Малютина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 6 "
Населённый пункт: г. Сосновый Бор , Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка в области наставнической деятельности в образовательной организации
Тема: "Описание существующей практики наставничества МБОУ «СОШ № 6 » г. Сосновый Бор Ленинградской области
Раздел: среднее образование
Описание существующей практики наставничества МБОУ «СОШ № 6 »
г. Сосновый Бор Ленинградской области
учителя-наставника Малютиной Елены Анатольевны
В современном образовании система наставничества играет ключевую роль в подготовке начинающих
педагогов к профессиональной деятельности. Под наставничеством понимается не только передача опыта и
знаний опытного педагога начинающему, но и создание благоприятной атмосферы поддержки и
взаимопонимания на рабочем месте.
Начинающий учитель, как правило, обладает теоретическими знаниями и ему не хватает
практического опыта работы в классе. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими
педагогами в нашей школе под руководством Поляковой О.Я. традиционно является одной из самых
важных составляющих методической работы. В нашей школе сложилась эффективная система
наставничества, которая включает в себя не только индивидуальное сопровождение, но и коллективное
обсуждение методических вопросов, проведение мастер-классов. Благодаря этому у нас создалась
дружественная атмосфера, где каждый учитель может найти поддержку и помощь .У нас в МБОУ «СОШ
№ 6» разработана Программа «Становление молодого педагога», где за каждым молодым педагогом
закреплён наставник. Открытое наставничество создаёт атмосферу доверия и взаимного уважения между
наставником и ментором. Оно включает в себя не только прямой контакт на рабочем месте, но и общение
по телефону или через социальные сети, что позволяет поддерживать постоянную связь и оперативно
реагировать на возникающие проблемы. В нашей школе мы придерживаемся подобного подхода к работе с
начинающими педагогами, и это даёт хорошие результаты. Мы видим, как молодые специалисты растут
профессионально, развивают свои личностные качества и умения, становятся более уверенными в себе и
эффективными в своей работе.
Задача наставника - помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества и
профессиональные умения, увидеть положительный результат совместной деятельности в результате
сотрудничества.
Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.
Цель моей работы в качестве наставника: способствовать формированию профессионально-
адаптированного, компетентного молодого педагога-практика в условиях современной школы.
Задачи:
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации
поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и
профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство
для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных
потенциальных возможностей начинающего учителя;
Повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений,
достижений;
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;
Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;
Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению
квалификационного уровня;
Для меня важно вселить моему наставляемому уверенность в себя и помочь ему реализовать себя в
педагогической деятельности. Я стараюсь выработать стратегию адресного подхода к молодым
учителям, которая учитывает их личностные качества, уровень профессиональной подготовки, интересы. В
каждом конкретном случае это «Индивидуальный образовательный маршрут».
Свою работу я выстроила планомерно в три этапа:
І этап (первый год работы) – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для
помогающего ему адаптироваться педагога- наставника. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы
выработать программу адаптации.
На данном этапе применялись такие формы работы как: совместное составление плана, выработки
индивидуального маршрута по итогам проведения диагностик, проведение консультаций по оказанию
методической помощи. Знакомство с обычаями и традициями школы, с особенностями работы ШМО,
классным журналом и работой с ним. Взаимопосещение уроков и родительских собраний у наставника. В
процессе посещения уроков и занятий у моего подопечного, я обращаю особое внимание на различные
аспекты, влияющие на качество образовательного процесса. Важным элементом является подготовка к
уроку, поэтому я совместно с ментором анализируем , насколько хорошо он подготовился к занятию,
насколько четко структурирован урок, насколько глубоко продуманы методы обучения и оценки
успеваемости учащихся. Даю методические рекомендации, как правильно начать урок, разумно
распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке, даю советы по
выстраиванию траекторий при работе с родителями, объясняю вариативность путей выхода из
затруднительной ситуации.
В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и намечаются цели на следующий год.
Диагностика включает в себя:
1.
Карта индивидуального методического сопровождения ( методики изучения уровня
сформированности профессиональных компетенций);
2.
Анкета « Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»
С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Т.В. Володина), анализ профессиональных затруднений .
3.
Диагностика на начало работы ( микроисследования на выявлению факторов, стимулирующих и
препятствующих саморазвитию; по степени владения навыками самостоятельной работы; на
выявление уровня удовлетворённости как педагога работой в образовании).
4.
Анкета молодого педагога ( уровень профессиональной подготовки).
ІІ этап (второй год работы) – основной (проектировочный), процесс развития профессиональных
умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми. Наставник осуществляет
корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную
программу самосовершенствования.
На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому я
обратила внимание на требования к организации учебного процесса, ведению школьной документации,
формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся, знакомила с разнообразными методами
сплочения классного коллектива и формами работы во внеурочной деятельности. Направляла на создание
собственных разработок для внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности. Составление
«Портфолио». Выбор методической темы .
На данном этапе молодому педагогу необходимо уметь адаптировать свои методики под конкретные
потребности и особенности учащихся. Моя задача, как наставника, содействовать профессиональному и
личностному росту молодого педагога. В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и
намечаются цели на следующий год.
ІІІ этап (третий год работы) – (контрольно-оценочный), обобщение молодым педагогом своего опыта
работы. Рефлексивная деятельность молодого педагога: анализ педагогической деятельности,
определение проблем и новых перспектив. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Цель этого этапа - раскрыть творческий потенциал молодого учителя, направлять на инновационную
деятельность. Изучение и использование современных образовательных технологий на уроках , разработка
моделей уроков. В рамках работы ШМО молодому специалисту предлагается изучить и подготовить
выступление по методической теме. Привлечение молодого специалиста к сотрудничеству с членами
методического объединения, организация мастер-классов, продолжить работу по составлению портфолио
достижений педагога. Участие в профессиональных конкурсах.
В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и намечаются цели на следующий год.
Результативность участия в профессиональных конкурсах.
Я считаю, что благодаря такому подходу к системе работы с молодыми педагогами они быстрее
преодолевают трудности, улучшают свои навыки и становятся более компетентными в своей
профессиональной деятельности.
Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:
адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
формированию его заинтересованности в работе;
развитию педагогического потенциала;
приобретению практических навыков, необходимых для педагогической работы;
выработке умения применять теоретические знания в
практической деятельности;
приобретению опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития
познавательной деятельности школьников;
созданию педагогической среды, в которой молодой педагог востребован
План работы наставника с молодым педагогом
1.Программа работы наставника с молодым педагогом.
В МБОУ «СОШ №6» существует традиция наставничества, когда администрация школы за каждым
молодым педагогом закрепляет опытного педагога. Школа реализует Программу наставничества
«Становление молодого педагога» (Приложение 1). Задачей наставника (ментора) становится
сопровождение в период адаптации, знакомство со спецификой работы педагогического коллектива,
преподавания конкретной дисциплины, введение молодого педагога в процесс профессионального
становления.
В школе выработана стратегия адресного подхода к молодым учителям, которая учитывает их
личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В
каждом конкретном случае это «Индивидуальный образовательный маршрут» (Приложение 1).
Данный метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для
сохранения и передачи накопленного опыта молодому специалисту.
Функции наставничества:
оказание помощи в адаптации к условиям педагогической деятельности, корпоративной культуре в
образовательной организации;
оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении возникающих
профессиональных трудностей;
содействие в освоении эффективных педагогических практик с различным контингентом
обучающихся;
воспитание педагогической культуры, культуры делового общения;
оценка профессиональной деятельности молодого специалиста, испытывающего профессиональные
затруднения;
совершенствование имеющихся профессиональных компетенций с учетом анализа результатов
осуществления профессиональной деятельности;
развитие профессионального становление личности молодого учителя, его профессионального
мастерства.
Цель: оказывать методическую помощь в повышении общедидактического и методического уровня
организации учебно – воспитательной деятельности и создании организационно-методических условий
для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации
поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и
профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство
для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных
потенциальных возможностей начинающего учителя;
Повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений,
достижений;
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;
Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;
Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению
квалификационного уровня.
Предполагаемыми результатами являются:
успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
спокойное вхождение в новую должность;
своевременное выполнение всех обязанностей;
установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;
свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;
установление взаимопонимания с классным коллективом;
умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;
установление взаимопонимания с родительским сообществом;
формирование собственной системы работы;
умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;
осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.
Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.
В своей работе считаю главным - не сформировать личность, а создать условия для реализации ее
способностей, не указать протоптанную тропу познания, а помочь найти свой, пусть даже
труднопроходимый путь, помочь пройти его. Используя в своей работе классическое наставничество,
считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию
успеха у молодого специалиста.
Индивидуальная программа профессионального развития молодого педагога
Цели профессионального становления молодого педагога:
создание условий для самореализации, для приобретения практических навыков, необходимых для
педагогической деятельности;
закрепление молодого специалиста в коллективе.
Основные принципы молодого специалиста:
принцип уважения и доверия к человеку;
принцип целостности;
принцип сотрудничества;
принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
планирование и организация работы по предметам;
планирование и организация воспитательной работы;
работа с документацией;
работа по самообразованию, участие в профессиональных конкурсах.
Формы работы:
беседы;
тренинговые занятия;
методические консультации, тематические педсоветы;
взаимопосещение занятий;
прохождение курсов, посещение семинаров;
участие в профессиональных мероприятиях.