Напоминание

"Описание существующей практики наставничества МБОУ «СОШ № 6 » г. Сосновый Бор Ленинградской области


Автор: Малютина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 6 "
Населённый пункт: г. Сосновый Бор , Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка в области наставнической деятельности в образовательной организации
Тема: "Описание существующей практики наставничества МБОУ «СОШ № 6 » г. Сосновый Бор Ленинградской области
Раздел: среднее образование





Назад




Описание существующей практики наставничества МБОУ «СОШ № 6 »

г. Сосновый Бор Ленинградской области

учителя-наставника Малютиной Елены Анатольевны

В современном образовании система наставничества играет ключевую роль в подготовке начинающих

педагогов к профессиональной деятельности. Под наставничеством понимается не только передача опыта и

знаний опытного педагога начинающему, но и создание благоприятной атмосферы поддержки и

взаимопонимания на рабочем месте.

Начинающий учитель, как правило, обладает теоретическими знаниями и ему не хватает

практического опыта работы в классе. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими

педагогами в нашей школе под руководством Поляковой О.Я. традиционно является одной из самых

важных составляющих методической работы. В нашей школе сложилась эффективная система

наставничества, которая включает в себя не только индивидуальное сопровождение, но и коллективное

обсуждение методических вопросов, проведение мастер-классов. Благодаря этому у нас создалась

дружественная атмосфера, где каждый учитель может найти поддержку и помощь .У нас в МБОУ «СОШ

№ 6» разработана Программа «Становление молодого педагога», где за каждым молодым педагогом

закреплён наставник. Открытое наставничество создаёт атмосферу доверия и взаимного уважения между

наставником и ментором. Оно включает в себя не только прямой контакт на рабочем месте, но и общение

по телефону или через социальные сети, что позволяет поддерживать постоянную связь и оперативно

реагировать на возникающие проблемы. В нашей школе мы придерживаемся подобного подхода к работе с

начинающими педагогами, и это даёт хорошие результаты. Мы видим, как молодые специалисты растут

профессионально, развивают свои личностные качества и умения, становятся более уверенными в себе и

эффективными в своей работе.

Задача наставника - помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества и

профессиональные умения, увидеть положительный результат совместной деятельности в результате

сотрудничества.

Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.

Цель моей работы в качестве наставника: способствовать формированию профессионально-

адаптированного, компетентного молодого педагога-практика в условиях современной школы.

Задачи:

Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации

поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;

Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и

профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство

для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;

Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных

потенциальных возможностей начинающего учителя;

Повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений,

достижений;

Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;

Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;

Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению

квалификационного уровня;

Для меня важно вселить моему наставляемому уверенность в себя и помочь ему реализовать себя в

педагогической деятельности. Я стараюсь выработать стратегию адресного подхода к молодым

учителям, которая учитывает их личностные качества, уровень профессиональной подготовки, интересы. В

каждом конкретном случае это «Индивидуальный образовательный маршрут».

Свою работу я выстроила планомерно в три этапа:

І этап (первый год работы) – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для

помогающего ему адаптироваться педагога- наставника. Наставник определяет круг обязанностей и

полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы

выработать программу адаптации.

На данном этапе применялись такие формы работы как: совместное составление плана, выработки

индивидуального маршрута по итогам проведения диагностик, проведение консультаций по оказанию

методической помощи. Знакомство с обычаями и традициями школы, с особенностями работы ШМО,

классным журналом и работой с ним. Взаимопосещение уроков и родительских собраний у наставника. В

процессе посещения уроков и занятий у моего подопечного, я обращаю особое внимание на различные

аспекты, влияющие на качество образовательного процесса. Важным элементом является подготовка к

уроку, поэтому я совместно с ментором анализируем , насколько хорошо он подготовился к занятию,

насколько четко структурирован урок, насколько глубоко продуманы методы обучения и оценки

успеваемости учащихся. Даю методические рекомендации, как правильно начать урок, разумно

распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке, даю советы по

выстраиванию траекторий при работе с родителями, объясняю вариативность путей выхода из

затруднительной ситуации.

В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и намечаются цели на следующий год.

Диагностика включает в себя:

1.

Карта индивидуального методического сопровождения ( методики изучения уровня

сформированности профессиональных компетенций);

2.

Анкета « Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»

С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Т.В. Володина), анализ профессиональных затруднений .

3.

Диагностика на начало работы ( микроисследования на выявлению факторов, стимулирующих и

препятствующих саморазвитию; по степени владения навыками самостоятельной работы; на

выявление уровня удовлетворённости как педагога работой в образовании).

4.

Анкета молодого педагога ( уровень профессиональной подготовки).

ІІ этап (второй год работы) – основной (проектировочный), процесс развития профессиональных

умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми. Наставник осуществляет

корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную

программу самосовершенствования.

На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому я

обратила внимание на требования к организации учебного процесса, ведению школьной документации,

формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся, знакомила с разнообразными методами

сплочения классного коллектива и формами работы во внеурочной деятельности. Направляла на создание

собственных разработок для внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности. Составление

«Портфолио». Выбор методической темы .

На данном этапе молодому педагогу необходимо уметь адаптировать свои методики под конкретные

потребности и особенности учащихся. Моя задача, как наставника, содействовать профессиональному и

личностному росту молодого педагога. В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и

намечаются цели на следующий год.

ІІІ этап (третий год работы) – (контрольно-оценочный), обобщение молодым педагогом своего опыта

работы. Рефлексивная деятельность молодого педагога: анализ педагогической деятельности,

определение проблем и новых перспектив. Наставник проверяет уровень профессиональной

компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих

функциональных обязанностей.

Цель этого этапа - раскрыть творческий потенциал молодого учителя, направлять на инновационную

деятельность. Изучение и использование современных образовательных технологий на уроках , разработка

моделей уроков. В рамках работы ШМО молодому специалисту предлагается изучить и подготовить

выступление по методической теме. Привлечение молодого специалиста к сотрудничеству с членами

методического объединения, организация мастер-классов, продолжить работу по составлению портфолио

достижений педагога. Участие в профессиональных конкурсах.

В августе на педсовете подводятся итоги проделанной работы и намечаются цели на следующий год.

Результативность участия в профессиональных конкурсах.

Я считаю, что благодаря такому подходу к системе работы с молодыми педагогами они быстрее

преодолевают трудности, улучшают свои навыки и становятся более компетентными в своей

профессиональной деятельности.

Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:

адаптации молодого педагога к новым условиям труда;

формированию его заинтересованности в работе;

развитию педагогического потенциала;

приобретению практических навыков, необходимых для педагогической работы;

выработке умения применять теоретические знания в

практической деятельности;

приобретению опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития

познавательной деятельности школьников;

созданию педагогической среды, в которой молодой педагог востребован

План работы наставника с молодым педагогом

1.Программа работы наставника с молодым педагогом.

В МБОУ «СОШ №6» существует традиция наставничества, когда администрация школы за каждым

молодым педагогом закрепляет опытного педагога. Школа реализует Программу наставничества

«Становление молодого педагога» (Приложение 1). Задачей наставника (ментора) становится

сопровождение в период адаптации, знакомство со спецификой работы педагогического коллектива,

преподавания конкретной дисциплины, введение молодого педагога в процесс профессионального

становления.

В школе выработана стратегия адресного подхода к молодым учителям, которая учитывает их

личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В

каждом конкретном случае это «Индивидуальный образовательный маршрут» (Приложение 1).

Данный метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для

сохранения и передачи накопленного опыта молодому специалисту.

Функции наставничества:

оказание помощи в адаптации к условиям педагогической деятельности, корпоративной культуре в

образовательной организации;

оказание моральной и психологической поддержки, мотивации в преодолении возникающих

профессиональных трудностей;

содействие в освоении эффективных педагогических практик с различным контингентом

обучающихся;

воспитание педагогической культуры, культуры делового общения;

оценка профессиональной деятельности молодого специалиста, испытывающего профессиональные

затруднения;

совершенствование имеющихся профессиональных компетенций с учетом анализа результатов

осуществления профессиональной деятельности;

развитие профессионального становление личности молодого учителя, его профессионального

мастерства.

Цель: оказывать методическую помощь в повышении общедидактического и методического уровня

организации учебно – воспитательной деятельности и создании организационно-методических условий

для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации

поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;

Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и

профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство

для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;

Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных

потенциальных возможностей начинающего учителя;

Повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений,

достижений;

Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;

Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности;

Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению

квалификационного уровня.

Предполагаемыми результатами являются:

успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

спокойное вхождение в новую должность;

своевременное выполнение всех обязанностей;

установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;

свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;

установление взаимопонимания с классным коллективом;

умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;

установление взаимопонимания с родительским сообществом;

формирование собственной системы работы;

умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;

осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.

Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.

В своей работе считаю главным - не сформировать личность, а создать условия для реализации ее

способностей, не указать протоптанную тропу познания, а помочь найти свой, пусть даже

труднопроходимый путь, помочь пройти его. Используя в своей работе классическое наставничество,

считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию

успеха у молодого специалиста.

Индивидуальная программа профессионального развития молодого педагога

Цели профессионального становления молодого педагога:

создание условий для самореализации, для приобретения практических навыков, необходимых для

педагогической деятельности;

закрепление молодого специалиста в коллективе.

Основные принципы молодого специалиста:

принцип уважения и доверия к человеку;

принцип целостности;

принцип сотрудничества;

принцип индивидуализации.

Основные направления работы:

планирование и организация работы по предметам;

планирование и организация воспитательной работы;

работа с документацией;

работа по самообразованию, участие в профессиональных конкурсах.

Формы работы:

беседы;

тренинговые занятия;

методические консультации, тематические педсоветы;

взаимопосещение занятий;

прохождение курсов, посещение семинаров;

участие в профессиональных мероприятиях.



В раздел образования